Сущность и значение рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы провести анализ рентабельности предприятия ООО «РУМБ»
На основании сформулированных целей, рассмотрим поставленные задачи:
1) Изучить сущность и значение рентабельности предприятия
2) Рассмотреть систему показателей рентабельности: виды и методика анализа
3) Дать общая характеристика деятельности ООО «РУМБ»
4) Провести анализ динамики показателей рентабельности собственного капитала ООО «РУМБ»
5) Рассмотреть факторный анализ рентабельности собственного капитала ООО «РУМБ»

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа показателей рентабельности предприятия ………………………………………………………………………………………………………4
1.1 Сущность и значение рентабельности предприятия…………………………4
1.2 Система показателей рентабельности: виды и методика анализа….7
1.3 Цели, задачи и информационная база оценки эффективности деятельности предприятия ………………………………………………………………..……………11
2. Комплексная оценка показателей рентабельности компании ООО «РУМБ»……………………………………………………………………………………………………….…….13
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «РУМБ» ………………………13
2.2 Оценка финансового состояния организации…………………………………18
2.3 Анализ показателей рентабельности ООО «РУМБ»…………………..……20
Заключение………………………………………………………………………………………….….29
Список использованных источников ………………………………………………….…31

Вложенные файлы: 1 файл

рентабельность готовый курсач.docx

— 175.43 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

1. Теоретические основы анализа  показателей рентабельности предприятия  ………………………………………………………………………………………………………4

1.1 Сущность и значение рентабельности  предприятия…………………………4

1.2 Система показателей рентабельности: виды и методика анализа….7

1.3 Цели, задачи и информационная  база оценки эффективности деятельности  предприятия ………………………………………………………………..……………11

2. Комплексная оценка показателей  рентабельности компании ООО  «РУМБ»……………………………………………………………………………………………………….…….13

2.1 Общая характеристика деятельности  ООО «РУМБ» ………………………13

2.2 Оценка финансового состояния  организации…………………………………18

2.3 Анализ показателей рентабельности  ООО «РУМБ»…………………..……20

Заключение………………………………………………………………………………………….….29

Список использованных источников ………………………………………………….…31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность.

Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности

Тема курсовой работы актуальна потому, что рентабельность занимает важное место в системе экономических категорий. Она является непременным условием индивидуального воспроизводства и воспроизводства в масштабе всего общества

Цель курсовой работы провести анализ рентабельности предприятия ООО «РУМБ»

На основании сформулированных целей, рассмотрим поставленные задачи:

  1. Изучить сущность и значение рентабельности предприятия
  2. Рассмотреть систему показателей рентабельности: виды и методика анализа
  3. Дать общая характеристика деятельности ООО «РУМБ»
  4. Провести анализ динамики показателей рентабельности собственного капитала ООО «РУМБ»
  5. Рассмотреть факторный анализ рентабельности собственного капитала ООО «РУМБ»

 

Объект исследования – ООО «РУМБ»

 

Предметом являются причинно-следственные связи между показателями рентабельности и факторами, повлиявшими на их изменение.

Для написания курсового проекта на тему анализ рентабельности предприятия на примере ООО «РУМБ» были использованы различные учебные пособия, статистические и справочные материалы, информационные источники фирмы: «Баланс предприятия», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении капитала» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы анализа показателей рентабельности предприятия

 

1.1 Сущность и значение рентабельности  предприятия

 

Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия

Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.[6.C.576]

В широком смысле слова, понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Но определение рентабельности как прибыльности недостаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило, изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.

Итак, рентабельность это коэффициент, полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована

величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

       Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д.

Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

  • отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
  • отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней нормы прибыли, а устанавливается государством в плановом порядке с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений.

 

1.2 Система показателей рентабельности: виды и методика анализа

 

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы

1) показатели рентабельности капитала (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе  потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:

 

 

 

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям рассмотрим следующую очевидную зависимость:

 

 

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов.

рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.

 

 

         Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. Подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий.

Например,

 

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

 

;

;

или

 

;

;

,

 

где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

- реализация  продукции (работ, услуг) отчетного  и базисного периодов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

         

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

         

         Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

ЧПДС - чистый приток денежных средств

 

 

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

Информация о работе Сущность и значение рентабельности предприятия