Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 05:47, курсовая работа
Впервые, термин стратегическое управление был введен в обиход на стыке 1960-70 гг. для того, чтобы обозначать разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов как Frankenhofs и Grager (1971), Ansoff (1972), Shcendel и Hathen (1972), Irwin (1974) и др.
Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом своевременно реагировать на изменения.
Введение
1. Школы стратегического планирования. Раскройте основные характеристики, сильные и слабые стороны школы позиционирования и школы предпринимательства. Проведите сравнительный анализ полученных результатов
2. Проведите сравнительный анализ Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года и какой-либо стратегии развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, по параметрам, представленным в таблице ниже. Сделайте аналитические выводы.
Заключение.
Список использованных источников.
3. Исследование отдельных факторов в динамических условиях - рассматривается влияние какого-то одного изменения. Внимание исследователей концентрировалось не только на ответных реакциях, но и на сигналах - например, объявление о начале строительства нового завода, который никогда не будет построен, так как компания лишь рассчитывает отпугнуть конкурентов;
4. Исследование группы факторов в динамических условиях - рассматриваются групповые взаимодействия в динамических условиях.
Критика школы позиционирования осуществляется по следующим направлениям:
1. Относительно фокусирования - фокусирование было узконаправленным. Школа позиционирования была ориентирована прежде всего на экономические аспекты, т.е. в сторону, противоположную социальным и психологическим аспектам, а также количественно неопределенным экономическим аспектам. В таком случае даже выбор стратегий может быть пристрастным, так как стратегии лидерства по издержкам имеют более обработанные данные, чем стратегии дифференцирования по качеству;
2. Относительно контекста - критикуется узкий контекст школы позиционирования. Доминирует анализ основополагающих стратегий в зрелых отраслях. Акцент на крупные зрелые компании отражает пристрастие школы позиционирования к стабильным внешним условиям;
3. Относительно процесса - миссия школы позиционирования не в том, чтобы выйти в свет и учить, а в том, чтобы оставаться дома и вычислять. От стратега ожидают абстрактной бумажной работы. Чрезмерное внимание к расчетам нередко препятствует не только обучению и творчеству, но и оказывает негативное воздействие на уровень вовлеченности работников в процесс труда. Сотрудники воспринимаются как простые исполнители;
4. Относительно стратегий - школа позиционирования рассматривает стратегию не как уникальную перспективу, а как генерическую позицию. Весь процесс может быть сведен к формуле, позволяющей выбрать единственно верную позицию.
Таким образом, школа позиционирования с ее склонностью к анализу и расчетам принижала роль формулирования стратегии и проведения стратегического анализа в пользу самого процесса.
Основные идеи о роли предпринимателя, положенные в основу школы предпринимательства, восходят к работам К. Маркса и Й. Шумпетера.
Школа предпринимательства занимает промежуточную позицию междупредписывающими (или прескриптивными) школами и школами описательными (или дескриптивными), представители которых стремятся увязать объяснение принципов формирования стратегии и развертывание стратегического процесса во времени. Взгляды ее во многом созвучны взглядам школы дизайна.
Всерьез претендующая на лидерство
дизайн-школа рассматривает
Школа предпринимательства исповедует прямо противоположный принцип. Она не только рассматривает стратегический процесс сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, но и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, именуемым видением.[8, с. 14]
Но в отличие от некоторых других школа предпринимательства относится к стратегической перспективе не как к коллективному или культурному, но индивидуальному построению руководителя организации. Соответственно, по мнению ее приверженцев, организация целиком и полностью зависит от диктата индивида. И внешняя среда организации превращается если не в вотчину ее руководителя, то в территорию, где он чувствует себя вполне свободно, как человек, который со знанием дела ведет свою компанию в некую защищенную нишу, надежное убежище.
Центральное понятие школы предпринимательства - видение: мысленное представление стратегии, рожденное или отображенное в сознании руководителя организации. Предвидение и вдохновляет, и дает понимание того, что должно быть сделано, - руководящую идею, если хотите. Видение есть некий призрачный образ, а значит, оно мало напоминает четкий план (выраженный в словах и цифрах). Благодаря этому оно отличается гибкостью, и любой руководитель легко адаптирует его к своему опыту. Все это предполагает, что предпринимательскую стратегию можно охарактеризовать одновременно и как предначертанную, и как развивающуюся, продуманную с точки зрения направления и общих очертаний и возникающую неожиданно в смысле определяющихся «в процессе» деталей. Г. Минцберг же сравнивает стратегическое мышление со «зрением».
Основные посылки школы предпринимательства. В основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие посылки:
1. Стратегия существует в сознании руководителя/лидера в виде перспективы, а именно интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации.
2. Процесс формирования стратегии можно назвать полусознательным; он базируется на жизненном опыте и интуиции руководителя организации независимо от того, рождается идея стратегии в его сознании или он воспринимает ее извне.
3. Руководитель целеустремленно, даже одержимо продвигает свою концепцию, лично контролируя ее осуществление, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевременные коррективы.
4. Следовательно, для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей - предначертанной с точки зрения целостной концепции и развивающейся, поскольку детали определяются «по ходу».
5. Предпринимательскую организацию отличает гибкость, так как она представляет собой относительно простую, чутко реагирующую на указания руководителя структуру - будь то начинающая фирма с единственным владельцем или крупная компания, в которой установленные процедуры и властные отношения оставляют руководителю-провидцу свободу для маневра.
6. Предпринимательская стратегия тяготеет к поиску и защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.
Вклад, критика и контекст школы предпринимательства. Школа предпринимательства выдвинула на первый план такие важнейшие аспекты формирования стратегии, как упреждающий (проактивный) характер этого процесса и ту роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и стратегическое видение. Такой стиль управления особенно эффективен в первые годы существования организации, когда происходит выбор направления ее развития. Стратегии, основанные на предвидении, резко отличаются от весьма распространенных «заимствованных» стратегий (как результата нетворческого подхода к управлению).
Но в построениях школы предпринимательства есть и серьезные изъяны. Она полностью сводит формирование стратегии к поведению одного человека, но практически никак не объясняет сам стратегический процесс, остающийся находящимся в глубинах познавательной способности человека «черным ящиком». Единственный совет, который может дать школа предпринимательства испытывающей трудности организации, - поиск нового руководителя-провидца.
Более того, предпринимательская школа, по сути, так и не осознала того факта, что поведение, которое одни авторы характеризуют как достойное восхищения, воспринимается многими как патологическое и немотивированное.
Предпринимательский подход предполагает, что ключевые решения относительно стратегии и управления принимаются лидером организации. Подобная централизация гарантирует, что стратегические реакции будут отражать всю полноту знаний руководства о данной сфере. Она также поддерживает гибкость и адаптивность организации: инициативу проявляет всего один человек. С другой стороны, глава организации может так «увязнуть» в управлении деталями, что рискует упустить из виду стратегические соображения. И наоборот, лидер страстно увлекшийся какой-то концепций, нередко отрывается от земли, текущая деятельность отходит на второй план из-за недостатка внимания к ней, что в конечном итоге негативно отражается на деятельности организации в целом. Эти и подобные им проблемы наиболее часто встречаются в предпринимательских компаниях.
Р. Стейси выделяет ряд «пагубных последствий управления на основе предвидения» (Stacey, 1992).
Во-первых, «совет выработать видение недостаточно конкретен, чтобы быть действительно полезным».
Во-вторых, ориентация на представления руководителя приводит к тому, что внимание менеджеров компании концентрируется на единственном направлении развития: «Настаивая на том, что менеджеры организации должны безоговорочно разделять ваше восприятие будущего, вы тем самым укрепляете их в мысли, что они уже заранее знают, как надо действовать».
В-третьих, отводя предвидению центральную роль, мы «перекладываем на плечи "лидера" непосильную ношу». Когда мы рассматриваем проницательного руководителя как единственную движущую силу организации, мы «укрепляем миф о том, что в своих решениях о дальнейших шагах организация должна полагаться на одного-двух талантливых человек, а остальные сотрудники призваны с энтузиазмом вторить им». Такой взгляд насаждает «культуру зависимости и подчинения, которая в действительности препятствует плюрализму и усложняет стимулирующее инновации обучение».
В-четвертых, советы относительно предвидения «отвлекают внимание от реальных действий люден в тех случаях, когда они, например, успешно осуществляют непредсказуемые срочные взаимодействия (обучение, политика)».[8, с. 156]
2. Проведите сравнительный анализ Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года и какой-либо стратегии развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, по параметрам, представленным в таблице ниже. Сделайте аналитические выводы
Таблица 1
Характеристики |
Свердловская область (Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года) |
Муниципальное образование – город Екатеринбург (Стратегия развития) |
1. Цель разработки |
Обеспечение современных
стандартов материального и духовного
благополучия населения, основанное на
сбалансированном росте экономики,
эффективном государственном |
Главная цель стратегии города
Екатеринбурга - обеспечить достаточно
высокое и устойчиво Стратегическая цель развития Екатеринбурга осуществляется проведением активной городской политики, направленной на достижение равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, обеспечение гражданских прав и наилучших условий жизни, учете интересов всех тех, кто работает в городе, кто в нем учится, посещает его, ищет в нем развлечения, культуру, информацию, знания. |
2. Сценарии построения прогноза |
Регион-«локомотив» развития России Сформированный устойчивый средний класс Пространство новой экономики Крупнейший инфраструктурный комплекс Евразии Эффективное местное самоуправление |
Два варианта построения прогноза: при реализации программных мероприятий и инерционном развитии событий. Стратегические программы: Екатеринбург - здоровый город; Образование - основа развития, залог успеха; Екатеринбург - культурная столица; Екатеринбург спортивный; Екатеринбург – город комфортной социальной среды. |
3. Основной сценарий, заложенный в Стратегии |
Инновационный вариант. |
Реализации программных мероприятий. |
4. Численность населения |
В Стратегии социально- Согласно пессимистичному
прогнозу Росстата, в ближайшие 20 лет
численность населения в |
Снижение рождаемости на 2020 год – 9,5 чел. на 1000 населения. |
5. Средняя продолжительность жизни, лет |
Общая продолжительность жизни увеличится до 75 лет |
Увеличение средней |
6. Эффективность экономики |
ВРП на душу населения, в сопоставимых ценах 940,0 тыс. руб. |
Объём реализации бытовых услуг на душу населения до 12,2 тыс. руб. Отгрузка продукции пищевой промышленности достигнет к 2020 году - 35000 млн. руб. |
7. Промышленное производство, среднегодовой прирост |
Традиционный сектор - 27% |
Рост оптового товарооборота в сопоставимых ценах к 2020 году увеличится в 3 раза. |
8. Доля высокотехнологичного сектора экономики, % |
Высокотехнологичный сектор - 22% |
Преимущественное развитие
высокотехнологичных и |
9. Ср. мес. заработная плата, руб. |
Денежный доход от 100 тыс. руб. в месяц (4-5 тыс.долларов) для среднего класса. 65,1 тыс. руб. |
Соответствует показателю Свердловской области |
10. Доля среднего класса, в % от общей численности населения |
70 % |
70 % |
11. Средний уровень |
Инерционный вариант 31,1 кв. м Инновационный вариант 33,7 кв. м |
Повысить плотность жилья на душу населения до 23,5 кв. м. |
12. Инфляция среднегодовая, прирост цен, процентов |
Снижение инфляции до 3 – 3,5 % к 2020 году. |
Соответствует показателю Свердловской области |
13. Рост объёма инвестиционных вложений в экономику |
Инвестиции: инерционный вариант - 1488 млрд. рублей; Инновационный вариант - 1828 млрд. рублей |
В 2020 году в 1,7 раза к уровню 2008 года. |
Вывод: цели разработки стратегий в принципе совпадают и связаны собеспечением современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанного на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.
Для Свердловской области и города Екатеринбурга выделяют сценарии развития, конечно же, наиболее приемлемыми и рациональными являются оптимистические варианты.
В Свердловской области согласно пессимистичному прогнозу Росстата, в ближайшие 20 лет численность населения будет стабильно уменьшаться и к 2031 году составит всего 4 миллиона человек. По оптимистичному прогнозу, напротив, число свердловчан к этому же году возрастет почти до 4,6 миллиона человек, а по среднему прогнозу составит 4,36 миллиона.
Ожидаемая продолжительность жизни в Свердловской области - до 75 лет, что соответствует и Концепции стратегического развития Российской Федерации до 2020 году по данному показателю, в городе Екатеринбурге значительно ниже данный показатель и составляет 70,5 лет.
В стратегии развития Свердловской
области - традиционный сектор экономики
составляет - 27 %; высокотехнологичный
- 22 %.сбалансированная экономика с
преобладанием
Средний уровень обеспеченности жильём в свердловской области значительно выше и по инновационному варианту в 2020 году – 33,7 кв. м., в Екатеринбурге – 23,5 кв. м.
Заключение
Школа позиционирования признает многие исходные положения школ планирования и дизайна и их фундаментальные модели, добавляя к их содержанию два аспекта:
1. Она подчеркивает значение стратегий самих по себе, а не только процесса, посредством которого они формируются.
2. Фокусируясь на содержании стратегий, открыла для исследования предписывающую сторону стратегического менеджмента.
Но школа позиционирования с ее склонностью к анализу и расчетам принижала роль формулирования стратегии и проведения стратегического анализа в пользу самого процесса.
Школа предпринимательства исповедует прямо противоположный принцип. Она не только рассматривает стратегический процесс сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, но и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, именуемым видением.