Сущность и содержание стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления.
В первой части курсовой работы рассматривается сущность стратегического планирования - что представляет собой стратегическое планирование, а также требования, которые необходимо выполнять при разработке стратегического плана предприятия, организации, а также функции стратегического планирования.
Вторая часть работы целиком посвящена рассмотрению и решению задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1.Сущность и содержание стратегического планирования……………………………..4
1.1.Цели и задачи стратегического планирования………………………………………5
1.2.Принципы планирования……………………………………………………………...8
2.Ресурсный и целевой подход к планированию………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………………………14
Практическая часть работы……………………………………………………………...15
Задание №1…………………..……………………………………………………………15
Задание №2………………………………………………………………………………..17
Задание №3………………………………………………………………………………..18
Задание №4………………………………………………………………………………..21
Задание №5………………………………………………………………………………..22
Задание №6………………………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

стратегическое планирование 2.docx

— 124.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………3

1.Сущность и содержание  стратегического планирования……………………………..4

1.1.Цели и задачи стратегического  планирования………………………………………5

1.2.Принципы планирования……………………………………………………………...8

2.Ресурсный и целевой  подход к планированию………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список используемой литературы………………………………………………………14

Практическая часть работы……………………………………………………………...15

Задание №1…………………..……………………………………………………………15

Задание №2………………………………………………………………………………..17

Задание №3………………………………………………………………………………..18

Задание №4………………………………………………………………………………..21

Задание №5………………………………………………………………………………..22

Задание №6………………………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем  любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды. 
         Термин «стратегическое планирование», как и термин «стратегическое управление», широко вошел в практику западного менеджмента организации в 60-е годы XX века. При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни. 

Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, по этому данная тема является очень актуальной в наши дни.

Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления.

При написании работы основными источниками информации послужили труды по стратегическому управлению таких авторов, как Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Петров А.Н, Г. Минцберг, Дж. Лэмпел и др. экономических деятелей.

В первой части курсовой работы рассматривается сущность стратегического планирования - что представляет собой стратегическое планирование, а также требования, которые необходимо выполнять при разработке стратегического плана предприятия, организации, а также функции стратегического планирования.

Вторая часть работы целиком посвящена рассмотрению и решению задач.

 

 

 

1.Сущность  и содержание стратегического  планирования.

Стратегический план − основной вид плана. Его назначение − определение целей, стратегии, программ производства продукции, формирование и использование потребляемых ресурсов, программ нововведений. Стратегический план отражает все виды деятельности предприятия. Он должен быть комплексным научно обоснованным, разрабатываться на основе использования современных методов планирования. Стратегический план ориентирован во времени и разрабатывается на несколько лет. Это может быть план на 3-5 и более лет. Зависит это от сложности производства и длительности реализации стратегии. Ключевыми элементами стратегического планирования является определение целей, разработка альтернатив их реализации, выбор оптимального варианта реализации стратегии, а также программ реализации оптимального варианта.

Разработка стратегического плана завершается его оценкой и составлением сводной таблицы основных технико-экономических показателей.

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача — обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.

В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Тем не менее, в последнее время наметилась общепринятая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как фирма и ее структурные подразделения распоряжаются своими ресурсами. 
Стратегический план может включать следующие разделы:

  • корпоративная миссия; 
  • продукция (услуги); 
  • конкуренция; 
  • рынки; 
  • ресурсы;
  • деловой «портфель»; 
  • инновации, инвестиции.

Содержанием стратегического планирования является планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур.

Речь идет, прежде всего, о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решении других социальных проблем (уровня и качества жизни, развития отраслей социальной инфраструктуры), осуществлении мероприятий в сфере экологии, поддержке науки, направлении финансовых потоков в стране и т.д. 

На микроуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики (фирм, других рыночных организаций) - разработка стратегических программ и планов их деятельности в среднесрочной и дальнесрочной перспективах, создающих необходимые предпосылки для выживания в условиях острой конкурентной борьбы.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

 

1.1.Цели и задачи стратегического  планирования.

Стратегическое планирование должно быть направлено на достижение конкретных стратегических целей.

Наиболее важными целями, достижение которых обеспечивает долгосрочные конкурентные преимущества предприятию, являются:

  • расширение рынка продаж, максимизация прибыли;
  • обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности активов;
  • достижение внутренней гибкости и устойчивости в условиях нестабильных рынков;
  • создание и развитие инновационного потенциала;
  • повышение эффективности использования ресурсов предприятия и его производственных возможностей;
  • формирование эффективных мотивационных механизмов, интегрирующих интересы персонала, собственников (акционеров) и менеджмента в направлении реализации как текущих, так и долгосрочных интересов предприятия и ожиданий потребителей.

Достижение стратегических целей осуществляется путем удовлетворения запросов потребителя (клиента).

Основной задачей стратегического планирования является концентрация ресурсов предприятия, производственных и сбытовых процессов на удовлетворении запросов потребителя, а также максимизации финансового результата (прибыли).

Процессы стратегического планирования происходят на разных уровнях. На диверсифицированных предприятиях стратегии формируются на четырех организационных уровнях:

  • I уровень – стратегия для предприятия в целом с входящими в него отдельными бизнесами (корпоративная стратегия);
  • II уровень – стратегии функциональной деятельности общефирменного уровня (организационная, портфельная, инновационная, кадровая, управления мотивациями);
  • III уровень – стратегия для каждого отдельного бизнеса (стратегия СБЕ);
  • IV уровень – стратегия для функциональных служб внутри каждого бизнеса (маркетинговая, производственная, финансовая и др. стратегии).

На предприятиях с одной сферой деятельности (одним бизнесом) иерархия имеет два уровня: стратегия бизнеса и функциональные стратегии, включающие стратегии общефирменного уровня.

Стратегия охватывает все стороны деятельности предприятия в достижении поставленных целей.

Предлагается следующая классификация стратегий:

  • стратегии общефирменного уровня: организационная, портфельная, инновационная, кадровая, управления мотивациями;
  • функциональные стратегии: маркетинговая (продуктово-рыночная), ресурсная, производственная, финансовая;
  • стратегия обособленных бизнес-единиц (отдельных видов бизнеса);
  • корпоративная стратегия.

Это предполагает стратегическое планирование на трех уровнях: уровне обособленных бизнес-единиц (центров прибыли), уровне функциональных сфер деятельности, уровне предприятия в целом для обеспечения его корпоративных стратегических целей.

Эмерсон: «Если не цели, то нет смысла выбирать дорогу».                

Цели должны быть: 
- реальными и достижимыми; 
- измеримыми; 
- однозначными; 
- конкретизированными и детализированными по подразделениям; 
- понятными исполнителям. 
 

Главная задача стратегического планирования — обеспечить гибкость и нововведения в деятельности организации, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде.

В рамках стратегического планирования решаются 4 основные задачи:

- распределение ресурсов,

- адаптация к внешней  среде,

- внутренняя координация,

- формирование стратегической  организационной культуры.

К стратегическим задачам планирования относятся следующие:

1. Ранжирование  целей, формулировка проблем и  постановка задач развития фирмы  в рамках ее стратегического  предназначения (миссии).

2. Обязательность  определения динамики приоритетности  во времени факторов успеха  фирмы с целью динамичного выбора ведущих функций и видов деятельности.

3. Разработка  перечня противоречий в развитии  фирмы, путей и способов их  разрешения. Например, производства  новой продукции должны сопровождаться  освоением новых технологий с  сокращением ее выпуска на  основе старых технологий.

4. Определение  исходного потенциала фирмы и  ее возможностей в решении  проблем развития и поставленных  задач для достижения поставленных  целей.

5. Планирование  развития источников обеспечения  качественными ресурсами, разработки  новых модификаций и заменителей  традиционных ресурсов, режимов  ресурсосбережения и охраны окружающей  среды.

6. Систематизация, оценка и анализ факторов внешней  среды («окружения» фирмы) по направлениям  экономической деятельности и  экономических отношений по схеме: сильные и слабые стороны, возможности  и угрозы.

7. Оценка качественных  и количественных результатов.

По определению Г. Р. Райтера единственной задачей стратегического планирования является обеспечение возможности стратегического управления организацией. Не будет большой ошибкой и обратное суждение: единственной задачей стратегического управления является обеспечение возможности стратегического планирования организации.

1.2.Принципы  планирования.

Логика стратегического планирования опирается на определенные закономерности, получившие название принципов планирования. Под принципом планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, так и самой практики планирования, и определяющего задачи, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.

Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления обществом, организацией, и для нее общезначимыми являются четыре общих принципа управления:

Информация о работе Сущность и содержание стратегического планирования