Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:36, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления.
В первой части курсовой работы рассматривается сущность стратегического планирования - что представляет собой стратегическое планирование, а также требования, которые необходимо выполнять при разработке стратегического плана предприятия, организации, а также функции стратегического планирования.
Вторая часть работы целиком посвящена рассмотрению и решению задач.
Введение……………………………………………………………………………………3
1.Сущность и содержание стратегического планирования……………………………..4
1.1.Цели и задачи стратегического планирования………………………………………5
1.2.Принципы планирования……………………………………………………………...8
2.Ресурсный и целевой подход к планированию………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………………………14
Практическая часть работы……………………………………………………………...15
Задание №1…………………..……………………………………………………………15
Задание №2………………………………………………………………………………..17
Задание №3………………………………………………………………………………..18
Задание №4………………………………………………………………………………..21
Задание №5………………………………………………………………………………..22
Задание №6………………………………………………………………………………..23
1) принцип единства экономики и политики при приоритетности политики;
2) принцип единства централизма и самостоятельности;
3) принцип научной
4) принцип сочетания
общих и локальных интересов
при приоритете интересов
Применительно к стратегическому планированию названные принципы имеют следующее содержание.
1. Принцип единства экономики и политики при приоритетности политики , содержанием которого является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной на реализацию соответствующими субъектами управления. Политика – это не что иное, как организационно оформленная система интересов соответствующих общностей людей. Она выражает их отношения между собой и с государством, направление этой деятельности в сторону, позволяющую реализовать эти интересы. В системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнению со всеми другими, и в этом смысле политика является концентрированным выражением экономики. Вместе с тем для беспрепятственного развития экономики нужны соответствующие политические условия, необходимо государство со всеми своими институтами, органами власти. Следовательно, без приоритетного начала политики в управлении экономика не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой. На микроуровне собственники коммерческих субъектов формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.
2. Принцип единства централизма и самостоятельности состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывая их интересы, а с другой – обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении. В рамках фирмы централизм и самостоятельность в стратегическом планировании находят свое конкретное применение в предоставлении своим филиалам максимально возможной свободы хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии развития фирмы.
3. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов , стратегических программ, планов означает необходимость учета в процессе их составления следующих требований:
а) соблюдения всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление отдельных элементов и сфер деятельности. Разрабатывая прогнозы проектов стратегических программ и планов, необходимо исходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности экономических законов рыночного хозяйства, законов развития социальных отношений и законов развития науки и техники;
б) глубокого изучения и практического использования в плановой работе достижений современной отечественной и зарубежной науки и техники в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики;
в) умения на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы на своевременное техническое перевооружение и обновление производства, на гибкую восприимчивость достижений научного прогресса и быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;
г) обеспечения в процессе стратегического планирования органического единства стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;
д) повышения степени достоверности планово-учетной информации, являющейся информационной базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов;
е) постоянного совершенствования технологии разработки всех плановых документов;
ж) обеспечения комплексного использования всех других элементов методологии стратегического планирования.
4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов означает, во-первых, объективную необходимость органической увязки интересов различных классов, социальных слоев, коллективов коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечение в процессе управления стратегических целей программ и проектов планов, а также подготовку мероприятий, способствующих их достижению. Во-вторых, при регулировании производственных процессов, происходящих в национальной экономике, с помощью федеральных и региональных целевых комплексных стратегических программ и планов – решение этих проблем на основе приоритета укрепления безопасности общества и других общечеловеческих ценностей. В-третьих, создание (с помощью системы экономических стимулов, в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения необходимыми материальными ресурсами) личной и коллективной заинтересованности работников в успешном выполнении плановых заданий.
2.Ресурсный
и целевой подход к
Рассмотрим методологические подходы, которые приобретают все большее значение. Под методологическим подходом понимается направленность использования логики, принципов и методов планирования. Логика принципа системности базируется на сочетании ресурсного (генетического) и целевого (нормативного) подходов, которые различаются в соответствии с признаком, характеризующим отношение перспективных задач к целям социального и экономического развития (рис.1).
Генетический(ресурсный) подход. Формирование представления о будущем состоянии объекта и внешней среды при сохранении существующих тенденции их развития (выявление проблемных ситуаций). |
ИНТЕРАКТИВНАЯ УВЯЗКА
Нормативный(целевой)подход. Проектирование желаемого(будущего, нормативного) состояния объекта планирования. |
Разработка политики, направленной на достижение желаемого (запланированного) результата. |
Рис.1. Схема сочетания ресурсного и целевого подхода к планированию.
В условиях перехода к рыночным отношениям, когда отсутствует государственное распределение ресурсов, ресурсный подход становится неприемлемым, предприятия, отрасли, территории самостоятельно выбирают стратегию и цели своего развития. Различия в целях приводит к различным потребностям в ресурсах. При этом более целесообразным становится целевой подход.
Ресурсный подход (рис.2, а) широко использовался в условиях государственного централизованного планирования и заключается в определении ресурсного потенциала, распределении ресурсов и эффективном использовании выделенных государством ресурсов. Объектом планирования при этом подходе выступали объемы ресурсов (лимиты, фонды) и соответствующие им объемы продукции (товары, услуги).
а) ресурсный
Макроэкономические расчеты общих объемов государственных ресурсов. |
|
Распределение ресурсов по отраслям с учетом приоритетов. |
Расчет показателей полноты и сроков удовлетворения экономических и социальных потребностей отрасли и территории. |
I этап
б) целевой
Расчет объемов, структуры, ассортимента товаров и услуг для удовлетворения потребительского спроса. |
|
Определение потребности в материальных, трудовых, финансовых ресурсах в соответствии с поставленными целями. |
I этап
Рис.2.Методологические подходы к стратегическому планированию.
Как видим (рис. 2, б), суть целевого подхода заключается в ориентации на достижение конкретных целей, которые устанавливаются с учетом спроса и предложения на товары и услуги, а также в соответствии с внутренними возможностями предприятия (территории). Таким образом, при целевом планировании объектом выступают конкретные цели, а ресурсы являются необходимым инструментом для их достижения.
Заключение
В данной работе мною были рассмотрены теоретические вопросы, связанные со
стратегическим планированием. Проведена оценка необходимости введения на предприятии стратегического планирования.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого
современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Но это - непростое орудие, и его внедрение и использование обходятся недешево.
2. Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности, а также при сбоях в обеспечении правопорядка, в работе системы здравоохранения и городского коммунального хозяйства.
Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания, как инструмент
управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных
учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.
3. Стратегическое планирование как логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, которые стремились повернуть вспять процесс замедления роста и морального устаревания техники и технологий.
В отличие от предшествовавшего ему долгосрочного планирования стратегическое
планирование является значительно более сложным процессом, влияющим на организацию. Во многих случаях в начальный период применения стратегическое планирование вызывало на фирме сопротивление и не давало желаемого улучшения
в ее деятельности.
Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностью
хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений. Чтобы их
реализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему стратегического
планирования.
Список используемой литературы
1. Фридман, А.М. Финансы
организации (предприятия) [Текст]: учебник
/ А.М. Фридман. – М: Дашков и К, 2013. - 488 с.
2. Хангер, Дж.Д. Основы
стратегического менеджмента [Текст]:
учебник / Дж.Д Хангер, Т.Л. Уилен. – М: ЮНИТИ-ДАНА,
2011. - 318 с.
3. Виханский О.С. Стратегическое
управление: Учебник. - М.: Центр, 2009.- 595
с.
4. Дихтль Е., Херюген
Х. Практический маркетинг./Пер. с нем.
А.М. Макарова. Под ред. И.С. Минькл. – М.:
Высшая школа, 2011. – 255 с.
5. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Минск.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2009. – 464 с.
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2010.– 456 с.
7. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 456 с.
8. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 324 с.
9. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник / И.Н. Герчикова. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с.
10.Русинов Ф.М. Менеджмент: Учебник. – М: Центр, 2009. – 566 с.
11. Долгов, А.И. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко. – М: Флинта; МПСИ, 2011. - 277 с.
12. Жуков, Б.М. Маркетинг [Текст]: учебное пособие / Б.М. Жуков, А.А. Романов, В.П. Басенко. – М: Дашков и К, 2012. - 440 с.
13. Панов, А.И. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 302 с.
14. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии [Текст]: учебник / Р.В. Савкина. – М: Дашков и К, 2013. - 322 с.
15. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Текст]: учебник / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М: Издательское объединение «Юнити», 2012. - 577 с.
Практическая часть работы.
Задание №1. На основании нижеприведенных показателей областного бюджета (таблица) выполните следующие задания:
1)рассчитайте
недостающие показатели
2)определите объем бюджетных доходов, объем бюджетных расходов, величину бюджетного дефицита;
3)изучить объем и структуру налоговых доходов;
4)проанализируйте
соотношение бюджета текущих
расходов и бюджета развития,
сделайте выводы.
Бюджет области
Наименование доходов |
Сумма тыс.руб. |
Наименование расходов |
Сумма тыс.руб. |
1.Налоговые доходы – всего: |
2125460 |
1.Государственное управление . |
63093 |
|
781576 136100 |
2.Судебная власть и
правоохранительная |
230515 |
|
53500 |
3.Промышленность, энергетика и строительство. |
88221 |
|
451300 140845 |
4.Сельское хозяйство в рыболовство. |
215274 |
|
519315 |
5.Охрана окружающей среды и природных ресурсов. |
3226 |
|
42824 39774 |
6.Транспорт, дорожное хозяйство, связь в т.ч.:
|
387148
331523
3638
31185 |
2.Неналоговые доходы - всего: |
1411347 |
7.Жилищно-коммунальное |
1274 |
2.1.Доходы от государственной собственности, в т.ч.:
|
74527 64487 |
8.Предупреждение и ликвидация чрезвычайной ситуации. |
17448 |
2.2.Доходы от продажи государственного имущества. |
45500 |
9.Образование. |
223093 |
2.3.Прочие неналоговые доходы, в т.ч.:
|
451193 159944
151804 |
10.Культура и искусство. |
43270 |
3.Безвозмездные перечислени, в т.ч.:
|
676094 284500 |
11.Средство массовой |
11094 |
4.Доходы от бюджетных фондов. |
164033 |
12.Здравоохранение. |
132469 |
|
13.Физическая культура. |
9964 | |
14.Социальная политика. |
515738 | ||
15.Прочие расходы – всего:
|
2648082 958153 62834 | ||
ИТОГО бюджет текущих расходов. |
4601003 | ||
16.Бюджет развития – всего: |
157632 | ||
Итого: |
3536807 |
Итого: |
4757635 |
Информация о работе Сущность и содержание стратегического планирования