Стратегическое упавление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является обзор и анализ процесса стратегического управления компанией в его современном понимании.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое управление.docx

— 695.54 Кб (Скачать файл)
  • определение того, что и по каким показателям проверять;
  • оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами,  нормативами  или другими эталонами;
  • выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; 
  • корректировка,  если  она необходима и возможна. 

      При контроле  выполнения стратегий эти задачи  приобретают вполне определенную  специфику, обусловленную тем,  что стратегический контроль  направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии  приводит к достижению целей  фирмы. Это принципиально отличает  стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует  правильность  выполнения стратегического плана,  правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций, т.к. он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться  как стратегий, так и целей фирмы.

Стратегическое  управление представляет собой концепцию  функционирования, развития и выживания  организации в условиях нестабильной и изменчивой внешней среды, основанную на применении современных методов  управления. Концепция стратегического  управления базируется на следующих  положениях:

- организация  - сложная социально-экономическая  система, имеющая ряд индивидуальных, присущих только ей особенностей;

- организация  - открытая система, подверженная  влиянию множества факторов внешней  среды. Поэтому эффективность  и устойчивость функционирования, конкурентоспособность компании  определяются ее адаптивными  возможностями; 

- любая  организация стремиться к достижению  своих целей, улучшению и удержанию  своих конкурентных позиций; 

- каждая  организация является уникальной, следовательно, и задача обеспечения  конкурентоспособности в условиях  нестабильной среды должна решаться  с учетом ее уникальных особенностей.

Использование концепции стратегического управления целесообразно в следующих ситуациях:

- появление  новых и более сложных задач,  обусловленных динамичностью и  неопределенностью внешней среды; 

- необходимость  адекватной реакции на быструю  смену задач в нестабильной  окружающей среде; 

- “высокая”  цена ошибок в случае принятия  неправильных решений; 

- отсутствие  формализованных схем и процедур  решения новых задач.

 

2. Предпосылки возникновения и этапы развития процесса стратегического управления.

 

Историки  бизнеса обычно выделяют 4 основных этапа в развитии стратегического менеджмента: бюджетирование или финансовое планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический рыночный менеджмент.

1) С конца  1890 по 30 – 50 годы 20 в. Эпоха формирования  гигантских корпораций, массового  промышленного производства и  потребления. Руководство компаний  составляли лишь финансовые сметы  – бюджет по статьям расходов  на разные цели по крупнейшим  произв–хоз функциям либо по отд. структ. единицам. Бюджеты составлялись на небольшой срок (до 1 года). Они имели внутреннюю направленность, организация рассматривалась как отдельная система. Бюджетирование составлялось для составления текущей прибыли, оптимизации затрат, мин издержек.

Приоритеты: высокая текущая прибыль, оптимальная структура затрат, управление издержками.

Недостатки: угроза долгосрочному развитию организации; задачи: бюджетирование и управление; допущения: долгосрочная нестабильность; цели: управление издержками.

2) Этап  прогнозирования благоприятных  возможностей в будущем 1950 –1960 гг.

Высокая прогнозируемость развития нац. хоз-в, успешное хозяйствование, высокие темпы  роста товарных рынков.

Идея: составление прогноза продаж предприятия на несколько лет вперед. Внешняя среда изменялась мало, и долгосрочное планирование базировалось на сложившихся ранее тенденциях.

Показатель: прогноз сбыта, маркетинга, производства, планирования, которые агрегировали в единый план развития корпорации.

Задача: достаточность внутренних ресурсов и необходимость заемных средств.

Недостаток: допущение о практически неизменной внешней среде и огрубление задачи планирования за счёт применения метода «планирование от достигнутого».

Задачи: предвидение перспективных рынков; допущение: тенденция сохранения; цели: планирование достигнутого; планирование на 5 лет с ежегодной корректировкой.

3) «от  прошлого через настоящее к  будущему». С 70х годов 20 в.  По мере нарастания кризисных  явлений в условиях рынка, динамики  и непредсказуемости рынка, усиления  международной конкуренции прогнозы  на основе экстраполяции стали  расходиться с реальными цифрами. 

Основное различие: различное понимание менеджерами роли внешних факторов, направленность «вовне». Во главу поставлен анализ как внутренних, так и внешних факторов, а также поиск путей использования внешних возможностей с учётом специфики организации.

Задача: реакция на внешние изменения; допущение: новые явления прогнозируются; цель: стратегическое мышление, адекватная реакция на динамику рынка и поведение конкурентов, понимание новой ситуации; планирование: ежегодная корректировка.

4) «от  успешного будущего – к настоящему  и обратно». 90-е годы 20 в. Факторы перехода: рост изменчивости и сложности внешней рыночной среды организации; широкое субъективное осознание недостаточной эффективности стратегического планирования; новое понимание стратегии, представленное в работах Томпсона, Чандлера, Портера, Стрикленда.

В это  время появляются новые методы решения  стратегических проблем развития организации, предложенные и внедрённые в бизнес-практику такими крупными корпорациями как General Electric, IBM, Coca Cola.

Задачи: использование стратегических окон; допущение: изменения случаются и непредсказуемы; цели: использование благоприятных возможностей; планирование: режим реального времени.

Предпосылки возникновения стратегического  управления:

  1. Повышение уровня нестабильности внешнего окружения. В настоящее время большинство отечественных предприятий работают в быстро изменяющемся и труднопредсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.
  2. Интеграционные процессы, происходящие в отечественном бизнесе, проявляющиеся в создании промышленных, финансово-промышленных и финансово-коммерческих групп, эффективное функционирование которых невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.

3. Глобализация бизнеса. Глобальные  фирмы рассматривают мир как  единое целое, в котором стираются  национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления.  Продукция глобальных фирм продается  во всех странах мира и является  важным фактором конкуренции  на национальных рынках. Противостоять  натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, разрабатывая стратегию деятельности в конкурентной среде.

Стратегический менеджмент предполагает: составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки стабильности факторов внешней среды, применение элементов стратегического планирования.

Стратегический  менеджмент это не только совокупность стратегических решений, определяющих долгосрочное развитие организации, но и конкретные действия, обеспечивающие быстрое реагирование предприятия  на изменение конкурентной среды, т.е. включает процесс реализации стратегии.

 

 

  1. Модели стратегического управления и их характеристика

Стратегическое управление, как  и любая сложная компонента менеджмента, имеет свое модельное построение. В ходе непростого развития теория стратегического менеджмента выработала много разных моделей стратегического  управления. Наибольшее распространение получили модели Фреда Р. Девида, Джона Л. Томпсона и Питера Лоранжа. Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами стратегического управления, следует выделить модель стратегического управления Ефремова В.С.

Модель  Фреда Р. Девида предполагает последовательное выполнение 3-х этапов: разработка стратегии, внедрение стратегии и оценка стратегии.

На первом этапе осуществляется определение миссии и желаемых параметров стратегии, внешний и внутренний аудит деятельности предприятия. Второй этап предполагает разработку целей, выработку политики предприятия по достижению этих целей и размещению ресурсов. На третьем этапе осуществляется оценка исполнения стратегии.

 

 

Страгегическое  планирование


Первая стадия -


Определение   миссии


1 этап



Выбор направления и целеполагание



 

Разработка целей





2 этап


 

SWOT - анализ



Стратегический анализ и диагностика



Анализ внутренней среды


Анализ внешней среды



 


3 этап



Разработка и оценка альтернативных


стратегий

Формиро-вание стратегического набора



Выбор стратегии



 


Стратегическая организация


Вторая стадия -

Реализация стратегии



 

Проведение стратегических


изменений


Стратегический контроль


Третья стадия -

Оценка и контроль


стратегических мероприятий



Процесс стратегического управления.



 

Модель стратегического управления Томпсона состоит из 4-х этапов: стратегический анализ, стратегический выбор, реализация стратегии, мониторинг и оценка.

Моделей СУ Девида и Томпсона имеют следующие недостатки:

  1. Не дают представления об исходной точке процесса стратегического управления.
  2. В этих моделях скрыта органическая взаимосвязь стратегического управления с тактическим и оперативным.

Модель  стратегического управления Ефремова В.С. рассматривает в качестве исходного пункта бизнес-идею предприятия, на основе которой разрабатываются целевые установки организации. Затем, исходя из оценки позиций предприятия в стратегическом пространстве и целевых установок, разрабатываются стратегии предприятия, которые детализируются системой целей.

На основании  поставленных целей разрабатываются  программы, проекты и система  организационного обеспечения производственно-коммерческой деятельности предприятия. В процессе выполнения намеченных действий контролируются и анализируются полученные результаты. При необходимости осуществляется корректировка программ, проектов, организационного обеспечения.

Несмотря  на отличия в подходах к моделированию  стратегического управления, в каждой модели можно выделить три стадии процесса стратегического управления:

  • Стадия стратегического планирования (стратегического анализа и выбора).На этой стадии определяются стратегии предприятия путем установления миссии, анализа стратегических позиций на основе исследования внутренних и внешних факторов.
  • Стадия стратегической организации или настройки организационной системы в соответствии с выбранной стратегией (внедрение стратегии, реализация стратегии). На стадии выполняется приведение всех ресурсов и внутрифирменных связей, всех целей, задач и областей ответственности работников в полное соответствие с выбранной стратегией; проводятся необходимые организационные изменения в предприятии и вырабатывается политика каждого из ее структурных подразделений.
  • Стадия стратегического контроля и регулирования (оценка стратегии и контроль выполнения стратегических мероприятий).

Информация о работе Стратегическое упавление