Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:43, реферат
Целью данной работы является обзор и анализ процесса стратегического управления компанией в его современном понимании.
Для крупных диверсифицированных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, целесообразно использовать трехуровневую модель стратегического управления, предложенную Питером-Лоранжем (рис. 2.).
Стратегический контроль
Стратегическая организация
Стратегическое планирование
Корпоративный
уровень
Стратегический контроль
Стратегическая организация
Стратегическое планирование
Дивизиональный уровень
Стратегический контроль
Стратегическая организация
Стратегическое планирование
Функциональный уровень
Модель стратегического управления Питера-Лоранжа.
3. Модель стратегического
В модели
стратегического управления организацией
Попова представлен первичный формат
стратегического управления. Она
одновременно отражает: структуру учебного
курса «стратегический
4. Модель стратегического
Моделей с разной степенью детальности отражает последовательность процесса стратегического управления. Модель стратегического менеджмента Томпсона отражает 4 осн. элемента стратегич. менеджмента и их содержание: стратегический анализ (ценность компании – внутренний аудит – анализ прогресса – внешний аудит – цели), стратегический выбор (поиск альтернатив – оценка - выбор), реализацию стратегии (структура – функция – люди и системы) и мониторинг реализации стратегии. Анализ рассмотренных моделей позволяет сделать вывод о том, что стратегическое управление - динамическая совокупность взаимосвязанных этапов, которые логически следуют один за другим. При этом между ними существует устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого этапа на остальные и на весь процесс стратегического управления. Это является важной отличительной особенностью стратегического управления. Содержание представленных моделей также раскрывает три основных аспекта современного стратегического управления:
5.
Модель стратегического
Модель
стратегического менеджмента
6. Модель стратегического
Модель
стратегического менеджмента
Этапы стратегического управления
Рассмотрим подробно, что конкретно должен делать стратегический менеджер компании, какова последовательность его работы, в чем ему помогают консультанты (референты, помощники).
1 этап - выбор цели с учетом финансового положения фирмы. Здесь можно выделить следующие варианты (типы целей):
а) восстановление платежеспособности. Такая цель очень актуальна для нашей экономики, когда рабочие сидят без оплаты, а главная забота руководителя - избежать банкротства;
б) увеличение массы и нормы прибыли;
в) диверсификация, то есть освоение новых сфер деятельности. Например, Ижорский завод обычно ассоциируется с производством оборудования для АЭС, атомных реакторов прокатных станов, скальных экскаваторов. Однако сейчас он является учредителем примерно 20 компаний, занимающихся и финансовыми, и внешнеторговыми операциями, и туризмом. По существу, с резким уменьшением спроса на традиционную продукцию фирмы ее генеральной целью стала диверсификация;
г) конверсия - полная смена профиля для оборонных заводов.
2 этап - уточнение, дифференциация цели. Исходя из рыночной ситуации намечается:
а) проникновение на новый рынок - наступательная стратегия фирмы на основе вытеснения конкурентов с этого рынка или сотрудничество с ними.
б) сохранение и развитие рыночных позиций - оборонительная стратегия. К примеру, наша алюминиевая промышленность и некоторые другие отрасли вышли на мировой рынок неорганизованно, отечественные предприятия сами сбивали друг другу цены. В результате за три года объем экспорта по ряду позиций существенно вырос, а выручка, напротив, снизилась на 15-20 %. Очевидно, необходимо заключение картельных соглашений об урегулировании экспортных квот и цен. У нас подобные соглашения заключили пока только предприятия - экспортеры лесного комплекса;
в) отступление, уход с неперспективных рынков. Фирме не нужно цепляться за все виды деятельности, пытаться обязательно закрепиться на всех возможных рынках. Можно и уходить с рынка, но уходить достойно, путем нормального свертывания своей деятельности.
3 этап - выбор типа маркетинговой, конкурентной стратегии. Можно выделить четыре варианта такой стратегии:
А. Неценовая конкуренция при
широком ассортименте. Данный тип
маркетинговой стратегии означает,
что фирма конкурирует
Заметим, что такой тип стратегии подходит только для крупных фирм, обладающих большим научно-техническим потенциалом.
Б. Неценовая конкуренция при узком ассортименте. Например, судостроение Скандинавии специализируется на выпуске пассажирских лайнеров (их можно заказать в Швеции и Норвегии), а Финляндия специализируется на ледоколах, на платформах для бурения. Имеет место узкая специализация, когда, например, в Финляндии можно заказывать только 3-4 типа судов.
В. Ценовая конкуренция при
В качестве примера
можно указать, что это - возможная
стратегия отечественного
Г. Ценовая конкуренция при узком ассортименте (например, при производстве каботажных судов).
4 этап - дифференциация целей в зависимости от этапов жизненного цикла изделия.
5 этап - сегментация рынка и выбор цели для каждого сегмента. Цели фирмы дифференцируются по различным сферам управленческой деятельности. К числу контролируемых показателей можно отнести: сбыт (объем реализации); доходы; уровень конкуренции; динамику цены. Специфика выпускаемого товара и стратегическая цель, которая ставится в итоге, определяют объект особого внимания для стратегического менеджмента.
6 этап - разработка целевых программ, обеспечивающих достижение целей.
Базовая цель предприятия
дифференцируется для
- характер рынков сбыта (товары, предназначенные для массового потребителя, для экспорта в развитые страны и элитных групп в России, выпускаемые по индивидуальным заказам);
- общность используемого сырья;
- единство технологии и фазы
научно-производственного
- патентная защита (выпуск по
зарубежным лицензиям, на
По каждой из
этих зон целесообразно
1. Удельный вес данной зоны (сегмента)
в общем доходе (объеме продаж)
фирмы и его динамика. Этот
показатель отражает
2. Удельный вес данной группы
товаров в общем объеме
3. Стадия жизненного цикла, на
которой находится товар.
Фазы жизненного цикла могут различаться на разных рынках. При спаде выручки в Москве и Санкт-Петербурге товар нередко лишь входит в моду в других регионах и государствах СНГ.
О различиях стратегии на разных этапах цикла дает представление табл.1.
На первом этапе
особое значение имеет фактор
времени, сокращение (без ущерба
для качества) сроков разработки
и освоения нововведения, интенсивная
реклама нового товара, укрепление
связей с поставщиками и
Табл.1. Стратегия на различных этапах жизненного цикла товара
ФАЗЫ ЦИКЛА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ |
ВНЕДРЕНИЕ |
РОСТ |
ЗРЕЛОСТЬ |
СПАД | |
СБЫТ |
низкий |
растущий |
высокий |
снижающийся |
|
ДОХОД |
минимальный (до убытка) |
высокий |
максимальный |
низкий (до убытка) | |
КОНКУРЕНЦИЯ |
высокая |
средняя |
высокая |
максимальная |
|
ЦЕНА |
невысокая |
средняя |
снижающаяся |
низкая | |
ТОВАР |
базовая модель |
модификация базовой модели |
модернизация |
индивидуальные заказы | |
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ |
сокращение сроков выхода на рынок |
наращивание объема производства |
стимулирование сбыта |
смена ассортимента | |
ОБЪЕКТЫ ОСОБОГО УПРАВЛЕНИЯ |
рынок НИР и ОКР |
производство |
маркетинг |
НИР и ОКР |