Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:16, реферат
В традиционной экономической теории предполагалось, что взаимоотношения между экономическими агентами проходят без потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером. Поэтому совершение сделок может сопровождаться серьезными потерями. Такие издержки называются трансакционными.
1.Сущность стратегии
2.Трансакционные издержки:
1.Понятие и виды трансакции
2.Понятие и значение трансакционных издержек
3.Классификация трансакционных издержек
3.Способ минимизации трансакционных затрат
4.Стратегия снижения трансакционных издержек
5.Заключение
|
РЕФЕРАТ |
«Стратегия снижения трансакционных издержек» |
2012г |
Содержание:
Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены. Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от издержек и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства.
В традиционной экономической теории предполагалось, что взаимоотношения между экономическими агентами проходят без потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером. Поэтому совершение сделок может сопровождаться серьезными потерями. Такие издержки называются трансакционными.
В теории и практики существует два противоположных взгляда на понимание стратегии [1, 8с].
При первом понимании стратегию
можно охарактеризовать как «конкретный
долгосрочный план достижения конкретной
долгосрочной цели», а выработку
стратегии «как нахождение цели и
составление долгосрочного
При втором понимании под
стратегией подразумевают «долгосрочное
количественно определенное направление
развития организации, касающееся сферы
средств и форм ее деятельности,
системы взаимоотношений внутри
организации, а также позиции
организации в окружающей среде,
приводящих организацию к ее целям».
В данном случае исключается детерминизм
в поведении организации, так
как стратегия, определяя направление
в сторону конечного состояния,
оставляет свободу выбора с учетом
изменения ситуации. В последнем
случае стратегию можно
Формирование экономической стратегии фирмы базируется на трех основных посылках[2]:
Этапы формирования экономической стратегии:
Для начала введем понятие трансакции. Данное понятие означает процесс перемещения/воспроизводства прав собственности. Близким по смыслу термином является понятие сделки. От последней трансакция отличается большим охватом экономических явлений, что можно показать яснее при помощи предложенной Дж. Коммонсом классификации трансакций. Согласно этой классификации, имеется три вида трансакций: [3, 130с]
Переговорная трансакция (bargaining transaction): Основной особенностью этого типа трансакций является симметричный характер отношений сторон, т. е. в данном случае нет командования-подчинения. Перемещение прав собственности здесь является результатом добровольного соглашения равноправных сторон. Здесь следует отметить, что понятие сделки совпадает с понятием переговорной трансакции, и, таким образом, сделка, в отличие от трансакции вообще, представляет собой ее частный случай.
Управленческая трансакция (managerial transaction): Данный тип трансакции предполагает асимметричный характер отношений сторон, т. е. они строятся по принципу командования-подчинения. При этом эти отношения имеют место между индивидами. В случае управленческой трансакции предполагается, что перемещение прав собственности происходит в результате команды одного индивида и подчинения другого индивида. Простейшим примером можно считать отношения начальника и подчиненного в фирме. Здесь происходит перемещение определенного права собственности, а именно, свободы распоряжаться своим временем по собственному усмотрению, от подчиненного к начальнику. Даже при наличии трудового договора, входе заключения которого имела место правовая симметрия между ними, это управленческая трансакция в том смысле, что они не ведут переговоры относительного каждой трудовой операции.
Рационирующая трансакция (rationing transaction): В случае данного вида трансакции также имеет место асимметричный правовой статус сторон, но в отличие от управленческой трансакции здесь команды отдает коллективный орган, а подчинение исходит от индивидов. Сюда можно отнести отношения между государством и населением, при котором происходит перемещение прав собственности, скажем, отчуждение прав собственности на часть доходов одних людей (подоходный налог) и их присвоение другим людям (социальные выплаты). При этом осуществление такой трансакции требует команды от коллективного органа и подчинения со стороны индивидов.
Товарные и институциональные трансакции
Полезно также проводить различие между товарными и институциональными трансакциями. К первым относятся операции с правами собственности, осуществляемые в рамках существующей системы общественных правил, т. е. они не сопровождаются их изменением. Институциональными трансакциями обозначаются операции с правами собственности, сопровождающиеся также изменением общественных правил.
На основании выше изложенного можно дать определение трансакционных издержек. Под ними мы будем понимать издержки, связанные с перемещением и/или защитой прав собственности. Укажем альтернативные определения:
Издержки использования рыночного механизма. Это наиболее раннее определение трансакционных издержек, данное Р. Коузом в его классической статье «Природа фирмы». Оно отражает первый уровень анализа данного феномена, на котором предполагается, что издержки возникают только при перемещении прав собственности в рамках рыночного механизма, т. е. при осуществлении переговорных трансакций.
Издержки, связанные с заключением сделок. Данное определение имеет тот же смысл, что и первое. Издержки по управлению экономической системой. Управление в экономике, в основном, предполагает сочетание редких ресурсов с целью получения определенного результата в плане удовлетворения человеческих потребностей. То или иное сочетание ресурсов предполагает и определенные операции с правами собственности, и в этом смысле управление, или экономическая организация, является источником трансакционных издержек.
Аналог трения в механических системах. В классической физике принималось упрощающее допущение об отсутствии трения при перемещении физических объектов на основе предположения о том, что оно не оказывает большого влияния на результат этого перемещения. Такое же допущение принимается в неоклассической теории, где перемещение экономических объектов, а именно, прав собственности происходит при отсутствии трения, т. е. бесплатно. Соответственно, признание большого значения трения в плане влияние на функционирование механических систем равнозначно такому же признанию значения трансакционных издержек в экономике. Издержки функционирования институциональной структуры. Под институциональной структурой принято понимать систему общепринятых правил, а эти правила можно отождествить с правами собственности при их расширительном толковании. Тогда издержки, сопровождающие операции с правами собственности, будут совпадать с понятием издержек функционирования институциональной структуры.
Классификация Р.Коуза[4]
1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов, и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.
2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.
3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.
Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.
Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.
6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.
Классификация Т. Эггертссона [5, 29-30с]
Данный перечень издержек является одним из самых популярных, хотя и не разбивается на блоки, как нижеописанные классификации.
Этот вид издержек подразделяется на четыре типа, связанные с поиском
Информация о работе Стратегия снижения трансакционных издержек