Сущность и виды рентабельности, ее значение в анализе финансово-хозяйственной деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 18:30, реферат

Краткое описание

Рентабельность – это относительный показатель прибыли, характеризующий эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, являющийся основой принятия важных финансово – экономических решений.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами анализа финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности организации.
Экономическая сущность прибыли, виду, функции и источники ее образования.
Сущность и виды рентабельности, ее значение в анализе финансово-хозяйственной деятельности организации.
Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности.
Методика анализа прибыли и рентабельности организации.
Методика анализа основных показателей прибыли.
Методика расчета показателей рентабельности.
Анализ прибыли и рентабельности организации ( на примере ОАО «Кольская ГМК»)
Краткая экономико-организационная характеристика организации ( на примере ОАО «Кольская ГМК»)
Анализ прибыли в организации (на примере ОАО «Кольская ГМК»)
Анализ показателей рентабельности в организации (на примере ОАО «Кольская ГМК»)
Оценка влияния прибыли на финансовую устойчивость.
Рекомендации по увеличению финансовой устойчивости.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

экономический анализ.docx

— 30.77 Кб (Скачать файл)

            Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

          Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

1.3. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности.

Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.

              На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как внешние, так и внутренние. К внешним относится:  конъюнктура рынка, уровень цен на материально-сырьевые и топливно- энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, ставки налогов. А к внутренним факторам относятся: уровень цен на реализуемую продукцию, уровень хозяйствования. компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность, организация производства и труда, производительность труда и др.

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.

К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:

- показатели, связанные с  повышением технического уровня  производства (внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических  характеристик изделий);

- показатели, связанные с  улучшением организации труда  и управления

(совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение  организации труда).

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.

Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий:

- рост  выручки при неизменно, либо снижающейся  себестоимости;

- снижение  себестоимости при постоянном  объеме выручки;

- либо  больший темп роста выручки  по сравнению с темпом роста  величины себестоимости.

Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям.

Однако необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и виды рентабельности, ее значение в анализе финансово-хозяйственной деятельности организации