Сущность и содержание стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления.
В первой части курсовой работы рассматривается сущность стратегического планирования - что представляет собой стратегическое планирование, а также требования, которые необходимо выполнять при разработке стратегического плана предприятия, организации, а также функции стратегического планирования.
Вторая часть работы целиком посвящена рассмотрению и решению задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1.Сущность и содержание стратегического планирования……………………………..4
1.1.Цели и задачи стратегического планирования………………………………………5
1.2.Принципы планирования……………………………………………………………...8
2.Ресурсный и целевой подход к планированию………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………………………14
Практическая часть работы……………………………………………………………...15
Задание №1…………………..……………………………………………………………15
Задание №2………………………………………………………………………………..17
Задание №3………………………………………………………………………………..18
Задание №4………………………………………………………………………………..21
Задание №5………………………………………………………………………………..22
Задание №6………………………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

стратегическое планирование 2.docx

— 124.99 Кб (Скачать файл)

1) принцип единства экономики  и политики при приоритетности  политики;

2) принцип единства централизма  и самостоятельности;

3) принцип научной обоснованности  и эффективности управленческих  решений;

4) принцип сочетания  общих и локальных интересов  при приоритете интересов более  высокого ранга и стимулирования  личной и коллективной заинтересованности  в выполнении управленческих  решений.

Применительно к стратегическому планированию названные принципы имеют следующее содержание.

1. Принцип единства экономики и политики при приоритетности политики , содержанием которого является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной на реализацию соответствующими субъектами управления. Политика – это не что иное, как организационно оформленная система интересов соответствующих общностей людей. Она выражает их отношения между собой и с государством, направление этой деятельности в сторону, позволяющую реализовать эти интересы. В системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнению со всеми другими, и в этом смысле политика является концентрированным выражением экономики. Вместе с тем для беспрепятственного развития экономики нужны соответствующие политические условия, необходимо государство со всеми своими институтами, органами власти. Следовательно, без приоритетного начала политики в управлении экономика не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой. На микроуровне собственники коммерческих субъектов формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.

2. Принцип единства централизма и самостоятельности состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывая их интересы, а с другой – обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении. В рамках фирмы централизм и самостоятельность в стратегическом планировании находят свое конкретное применение в предоставлении своим филиалам максимально возможной свободы хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии развития фирмы.

3. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов , стратегических программ, планов означает необходимость учета в процессе их составления следующих требований:

а) соблюдения всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление отдельных элементов и сфер деятельности. Разрабатывая прогнозы проектов стратегических программ и планов, необходимо исходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности экономических законов рыночного хозяйства, законов развития социальных отношений и законов развития науки и техники;

б) глубокого изучения и практического использования в плановой работе достижений современной отечественной и зарубежной науки и техники в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики;

в) умения на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы на своевременное техническое перевооружение и обновление производства, на гибкую восприимчивость достижений научного прогресса и быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;

г) обеспечения в процессе стратегического планирования органического единства стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;

д) повышения степени достоверности планово-учетной информации, являющейся информационной базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов;

е) постоянного совершенствования технологии разработки всех плановых документов;

ж) обеспечения комплексного использования всех других элементов методологии стратегического планирования.

4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов означает, во-первых, объективную необходимость органической увязки интересов различных классов, социальных слоев, коллективов коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечение в процессе управления стратегических целей программ и проектов планов, а также подготовку мероприятий, способствующих их достижению. Во-вторых, при регулировании производственных процессов, происходящих в национальной экономике, с помощью федеральных и региональных целевых комплексных стратегических программ и планов – решение этих проблем на основе приоритета укрепления безопасности общества и других общечеловеческих ценностей. В-третьих, создание (с помощью системы экономических стимулов, в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения необходимыми материальными ресурсами) личной и коллективной заинтересованности работников в успешном выполнении плановых заданий.

 

2.Ресурсный  и целевой подход к планированию.

Рассмотрим методологические подходы, которые приобретают все большее значение. Под методологическим подходом понимается направленность использования логики, принципов и методов планирования. Логика принципа системности базируется на сочетании ресурсного (генетического) и целевого (нормативного) подходов, которые различаются в соответствии с признаком, характеризующим отношение перспективных задач к целям социального и экономического развития (рис.1).

 

 

 

 

Генетический(ресурсный) подход. Формирование представления о будущем состоянии объекта и внешней среды при сохранении существующих тенденции их развития (выявление проблемных ситуаций).




 

 

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ УВЯЗКА 


Нормативный(целевой)подход. Проектирование желаемого(будущего, нормативного) состояния объекта планирования.





   

        

Разработка политики, направленной на достижение желаемого (запланированного) результата.


 

Рис.1. Схема сочетания ресурсного и целевого подхода к планированию.

В условиях перехода к рыночным отношениям, когда отсутствует государственное распределение ресурсов, ресурсный подход становится неприемлемым, предприятия, отрасли, территории самостоятельно выбирают стратегию и цели своего развития. Различия в целях приводит к различным потребностям в ресурсах. При этом более целесообразным становится целевой подход.

Ресурсный подход (рис.2, а) широко использовался в условиях государственного централизованного планирования и заключается в определении ресурсного потенциала, распределении ресурсов и эффективном использовании выделенных государством ресурсов. Объектом планирования при этом подходе выступали объемы ресурсов (лимиты, фонды) и соответствующие им объемы продукции (товары, услуги).

 

а) ресурсный

Макроэкономические расчеты общих объемов государственных ресурсов.

Распределение ресурсов по отраслям с учетом приоритетов.

Расчет показателей полноты и сроков удовлетворения экономических и социальных потребностей отрасли и территории.


 

    I этап                                             II этап                                                  III этап

 

б) целевой

 

Выбор эконмической стратегии и определение конкретных целей развития предприятия (территория) по основным направлениям.

 

Расчет объемов, структуры, ассортимента товаров и услуг для удовлетворения потребительского спроса.

Определение потребности в материальных, трудовых, финансовых ресурсах в соответствии с поставленными целями.


        

          I этап                                                  II этап                                            III этап

 

Рис.2.Методологические подходы к стратегическому планированию.

 

Как видим (рис. 2, б), суть целевого подхода заключается в ориентации на достижение конкретных целей, которые устанавливаются с учетом спроса и предложения на товары и услуги, а также в соответствии с внутренними возможностями предприятия (территории). Таким образом, при целевом планировании объектом выступают конкретные цели, а ресурсы являются необходимым инструментом для их достижения.

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мною были рассмотрены теоретические вопросы, связанные со

стратегическим планированием. Проведена оценка необходимости введения на предприятии стратегического планирования.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

1. Стратегия — сложное  и потенциально мощное орудие, с помощью которого

современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Но это - непростое орудие, и его внедрение и использование обходятся недешево.

2. Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности, а также при сбоях в обеспечении правопорядка, в работе системы здравоохранения и городского коммунального хозяйства.

Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания, как инструмент

управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных

учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.

3. Стратегическое планирование  как логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, которые стремились повернуть вспять процесс замедления роста и морального устаревания техники и технологий.

В отличие от предшествовавшего ему долгосрочного планирования стратегическое

планирование является значительно более сложным процессом, влияющим на организацию. Во многих случаях в начальный период применения стратегическое планирование вызывало на фирме сопротивление и не давало желаемого улучшения

в ее деятельности.

Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностью

хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений. Чтобы их

реализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему стратегического

планирования.

    

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Фридман, А.М. Финансы организации (предприятия) [Текст]: учебник / А.М. Фридман. – М: Дашков и К, 2013. -  488 с. 
2. Хангер, Дж.Д. Основы стратегического менеджмента [Текст]: учебник / Дж.Д Хангер, Т.Л. Уилен. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 318 с. 
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Центр, 2009.- 595 с. 
4. Дихтль Е., Херюген Х. Практический маркетинг./Пер. с нем. А.М. Макарова. Под ред. И.С. Минькл. – М.: Высшая школа, 2011. – 255 с.

5. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Минск.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2009. – 464 с.

6. Ковалев В.В. Финансовый  анализ. – М.: Финансы и статистика, 2010.– 456 с.

7. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 456 с.

8. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 324 с.

9. Герчикова,  И.Н. Менеджмент [Текст]:  учебник / И.Н. Герчикова. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с.

10.Русинов Ф.М. Менеджмент: Учебник. – М: Центр, 2009. – 566 с.

11. Долгов, А.И. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко. – М: Флинта; МПСИ, 2011. - 277 с.

12. Жуков, Б.М. Маркетинг [Текст]: учебное пособие / Б.М. Жуков, А.А. Романов, В.П. Басенко. – М: Дашков и К, 2012. - 440 с.

13. Панов, А.И. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 302 с.

14. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии [Текст]: учебник / Р.В. Савкина. – М: Дашков и К, 2013. - 322 с.

15. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Текст]: учебник / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М: Издательское объединение «Юнити», 2012. - 577 с.

 

 

 

 

 

Практическая часть работы.

Задание №1. На основании нижеприведенных показателей областного бюджета (таблица) выполните следующие задания:

1)рассчитайте  недостающие показатели бюджета;

2)определите объем  бюджетных доходов, объем бюджетных  расходов, величину бюджетного дефицита;

3)изучить объем  и структуру налоговых доходов;

4)проанализируйте  соотношение бюджета текущих  расходов и бюджета развития, сделайте выводы.                                                                                                            Таблица 1

Бюджет области

Наименование доходов

Сумма тыс.руб.

Наименование расходов

Сумма тыс.руб.

1.Налоговые доходы –  всего:

2125460

1.Государственное управление .

63093

    1. Прямые налоги на прибыль:
  • налог н прибыль;
  • подоходный налог с физических лиц.

 

781576

136100

2.Судебная власть и  правоохранительная деятельность.

230515

    1. Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда.

53500

3.Промышленность, энергетика  и строительство.

88221

    1. Налоги на товары и услуги:
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы.

 

451300

140845

4.Сельское хозяйство в  рыболовство.

215274

    1. Налог на имущество предприятий.

519315

5.Охрана окружающей среды  и природных ресурсов.

3226

    1. Платежи за использование природных ресурсов, в т.ч.;
  • земельный налог.

42824

39774

6.Транспорт, дорожное хозяйство, связь в т.ч.:

  • автомобильный транспорт;
  • речной флот и содержание водных путей;
  • железнодорожный транспорт.

387148

 

331523

 

3638

 

31185

2.Неналоговые доходы - всего:

1411347

7.Жилищно-коммунальное хозяйство.

1274

2.1.Доходы от государственной  собственности, в т.ч.:

  • доходы от реализации займов.

74527

64487

8.Предупреждение и ликвидация  чрезвычайной ситуации.

17448

2.2.Доходы от продажи  государственного имущества.

45500

9.Образование.

223093

2.3.Прочие неналоговые  доходы, в т.ч.:

  • возврат бюджетных ссуд нижестоящими бюджетами;
  • возврат товарного кредита.

451193

159944

 

151804

10.Культура и искусство.

43270

3.Безвозмездные перечислени, в т.ч.:

  • трансферт из федерального бюджета.

676094

284500

11.Средство массовой информации.

11094

4.Доходы от бюджетных  фондов.

164033

12.Здравоохранение.

132469

 

 

13.Физическая культура.

9964

14.Социальная политика.

515738

15.Прочие расходы –  всего:

  • дотации в районные и городские бюджеты;
  • субвенции в районные и городские бюджеты.

2648082

958153

62834

ИТОГО бюджет текущих расходов.

4601003

16.Бюджет развития –  всего:

157632

Итого:

3536807

Итого:

4757635

Информация о работе Сущность и содержание стратегического планирования