Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 03:05, научная работа
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и
использованием различного рода информации. Причем в современных условиях
информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность.
Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он
использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его
возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности
предпринимательской деятельности.
Сущность и значение коммерческой тайны и ее защиты
1.1 Понятие коммерческой тайны и ее отличительные черты
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
В условиях жесткой конкуренции очень важно сохранить сведения, содержащие коммерческую тайну организации (предприятия).
Коммерческая тайна (КТ) - это производственная, научно-техническая, управленческая финансовая и иная документированная информация, используемая для достижения коммерческих целей (получение прибыли, предотвращение ущерба), которую предприниматель считает конфиденциальной. К конфиденциальным сведениям относятся прежде всего идеи, изобретения, открытия, технологии, особенности коммерческой деятельности, позволяющие успешно конкурировать, прибыль фирмы и другое[12, с.43].
Согласно статье 140 Гражданского Кодекса РБ, коммерческая тайна - информация, которая обладает тремя следующими признаками [1]:
- имеет действительную
или потенциальную
- к ней нет
свободного доступа на
- обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, не будет коммерческой тайной юридический адрес компании или марка автомобиля ее торгового представителя. С другой стороны, коммерческой тайной может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, которую при утечке информации могут взять на вооружение конкуренты.
При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности организации. Однако чрезмерная закрытость способна вызвать потерю клиентов (соответственно, и прибылей), так как условия рынка требуют постоянных контактов и широкой информации о деятельности компании. Поэтому руководителю необходимо четко определить предел и границы коммерческой тайны.
Второй признак тесно связан с первым: к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, доступные в открытых источниках или на основании закона. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре[7, с.32].
Существует утвержденный Советом Министров перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну («Об утверждении положения о коммерческой тайне» постановлением Совета Министров РБ от 06.11.1992 №670). Там перечислены следующие сведения:
- учредительные
документы, а также документы, дающие
право на занятие
- сведения по
установленным формам
- документы о платежеспособности;
- сведения о
численности и составе
Третий признак коммерческой тайны - организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений, а начать - с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну (порой бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была закрытой).
К организационным мерам можно отнести установление с помощью «Положения о коммерческой тайне» или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введение кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и т. д.
Насколько бы продвинутыми ни были технические меры безопасности, всегда есть люди, владеющие конфиденциальной информацией (и именно от них исходит самая большая опасность) [21, с.44]:
- работники компании, которые в силу своих трудовых обязанностей соприкасаются с коммерческой тайной;
- контрагенты, получившие
доступ к конфиденциальной
- потенциальные инвесторы;
- бизнес-партнеры, совладельцы, юристы, бухгалтеры, аудиторы, другие сторонние консультанты.
Прежде чем приступить к определению информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена по следующим группам:
1. Высшая степень
конфиденциальности. Данная информация
является ключевой в
2. Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.
3. Конфиденциальная информация - ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.
4. Информация ограниченного
доступа - ее утечка оказывает
незначительное негативное
5. Открытая информация.
Ее распространение не
1.2 Защита коммерческой
Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.
Кроме того, следует учитывать мировой опыт по защите коммерческой информации. В разных странах существуют различные приоритетные направления защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции, наряду с ними, предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирм, для Японии характерен корпоративный дух и долгосрочная занятость в фирме, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами.
Выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями[3, с.65]:
1. Законодательный.
Основан на соблюдении тех
прав предпринимателя на
2. Физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.
3. Организационный. Он включает:
- введение должности
или создания службы, ответственной
за отнесением определенной
- разделение информации
по степени конфиденциальности
и организация допуска к
- соблюдение правил
пользования информацией (не выносить
за пределы служебных
- наличие постоянно
действующей системы контроля
над соблюдением правил
4. Технический. Используются
такие средства контроля и
защиты как сигнализирующие
5. Работа с кадрами.
Предполагает активную работу
кадровых служб фирмы по
Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи, с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам.
Самый распространенный способ защиты коммерческой тайны - соглашению о неразглашении коммерческой тайны (или о соблюдении конфиденциальности). Такой договор рекомендуется заключать со всеми, кому в той или иной мере становится доступна коммерческая тайна.
Данное соглашение можно заключить как в виде отдельного документа, так и в форме одного из условий трудового договора с работниками, либо включать положения о неразглашении в гражданско-правовые договора с контрагентами. Во-первых, в таком соглашении важно указать, что именно является коммерческой тайной, дать четкое определение, не разглашая саму тайну. Обычно в такой договор включают список информации, неподлежащей разглашению. Во-вторых, четко определяются обязательства того, кому сообщается или иным образом становится доступна коммерческая тайна. Также в соглашении немаловажно определить, как разрешается использовать коммерческую тайну, и предусмотреть, что любое другое использование запрещено или требует отдельного разрешения.
В-третьих, срок, в течение которого сохраняется обязательство соблюдать конфиденциальность, обычно не ограничивается действием трудового или гражданско-правового договоров. Часто такие договора не предусматривают временного ограничения, а просто содержат фразу «...пока соответствующая информация является коммерческой тайной», то есть по-прежнему ценной, недоступной широкому кругу людей и охраняемой. Чтобы внести ясность и не спорить, является ли информация коммерческой тайной или нет, можно установить конкретный срок запрета.
В соответствии с частью второй статьи 140 Гражданского кодекса РБ, лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Статья 400 Трудового кодекса РБ содержит положение, устанавливающее материальную ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю. Ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях РБ и Уголовного кодекса РБ.
Убытки от разглашения конфиденциальной информации могут исчисляться миллионами. Именно поэтому необходимо с особенным вниманием относиться к выбору работников, а также ограничить доступ к конфиденциальной информации внутри компании.
1 Коммерческая тайна как объект защиты
1.1 Законодательная и нормативная база, регламентирующая и защищающая коммерческую тайну в Республике Беларусь
Коммерческая тайна предприятия - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Такова общая характеристика категории «коммерческая тайна» предприятия, определенная законодательно [4 с.130].
При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.
Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.
Требования к составу коммерческой тайны организации предъявляются также ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой информация только в том случае составляет коммерческую тайну, если:
- имеет действительную
или потенциальную
- к ней нет
свободного доступа на
- ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Ценность сведений может определяться посредством того, способно ли их разглашение нанести организации вред в сфере, затрагивающей интересы ее конкурентной борьбы и экономической безопасности.
Информация о работе Сущность и значение коммерческой тайны и ее защиты