Тарифная система оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:49, реферат

Краткое описание

Особая роль в структуре доходов работника принадлежит заработной плате. Она является основным источником доходов для подавляющего числа работников. На размер заработной платы может влиять занятость, соотношение спроса и предложения на рабочую силу. Однако государство законодательно устанавливает уровень минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), и минимальную заработную плату, которая не должна быть меньше уровня физиологического прожиточного минимума. Заработная плата может рассчитываться по тарифной и бестарифной системам. В современных условиях предприятия, независимо от организационно-правовых форм, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы построения тарифной системы оплаты труда
1.1 Элементы организации тарифной системы
Глава 2. Формы и системы оплаты труда и условия их применения
2.1 Сдельная форма оплаты труда
2.2 Повременная форма оплаты труда
2.2.1 Простая повременная система оплаты труда
2.2.2 Повременно-премиальная система оплаты труда
2.2.3 Окладная система оплаты труда
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тарифные системы оплаты труда. на печать.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Глава 1. Основы построения тарифной системы оплаты труда

1.1 Элементы организации тарифной  системы 

Глава 2. Формы и системы оплаты труда и условия их применения

2.1 Сдельная форма оплаты труда

2.2 Повременная форма оплаты  труда

2.2.1 Простая повременная система оплаты труда

2.2.2 Повременно-премиальная система  оплаты труда

2.2.3 Окладная система оплаты  труда

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особая роль в структуре доходов работника принадлежит заработной плате. Она является основным источником доходов для подавляющего числа работников. На размер заработной платы может влиять занятость, соотношение спроса и предложения на рабочую силу. Однако государство законодательно устанавливает уровень минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), и минимальную заработную плату, которая не должна быть меньше уровня физиологического прожиточного минимума. Заработная плата может рассчитываться по тарифной и бестарифной системам. В современных условиях предприятия, независимо от организационно-правовых форм, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда. Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет стимулировать результаты труда и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность, необходимую рентабельность и прибыльность продукции. Цель данной работы – исследование тарифной системы оплаты труда, условий ее применения.

Задачами являются:

1.      Изучение основы построения тарифной системы оплаты труда, принципов построения, элементов.

2.      Изучение форм оплаты труда.

3.      Изучение систем оплаты труда, условий их применения на производстве.

Объект исследования – тарифные системы оплаты труда.

Предмет исследования – основы построения тарифной системы, формы и системы оплаты труда

 

 

 

 

Глава 1. Основы построения тарифной системы оплаты труда в организации

Тарифная система – совокупность норм и нормативов, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда исходя из различий в сложности выполняемых работ и условий труда, интенсивности и характера труда. 

 

1.1 Элементы организации тарифной  системы

Организация тарифной системы оплаты труда на предприятии состоит из следующих основных элементов:

- формирование фонда оплаты  труда;

- нормирование труда;

- установление тарифной системы оплаты труда;

- выбор наиболее рациональных  форм и систем заработной платы.

Фонд оплаты труда представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера. Нормирование труда – это определение необходимых затрат рабочего времени на выполнение конкретного объема работ в конкретных организационно-технических условиях. Нормирование труда дает возможность учитывать качество труда и индивидуальный вклад работника в общие результаты деятельности предприятия. Оно является эффективным инструментом управления, при помощи которого осуществляются планирование, организация, руководство и контроль за имеющимися ресурсами – трудовыми, материальными, финансовыми. Тарифная система позволяет соизмерить разнообразные конкретные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения, то есть качество труда. Она состоит из следующих основных элементов: единые тарифные сетки (как отраслевые, так и внутрипроизводственные, то есть разрабатываемые непосредственно на предприятии и в организациях различных отраслей и форм собственности), тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки (оклады), районные коэффициенты к заработной плате, доплаты и надбавки к тарифным ставкам, минимальная оплата труда.

 

Тарифная сетка

Тарифные сетки по оплате труда – инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности для различных групп работников.

Принципы построения:

1. Определение исходной базы  на уровне не ниже минимальной  заработной платы.

2. Нарастание ставок по разрядам, обеспечивающее материальную заинтересованность работников в труде высокой квалификации на основе использования соответствующих тарифных коэффициентов.

Параметры тарифной сетки:

- число разрядов;

- диапазон сетки – соотношение (в %) тарифных ставок крайних ее разрядов;

- межразрядные соотношения –  абсолютное и относительное (в %) нарастание ставок от разряда  к разряду (тарифные коэффициенты). Абсолютное возрастание тарифных  коэффициентов представляет собой  разницу между тарифными коэффициентами. Относительное возрастание тарифных коэффициентов представляет собой отношение большего коэффициента к меньшему минус 1, выраженное в процентах. Величина тарифного коэффициента показывает, во сколько раз уровень оплаты труда (работ) рабочих данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих), отнесенных к первому разряду. Рассмотрим в качестве примера Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы.

 

Таблица 1. ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы.

Разряды оплаты труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тарифные коэффициенты.

1

1,3

1,69

1,91

2,16

2,44

2,76

3,12

3,53

3,99

4,51

Разряды оплаты труда.

12

13

14

15

16

17

18

       

Тарифные коэффициенты.

5

5,76

6,51

7,36

8,17

9,07

10,07

       

 

Абсолютное возрастание между 1-м и 2-м разрядами = 0,30 (1,3-1,0).

Относительное возрастание между 7-м и 8-м разрядами = 13% ((3,12/2,76)*100%)

Диапазон сетки 1:10,07

В ЕТС профессии рабочих тарифицируются с 1-го по 8-й разряды; служащие, специалисты и руководители – со 2-го по 18-й разряды.

 

Тарифно-квалификационные справочники

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих призван регламентировать организацию труда этих категорий работников, а также обеспечить рациональный подбор, расстановку и использование кадров. Справочник включает квалификационные характеристики должностей руководителей предприятий и организаций, их структурных подразделений, а также специалистов и других работников. Квалификационные характеристики каждой должности имеют три раздела: «должностные обязанности» (функции, которые могут быть полностью или частично поручены для выполнения работнику, занимающему данную должность); «должен знать» - основные требования, предъявляемые работнику в отношении специальных знаний, знаний законодательных актов, руководящих и нормативных документов, а также методов и средств, которые ему следует применять при выполнении должностных обязанностей, «квалификационные требования» - уровень и профиль специальной подготовки работника, необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей и требования к стажу работы.

Тарифно-квалификационные характеристики рабочих даются по разрядам и состоят, как правило, из трех разделов: «характеристика работ» (описание наиболее типичных для данной профессии и данного разряда работ): «должен знать» (изложение основных требований к квалификации рабочего, необходимой для качественного выполнения работ, приведенных в разделе – «характеристика работ»); «примеры работ» (содержит перечень работ, наиболее типичных для данной профессии и данного разряда). В России действует единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессии и рабочих (ЕТКС) квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих (КСД) производственных отраслей, квалификационный справочник должностей служащих бюджетной сферы. ЕТКС – нормативно-методический документ используется для определенная разрядов работ и рабочих, для составления программ подготовки и повышения квалификации рабочих в системе профессионального образования и непосредственно на производстве. С помощью ЕТКС решается наиболее трудная задача сопоставления (соизмерения) разнообразных видов работ по степени их сложностей, а, следовательно, и по уровню квалификации. Тарификация рабочих, то есть присвоение им в зависимости от уровня профессиональных знаний и трудовых навыков определенного разряда, осуществляется комиссией на основе действующего ЕТКС, которая включает более 70 выпусков для профессий, общих во всех отраслях народного хозяйства, а также отраслевые выпуски и является обязательным для применения на государственных предприятиях и рекомендательным для предприятий других форм собственности.

 

Тарифные ставки

Тарифные ставки – это выраженный в денежной форме размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Они определяют уровень оплаты труда, так как заработок работника, прежде всего, зависит от размера тарифной ставки 1-го разряда, которая рассчитывается из установленного минимального размера оплаты труда и продолжительности рабочего времени.

Тарифная ставка работника соответствующей квалификации определяется по формуле

Т ст.i = Тст.*Ктi,

где Тст.i – тарифная ставка работника соответствующей квалификации; Тст.

- тарифная ставка 1-го разряда; Ктi – тарифный коэффициент i-го разряда. 

Тарифная ставка 1-го разряда может быть:

- часовой (для рабочих-сдельщиков и повременщиков);

- дневной (для рабочих-сдельщиков  и повременщиков);

- месячной (для работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся  на бюджетном финансировании).

Предприятия сами определяют тарифные ставки 1-го разряда и должностные оклады руководителей, специалистов и служащих, которые не могут быть меньше рассчитанных по минимальному размеру оплаты труда.

Месячная тарифная ставка 1-го разряда в соответствии с принципами разработки ЕТС не может быть ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого в законодательном порядке. 

 

Районные коэффициенты к заработной плате

Районное регулирование заработной платы включают:

- районные коэффициенты к заработной  плате. Они представляют собой  нормативный показатель степени увеличения заработной платы в зависимости от местоположения предприятия и устанавливаются с учетом степеней дискомфорта проживания, которые образуют пять зон. Диапазон районных коэффициентов колеблется от 1,5 до 2,0. Размер повышения заработной платы работников определенного региона зависит от разницы в ценах на товары и тарифах на услуги в сравнении наиболее благоприятными этой точки зрения, как правило, центральными регионами страны. Районные коэффициенты устанавливаются централизовано (в отраслях бюджетной сферы) или в коллективно-договорном процессе (на предприятиях предпринимательского сектора экономики) на основе сопоставления стоимости потребительской корзины с учетом реальной структуры потребления и уровня цен на товары и услуги;

- процентные надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выплачиваются по истечении шести месяцев, а максимального размера достигают после пяти лет непрерывного стажа работы в этих условиях. В зависимости от стажа работы и местности надбавки колеблются от 10 до 100% заработка;

- коэффициенты за работу в  пустынях и безводных местностях  и за работу в условиях высокогорья  призваны возместить потери в  заработной плате, вызванные понижением  работоспособности человека в экстремальных условиях труда,

в связи с необходимостью формирования относительно единых условий для воспроизводства рабочей силы. Коэффициенты установлены в диапазоне от 1,0 до 2,0.

С помощью районного регулирования заработной платы устанавливаются различия в уровнях заработной платы по регионам страны с целью обеспечения равных условий воспроизводства рабочей силы, а также создания стимулов для привлечения и закрепления кадров в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями проживания населения, особенно в недостаточно развитых и обжитых, развитие которых принципиально важно для функционирования экономики. Районное регулирование заработной платы является обязательным требованием государства к субъектам хозяйствования, работодателю и работнику.

 

Доплаты и надбавки к основной заработной плате

Действующие в России системы оплаты труда в качестве одного из элементов предусматривает выплату доплат и надбавок к основному заработку. Доплаты и надбавки принято разделять на

- стимулирующие (имеют целью формировать побудительные мотивы к труду в той или иной сфере, а также к более высокой результативности труда);

- компенсационные (призваны обеспечить  возмещение потенциальных потерь (трудо- и работоспособности, производительности  использования профессионально-квалификационного потенциала) работников по независящим от них причинам).

Надбавки призваны служить компенсацией или стимулом в связи с относительно постоянно действующими факторами труда и производства, относительно устойчивыми характеристиками профессионально-квалификационного уровня и деловых качеств работников. На предприятиях применяют надбавки за высокое профессиональное мастерство; высокие достижения в труде; выполнение особо важной работы на срок ее проведения; персональные надбавки, устанавливаемые по решению руководителя. Особые условия оплаты труда включают оплату при отклонении от нормальных условий труда, оплату работы в сверхурочное время, оплату работы в праздничные дни, оплату за работу в ночное время и другое.

Доплаты имеют целью компенсировать воздействие на работника переменных факторов организации труда и производства, а также стимулировать высокие, прежде всего сверхнормативные достижения в труде. Доплаты могут устанавливаться за отклонение от нормальных условий труда; совмещение профессий; выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; допуск к государственной тайне; бригадирам, не освобожденным от основной работы; за обучение высококвалифицированным рабочим и специалистам менее квалифицированных коллег непосредственно рабочем месте.

Доплаты и надбавки, как элементы структуры заработной платы, в ряде случаев занимают существенное место в формировании ее величины. Самое важное в этом процессе – использование компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок в соответствии с их функциональным назначением. Степень централизованного регулирования надбавок, исходя из их экономической структуры, должна быть большей, чем доплат, призванных отражать меняющиеся условия трудового процесса и организации производства. В этой связи гарантированный (минимальный) уровень надбавок целесообразно устанавливать законодательно, а доплаты могут регламентироваться в коллективно-договорных процессах. 

Информация о работе Тарифная система оплаты труда