Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 03:05, научная работа
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и
использованием различного рода информации. Причем в современных условиях
информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность.
Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он
использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его
возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности
предпринимательской деятельности.
Несколько иную уголовно-правовую
оценку получают действия частного лица
(нашего гражданина, иностранного гражданина
или лица без гражданства) в интересах
иностранной организации (государственные
- учреждения, органы, организации, т.е.
относящиеся к правительственной структуре;
негосударственно-
Уголовная ответственность виновного наступает за передачу иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну. При этом ответственность несут как лица, выдающие служебную тайну (работники предприятия), так и лица, собирающие (выведывание, хищение, купля) с целью передачи иностранным государственным и негосударственным организациям или их представителям.
Под действие данной статьи могут попадать действия сотрудников частных детективных фирм, занимающихся добычей чужих секретов, при условии, что адресатам передачи сведений, составляющих служебную тайну, выступают иностранные организации.
Сотрудники негосударственных детективных фирм, которые намерены оказывать услуги в сборе определенной информации по инициативе заказчика или по собственной, с целью последующей продажи заинтересованному адресату, должны выяснять для себя, чтобы не вступить в конфликт с законом, кто выступает заказчиком или какой адресат ее приобретает.
Нельзя исключать и такой ситуации, когда услугами частных детективов пожелают воспользоваться иностранные спецслужбы. Частным бизнесом движут деньги, а такие услуги щедро могут оплачиваться.
Сознательное выполнение частным детективом, например, заказов представителя иностранного государства (сотрудника органов разведки, дипломата или иностранной негосударственной организации), направленных на получение сведений, составляющих государственную (военную) тайну, или иных сведений (экономического, научно-технического, военного или другого характера), как составляющих секреты, так и не относящихся к ним, но представляющих интерес для адресата, должно оцениваться и квалифицироваться как шпионаж или измена Родина в форме шпионажа (в зависимости от гражданства детектива).
Деятельность же на территории Российской Федерации частного лица по сбору сведений о третьих государствах (работе посольства, иностранных организаций и граждан) не попадает под признаки шпионажа.
f) Деятельность
представителей спецслужб
g) Частная иностранная
фирма (компания, акционерное общество
и т.д.) через своих представителей
собирает сведения, составляющие
промышленную (коммерческую) тайну
отечественного
В этой связи следует подчеркнуть, что активизация деятельности иностранных предприятий на территории России может затрагивать и интересы национальной безопасности. Разведки иностранных государств до 80 % разведывательной информации получаю из открытых источников - газет, журналов, научной политической и экономической литературы, т.е. за счет высококвалифицированной аналитической работы. Получить же таким путем промышленную (коммерческую) информацию не представляется возможным. Секреты частных фирм на страницы открытой печати и другой общедоступной литературы не попадают. Поэтому в сфере промышленного шпионажа действуют не разведчики аналитики, а разведчики, цель которых своим действием овладеть единовременно сведениями, составляющими тайну, а не собирать их длительное время по крупицам. Хотя подготовительная работа может и занимать определенное время.
Уголовно-правовая оценка такой деятельности с позиций действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что она противозаконна. Адресат, желающий получить информацию и предмет - иные сведения, в которых он заинтересован, являются, наряду с другими, признаками шпионажа, за который предусмотрена уголовная ответственность.
Краткое рассмотрение пределов возможной защиты и сбора промышленной (коммерческой) информации свидетельствует о недостаточной пока правовой проработке данной проблемы. Однако значение и учет в предпринимательской деятельности действующего законодательства позволяют избежать серьезных ошибок и не вступать в конфликт с законом.
Говоря о возможных методах получения коммерческой информации о других предприятиях, необходимо подчеркнуть, что 90—95% всей необходимой информации может быть получено легальными методами. Остальную информацию (как правило, наиболее ценную и тщательно охраняемую) дает промышленный шпионаж с такими присущими ему методами, как похищение документов и образцов новой продукции, шантаж, подкуп сотрудников конкурирующей фирмы, подслушивание разговоров, съемка и оптическое наблюдение, несанкционированное подключение к системам связи и вычислительным сетям, засылка и вербовка агентов и даже физическая ликвидация конкурентов или их предприятий [9].
Одновременно с развитием промышленного шпионажа постоянно совершенствуются разнообразные средства защиты тайны предпринимателей. Так, например, в промышленно развитых странах в последние годы постоянно наращивает объемы производства индустрия по выпуску специальных технических средств защиты входа в служебные помещения. При этом используются такие прогрессивные новшества, как системы кодируемых карточек, биометрические системы, реагирующие на голос, подпись, отпечатки пальцев, узоры кровеносных сосудов сетчатки глаза.
Достаточно подробно специфические вопросы использования технических средств защиты коммерческой тайны своего предприятия и технических способов несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации конкурентов, освещены в литературе.
К числу наиболее доступных легальных источников получения информации можно отнести:
Систематизация и анализ такой информации требуют от предприятия больших затрат материальных и трудовых ресурсов. Нередко этим занимаются специально созданные службы, поскольку объемы информации велики, а ее достоверность иногда вызывает сомнение.
В промышленно развитых странах (например в США) соответствующих государственных органах существуют специальные посреднические службы, предоставляющие клиентам некоторые виды коммерческой информации об интересующих их предприятиях и организациях. В нашей стране законодательно определено, что предприятие предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Предприятия также публикуют данные о своей деятельности, включая годовые балансы. В то же время предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну.
Для предотвращения утечки коммерческой тайны через работников государственных органов управления и контроля, руководитель предприятия должен знать их реальные прав и предоставлять им только ту документацию, которая необходима для выполнения их служебных функций, а не любую, которую они потребуют. Прежде всего это относится к действиям работников статистической службы, антимонопольного комитета, милиции, финансовой, налоговой, санитарной, пожарной и других инспекций. Предпринимателю также необходимо знать и соблюдать порядок обжалования неправомерных действий государственных служащих, должностных лиц и работников правоохранительных органов, механизм возмещения материального и морального ущерба, причиненного фирме в результате их действий.
Каждый предприниматель должен быть знаком с процедурами приглашения консультантов, адвокатов, экспертов, а также с порядком их участия в передаче информации, относимой к категории коммерческой тайны.
В конкурентной борьбе предпринимателей промышленно развитых стран используется и такой легальный метод получения информации, как «обратный инжиниринг», известный еще со времен становления автомобильной компании Форда. При «обратном инжиниринге» в специальных лабораториях проводится разборка продукции конкурентов для определения возможных новшеств и секретов технологии изготовления.
Применение «обратного инжиниринга» регулируется законодательством отдельных стран или международными соглашениями. В большинстве случаев устанавливаются некоторые вполне оправданные ограничения использования этого метода. Например, изделия, предназначенные для исследования с помощью данного метода, должны быть приобретены на общих условиях в местах их продажи и распространения. Во многих случаях запрещается воспроизводить ту продукцию, которая защищена каким-либо товарным знаком. Кроме того, нельзя привлекать для участия в подобных исследованиях тех специалистов, которые ранее работали на предприятии – изготовителе данной продукции (в течение срока, оговоренного в контракте при предыдущем трудоустройстве).
В деле защиты предпринимательской деятельности от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия, который может стать как объектом, так и субъектом таких угроз. Это процесс предполагает проведение превентивных и текущих мер, направленных на работу с кадрами. Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже дорогостоящие средства защиты. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала. При приеме на работу проводится трехступенчатое анкетирование.
Анкетированное исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации [7].
Социологический исследовательский проект – это система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.
Программа – это изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-исследовательской деятельности [7].
Программа выражает понимание и знание:
Функции программы:
Организационная работа по проведению исследования.
Данные исследования проводятся на основе социального заказа (предприятием, фирмой, частным предпринимателем и др.), который формируется по инициативе заказчика. Без тесной взаимосвязи заказчика и исполнителя невозможно добиться полного, углубленного проведения исследовательских работ в научно-организационном менеджменте.
Заказчик – представитель управленческих структур, стремящийся в условиях неясности, недостатков, неудовлетворенности, трудностей, получить рекомендации к нововведениям по их устранению, которые не могут дать функциональные службы, имеющие дело с определенными участками производственных процессов.
Исполнитель – профессиональная группа исследователей (психолог, социолог, юрист и др.), способная проводить поиск оптимальных решений поставленной проблемы в наиболее качественное и желаемое сосотояние для заказчика.
Организационные отношения с заказчиками и исполнителями исследования:
Информация о работе Сущность и значение коммерческой тайны и ее защиты