Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Впервые, термин стратегическое управление был введен в обиход на стыке 1960-70 гг. для того, чтобы обозначать разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов как Frankenhofs и Grager (1971), Ansoff (1972), Shcendel и Hathen (1972), Irwin (1974) и др.
Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом своевременно реагировать на изменения.

Содержание

Введение
1. Школы стратегического планирования. Раскройте основные характеристики, сильные и слабые стороны школы позиционирования и школы предпринимательства. Проведите сравнительный анализ полученных результатов
2. Проведите сравнительный анализ Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года и какой-либо стратегии развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, по параметрам, представленным в таблице ниже. Сделайте аналитические выводы.
Заключение.
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.docx

— 40.58 Кб (Скачать файл)

3.      Исследование отдельных факторов в динамических условиях - рассматривается влияние какого-то одного изменения. Внимание исследователей концентрировалось не только на ответных реакциях, но и на сигналах - например, объявление о начале строительства нового завода, который никогда не будет построен, так как компания лишь рассчитывает отпугнуть конкурентов;

4.      Исследование группы факторов в динамических условиях - рассматриваются групповые взаимодействия в динамических условиях.

Критика школы позиционирования осуществляется по следующим направлениям:

1.      Относительно фокусирования - фокусирование было узконаправленным. Школа позиционирования была ориентирована прежде всего на экономические аспекты, т.е. в сторону, противоположную социальным и психологическим аспектам, а также количественно неопределенным экономическим аспектам. В таком случае даже выбор стратегий может быть пристрастным, так как стратегии лидерства по издержкам имеют более обработанные данные, чем стратегии дифференцирования по качеству;

2.      Относительно контекста - критикуется узкий контекст школы позиционирования. Доминирует анализ основополагающих стратегий в зрелых отраслях. Акцент на крупные зрелые компании отражает пристрастие школы позиционирования к стабильным внешним условиям;

3.      Относительно процесса - миссия школы позиционирования не в том, чтобы выйти в свет и учить,  а в том, чтобы оставаться дома и вычислять. От стратега ожидают абстрактной бумажной работы. Чрезмерное внимание к расчетам нередко препятствует не только обучению и творчеству, но и оказывает негативное воздействие на уровень вовлеченности работников в процесс труда.  Сотрудники воспринимаются как простые исполнители;

4.      Относительно стратегий - школа позиционирования рассматривает стратегию не как уникальную перспективу, а как генерическую позицию. Весь процесс может быть сведен к формуле, позволяющей выбрать единственно верную позицию.

Таким образом, школа позиционирования с ее склонностью к анализу  и расчетам принижала роль формулирования стратегии и проведения стратегического  анализа в пользу самого процесса. 

Основные идеи о роли предпринимателя, положенные в основу школы предпринимательства, восходят к работам К. Маркса и  Й. Шумпетера.

Школа предпринимательства  занимает промежуточную позицию  междупредписывающими (или прескриптивными) школами и школами описательными (или дескриптивными), представители которых стремятся увязать объяснение принципов формирования стратегии и раз​вертывание стратегического процесса во времени. Взгляды ее во многом созвучны взглядам школы дизайна.

Всерьез претендующая на лидерство  дизайн-школа рассматривает формиро​вание стратегии как ментальный процесс, протекающий в сознании исполни​тельного руководителя организации и являющегося главным «архитектором» стратегии. Подчеркивая потребность в концептуальном подходе и не при​нимая в расчет интуицию, ее приверженцы, как правило, игнорируют анализ действий лидера организации с точки зрения индивидуальности и уникальности его личности.

Школа предпринимательства  исповедует прямо противоположный  принцип. Она не только рассматривает  стратегический процесс сквозь призму действий од​ного человека, руководителя организации, но и подчеркивает значение свойствен​ных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опы​та, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, име​нуемым видением.[8, с. 14]

Но в отличие от некоторых  других школа предпринимательства  относится к стра​тегической перспективе не как к коллективному или культурному, но индиви​дуальному построению руководителя организации. Соответственно, по мнению ее приверженцев, организация целиком и полностью зависит от диктата инди​вида. И внешняя среда организации превращается если не в вотчину ее руково​дителя, то в территорию, где он чувствует себя вполне свободно, как человек, который со знанием дела ведет свою компанию в некую защищенную нишу, на​дежное убежище.

Центральное понятие школы  предпринимательства - видение: мысленное  пред​ставление стратегии, рожденное или отображенное в сознании руководителя орга​низации. Предвидение и вдохновляет, и дает понимание того, что должно быть сделано, - руководящую идею, если хотите. Видение есть некий призрачный об​раз, а значит, оно мало напоминает четкий план (выраженный в словах и цифрах). Благодаря этому оно отличается гибкостью, и любой руководитель легко адаптиру​ет его к своему опыту. Все это предполагает, что предпринимательскую стратегию можно охарактеризовать одновременно и как предначертанную, и как развивающу​юся, продуманную с точки зрения направления и общих очертаний и возникающую неожиданно в смысле определяющихся «в процессе» деталей. Г. Минцберг же срав​нивает стратегическое мышление со «зрением».

Основные посылки школы  предпринимательства. В основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие посылки:

1.    Стратегия существует в сознании руководителя/лидера в виде перспективы, а именно интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации.

2.    Процесс формирования стратегии можно назвать полусознательным; он ба​зируется на жизненном опыте и интуиции руководителя организации неза​висимо от того, рождается идея стратегии в его сознании или он восприни​мает ее извне.

3.    Руководитель целеустремленно, даже одержимо продвигает свою концеп​цию, лично контролируя ее осуществление, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевременные коррективы.

4.    Следовательно, для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей - предначертанной с точки зрения целост​ной концепции и развивающейся, поскольку детали определяются «по ходу».

5.    Предпринимательскую организацию отличает гибкость, так как она представ​ляет собой относительно простую, чутко реагирующую на указания руководи​теля структуру - будь то начинающая фирма с единственным владельцем или крупная компания, в которой установленные процедуры и властные отно​шения оставляют руководителю-провидцу свободу для маневра.

6.    Предпринимательская стратегия тяготеет к поиску и защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.

Вклад, критика  и контекст школы предпринимательства. Школа предпринимательства выдвинула на первый план такие важнейшие аспек​ты формирования стратегии, как упреждающий (проактивный) характер этого процесса и ту роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и страте​гическое видение. Такой стиль управления особенно эффективен в первые годы существования организации, когда происходит выбор направления ее развития. Стратегии, основанные на предвидении, резко отличаются от весьма распрост​раненных «заимствованных» стратегий (как результата нетворческого подхода к управлению).

Но в построениях школы  предпринимательства есть и серьезные  изъяны. Она полностью сводит формирование стратегии к поведению одного человека, но прак​тически никак не объясняет сам стратегический процесс, остающийся находящим​ся в глубинах познавательной способности человека «черным ящиком». Единствен​ный совет, который может дать школа предпринимательства испытывающей трудности организации, - поиск нового руководителя-провидца.

Более того, предпринимательская  школа, по сути, так и не осознала того факта, что поведение, которое  одни авторы характеризуют как достойное  восхищения, воспринимается многими  как патологическое и немотивированное.

Предпринимательский подход предполагает, что ключевые решения  относи​тельно стратегии и управления принимаются лидером организации. Подобная цен​трализация гарантирует, что  стратегические  реакции будут отражать всю полноту знаний руководства о данной сфере. Она также поддерживает гибкость и адаптив​ность организации: инициативу проявляет всего один человек. С другой стороны, глава организации может так «увязнуть» в управлении деталями, что рискует упу​стить из виду стратегические соображения. И наоборот, лидер страстно увлекший​ся какой-то концепций, нередко отрывается от земли, текущая деятельность отхо​дит на второй план из-за недостатка внимания к ней, что в конечном итоге негативно отражается на деятельности организации в целом. Эти и подобные им проблемы наиболее часто встречаются в предпринимательских компаниях.

Р. Стейси выделяет ряд «пагубных последствий управления на основе пред​видения» (Stacey, 1992). 

Во-первых, «совет выработать видение недостаточно конкретен, чтобы  быть действительно полезным». 

Во-вторых, ориентация на пред​ставления руководителя приводит к тому, что внимание менеджеров компании концентрируется на единственном направлении развития: «Настаивая на том, что менеджеры организации должны безоговорочно разделять ваше восприятие будущего, вы тем самым укрепляете их в мысли, что они уже заранее знают, как надо действовать».

В-третьих, отводя предвидению  центральную роль, мы «перекладываем на плечи "лидера" непосильную  ношу». Когда мы рассматриваем проницательного  руководителя как единственную движущую силу организации, мы «укрепляем миф  о том, что в своих решениях о дальнейших шагах организация  должна полагаться на одного-двух талантливых  человек, а остальные сотрудники призваны с энтузиазмом вторить им». Такой взгляд насаждает «культуру зависи​мости и подчинения, которая в действительности препятствует плюрализму и ус​ложняет стимулирующее инновации обучение».

В-четвертых, советы относительно предвидения «отвлекают внимание от реальных действий люден в тех случаях, когда они, например, успешно осуществляют непредсказуемые срочные взаимодействия (обучение, политика)».[8, с. 156]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проведите сравнительный анализ Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года и какой-либо стратегии развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, по параметрам, представленным в таблице ниже. Сделайте аналитические выводы

Таблица 1

Характеристики

Свердловская область (Стратегия  социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года)

Муниципальное образование  – город Екатеринбург (Стратегия  развития)

1. Цель разработки

Обеспечение современных  стандартов материального и духовного  благополучия населения, основанное на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном  развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.

Главная цель стратегии города Екатеринбурга - обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и  будущих поколений горожан.

Стратегическая цель развития Екатеринбурга осуществляется проведением  активной городской политики, направленной на достижение равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, обеспечение гражданских прав и  наилучших условий жизни, учете  интересов всех тех, кто работает в городе, кто в нем учится, посещает его, ищет в нем развлечения, культуру, информацию, знания.

2. Сценарии построения  прогноза

Регион-«локомотив» развития России

Сформированный устойчивый средний класс

Пространство новой экономики

Крупнейший инфраструктурный комплекс Евразии

Эффективное местное самоуправление

Два варианта построения прогноза: при реализации программных мероприятий  и инерционном развитии событий. Стратегические программы: Екатеринбург - здоровый город; Образование - основа развития, залог успеха; Екатеринбург - культурная столица; Екатеринбург спортивный; Екатеринбург – город комфортной социальной среды.

3. Основной сценарий, заложенный  в Стратегии

Инновационный вариант.

Реализации программных  мероприятий.

4. Численность населения

В Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года определены внешние вызовы долгосрочного развития Свердловской области, одним из которых является «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития».

Согласно пессимистичному  прогнозу Росстата, в ближайшие 20 лет  численность населения в Свердловской области будет стабильно уменьшаться  и к 2031 году составит всего 4 миллиона человек. По оптимистичному прогнозу, напротив, число свердловчан к  этому же году возрастет почти  до 4,6 миллиона человек, а по среднему прогнозу составит 4,36 миллиона.

Снижение рождаемости  на 2020 год – 9,5 чел. на 1000 населения.

5. Средняя продолжительность  жизни, лет

Общая продолжительность  жизни увеличится до 75 лет

Увеличение средней продолжительности  жизни до 70,5 лет.

6. Эффективность экономики

ВРП на душу населения, в  сопоставимых ценах

940,0 тыс. руб.

Объём реализации бытовых  услуг на душу населения до 12,2 тыс. руб. Отгрузка продукции пищевой  промышленности достигнет к 2020 году - 35000 млн. руб.

7. Промышленное производство, среднегодовой прирост

Традиционный сектор - 27%

Рост оптового товарооборота  в сопоставимых ценах к 2020 году увеличится в 3 раза.

8. Доля высокотехнологичного  сектора экономики, %

Высокотехнологичный сектор - 22%

Преимущественное развитие высокотехнологичных и наукоёмких производств в 2020 году до 175 % к уровню 2008 года.

9. Ср. мес. заработная плата,  руб.

Денежный доход от 100 тыс. руб. в месяц (4-5 тыс.долларов) для среднего класса.

65,1 тыс. руб.

Соответствует показателю Свердловской области

10. Доля среднего класса, в % от общей численности населения

70 %

70 %

11. Средний уровень обеспеченности  жильем

Инерционный вариант

31,1 кв. м

Инновационный вариант

33,7 кв. м

Повысить плотность жилья  на душу населения до 23,5 кв. м.

12. Инфляция среднегодовая,  прирост цен, процентов

Снижение инфляции до 3 – 3,5 % к 2020 году.

Соответствует показателю Свердловской области

13. Рост объёма инвестиционных  вложений в экономику

Инвестиции:

инерционный вариант - 1488

млрд. рублей;

Инновационный вариант -

1828

млрд. рублей

В 2020 году в 1,7 раза к уровню 2008 года.


 

Вывод: цели разработки стратегий в принципе совпадают и связаны собеспечением современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанного на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.

Для Свердловской области  и города Екатеринбурга выделяют сценарии развития, конечно же, наиболее приемлемыми и рациональными  являются оптимистические варианты.

В Свердловской области согласно пессимистичному прогнозу Росстата, в ближайшие 20 лет численность населения будет стабильно уменьшаться и к 2031 году составит всего 4 миллиона человек. По оптимистичному прогнозу, напротив, число свердловчан к этому же году возрастет почти до 4,6 миллиона человек, а по среднему прогнозу составит 4,36 миллиона.

Ожидаемая продолжительность  жизни в Свердловской области - до 75 лет, что соответствует и Концепции  стратегического развития Российской Федерации до 2020 году по данному  показателю, в городе Екатеринбурге  значительно ниже данный показатель и составляет 70,5 лет.

В стратегии развития Свердловской области - традиционный сектор экономики  составляет - 27 %; высокотехнологичный - 22 %.сбалансированная экономика с  преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг.

Средний уровень обеспеченности жильём в свердловской области значительно  выше и по инновационному варианту в 2020 году – 33,7 кв. м., в Екатеринбурге  – 23,5 кв. м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Школа позиционирования признает многие исходные положения школ планирования и дизайна и их фундаментальные  модели, добавляя к их содержанию два  аспекта:

1.       Она подчеркивает значение стратегий самих по себе, а не только процесса, посредством которого они формируются.

2.       Фокусируясь на содержании стратегий, открыла для исследования предписывающую сторону стратегического менеджмента.

Но школа позиционирования с ее склонностью к анализу  и расчетам принижала роль формулирования стратегии и проведения стратегического  анализа в пользу самого процесса. 

Школа предпринимательства  исповедует прямо противоположный  принцип. Она не только рассматривает  стратегический процесс сквозь призму действий од​ного человека, руководителя организации, но и подчеркивает значение свойствен​ных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опы​та, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, име​нуемым видением.

Информация о работе Стратегическое планирование