Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:00, курсовая работа
Факторинговые операции являются одним из методов финансового обеспечения и регулирования денежного оборота коммерческих организаций. История становления факторинга в Европе относится к 50-60гг. ХХ века. В этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим покупателям. В США большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века. В 60-х годах на мировом рынке появился переизбыток товаров, что породило на свет фразу "Покупатель всегда прав", т.е. стал формироваться устойчивый рынок покупателя.
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты факторинга и реализация факторинговых операций
1.1 История и предпосылки возникновения факторинговых операций
1.2 Классификация факторинговых операций
1.3 Технология оказания факторинговых услуг
1.4 Оценка и анализ рынка факторинговых услуг в РФ
Глава 2. Осуществление факторинговых операций на примере Банк НФК (ООО)
2.1 Общая характеристика организации
2.1.1 Описание Банк НФК (ООО)
2.1.2 Организационная структура предприятия
2.2 Организация факторинговой деятельности Банк НФК (ООО)
Глава 3.Развитие и совершенствование факторинговой деятельности
3.1 Пути совершенствования факторинговой деятельности в Банке НФК
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Приложения
Введение
факторинг операция банк услуга
Факторинговые операции являются одним из методов финансового обеспечения и регулирования денежного оборота коммерческих организаций. История становления факторинга в Европе относится к 50-60гг. ХХ века. В этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим покупателям. В США большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века. В 60-х годах на мировом рынке появился переизбыток товаров, что породило на свет фразу "Покупатель всегда прав", т.е. стал формироваться устойчивый рынок покупателя. Таким образом, продавец оказался вынужден идти на создание все более льготных условий продаж, среди которых прочные позиции занимает рассроченный платеж – товарный кредит. Придя на смену оплате товаров по факту поставки, он стал одним из главных видов правоотношений между продавцом и покупателем, однако долгое время доминировали документарные формы погашения товарного кредита: либо дебитор оформлял свой долг, выписывая продавцу вексель, либо применялась аккредитивная форма расчетов. Естественно, это было не очень удобно для дебитора, ведь в таком случае он должен был погасить товарный кредит точно в срок независимо от возможных финансовых трудностей. На устойчивом рынке покупателя дебиторы имели возможность диктовать свои условия, и, стараясь сохранить завоеванные рынки сбыта, продавцы были вынуждены согласиться с изменением порядка расчетов за поставляемую продукцию. Однако переход к расчетам по открытому счету, пришедший на место векселя и аккредитива, вызвал резкое падение платежной дисциплины покупателей практически во всем мире. Это привело к значительному росту риска потери ликвидности для продавца, справиться с которым могли только крупные компании, имевшие большое количество различных покупателей. Для того чтобы поддержать продавцов в такой ситуации, возник факторинг, ставший, прежде всего средством финансового обеспечения деятельности продавца на время вынужденного отвлечения оборотных средств на сроки товарных кредитов его покупателям. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара в размере до 85-90% от суммы поставки позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков. Таким образом, факторинг явился средством, способствующим росту новых компаний и упрочению связей между поставщиками и покупателями.
Дипломная работа посвящена изучению различных аспектов проведения факторинговых операций.
Целью дипломной работы является изучение управления факторинговыми операциями в коммерческих банках.
Предметом исследования являются факторинговые операции.
Объектом является Банк НФК (ООО).
Актуальность темы, исходя из приведенного выше обзора, связана с расширением практики, как использования, так и оказания факторинговых услуг в экономике РФ, а значит необходимостью выработки научно обоснованных стратегии и тактики Фактора и его Клиента, как субъектов факторингового обслуживания.
Основными задачами проведенного в дипломной работе исследования являлись:
Проблеме управления факторинговыми операциями уделено большое внимание в российской и западной литературе. Так же написано множество статей, посвященных факторингу и внедрению его в новые предприятия. Цель данных пособий – изучение средств, методов и технологий обоснования управления факторинговыми операциями на предприятии, приобретение навыков применения данных, полученных в ходе анализа на улучшение благосостояния предприятия.
Вышеперечисленными задачами определяется структура дипломной работы, которая включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, теоретических и практических, заключение, библиографию и приложения.
Факторинговые операции являются одним из методов финансового обеспечения и регулирования денежного оборота коммерческих организаций.
Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в 17 веке Дом факторов (House of Factors). В то время крупные европейские торговые дома имели свои представительства в колониях-факториях, которые возглавляли Факторы (торговые посредники по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках). Перед Фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки. Большое количество факторинговых компаний возникло в конце 19 века в США. Они являлись агентами «делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а также, по причине больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. (Del credere agent-торговый агент, гарантирующий оплату всех товаров, которые он продает от имени своего принципала, если его клиент окажется неплатежеспособен. В качестве компенсации риска неплатежа он взимает дополнительное комиссионное вознаграждение). С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика, а некоторые функции из вышеперечисленных отпали, например, функция хранения и сбыта товара.
Продажи любого товара или услуги по предоплате или оплате "по факту" прекращается одновременно с исчерпанием платежеспособного спроса непосредственных потребителей (для поставщиков сырья таковыми являются производители конечной продукции, для производителей - оптовые торговцы, для оптовиков - розничные торговцы). При этом никакие ценовые скидки или качество сервиса не способны изменить ситуацию и увеличить объем продаж. Другое дело - товарный кредит, который фактически позволяет покупателям расплачиваться за товар после его реализации. В этом случае объем продаж товара ограничивается лишь платежеспособным спросом конечного потребителя, т.е. фактически совокупным платежеспособным спросом населения.
Именно поэтому, как только в первой половине двадцатого века объем предложения товаров стал превышать платежеспособный спрос непосредственных потребителей, поставщики не замедлили перейти к их товарному кредитованию. Исторически первыми были документарные формы товарного кредита (аккредитив, вексель), которые и сейчас продолжают оставаться достаточно распространенными. Их удобство для поставщика, помимо всего прочего, состоит в том, что при необходимости их можно бы было дисконтировать в банках или иных кредитных учреждениях и тем самым обеспечить себе оборотные средства в размере, достаточном для продолжения текущей деятельности [8].
Однако рост конкуренции среди поставщиков привел к тому, что они стали считаться с запросами потребителей, для которых документарная форма оформления товарного кредита была крайне неудобной, так как вне зависимости от изменения конъюнктуры рынка, и, следовательно, сроков фактической реализации того или иного товара, они были принуждены к расчетам "день в день", что подрывало их ликвидность, не говоря уже о затратах, связанных с оформлением "товарно-кредитных" документов. Поэтому следующей исторически обусловленной формой платежных условий товарного кредита стала так называемая оплата по открытому счету, которая не требует никаких дополнительных документов, кроме собственно договора поставки и счета за проданный товар. Такая форма обеспечила для покупателей некоторую свободу по срокам оплаты товара, однако для поставщиков она создала серьезные проблемы в ликвидности и лишила их возможности пополнять оборотные средства, участвуя в дисконтных операциях банков[9].
Ситуация с принуждением со стороны покупателей заставила поставщиков прибегать к товарному кредитованию с оплатой по открытому счету, что служит прекрасной иллюстрацией слов Морриса Адельмана, сказанные по несколько иному поводу: "Определенная степень монополии ("значительное влияние при уторговывании условий") на одной стороне рынка может служить средством развития конкуренции на другой его стороне. Сильный и влиятельный покупатель, потеря расположения которого отрицательно сказывается на деятельности фирмы-продавца, постоянно ищет слабое звено, на которое он может нажать, свертывая ценовой фронт. В его власти склонить сначала одну, а потом и все компании к соглашению, после чего с помощью других покупателей он может разрушить систему контроля цен и не допускать ее последующего восстановления".
Сочетание мощи покупателей с недостатком сил у компаний, занимающихся перепродажей, выглядит особенно характерным для условий розничной торговли. Это связано с тем, что влияние продавца на розничного торговца, который кроме товара данного продавца оперирует несколькими тысячами других разнородных товаров, значительно ниже, чем по отношению к потребителю, получающему лишь узкий круг однородных товаров. Возможности розничной торговли оказывать давление на поставщиков потребительских товаров при определенных условиях были статистически исследованы Майклом Портером. Он считает, что таких возможностей больше у продавцов товаров типа обуви или бытовой техники, т. к. умения и опыт каждого торгового агента во многом определяет выбор покупателей. Что касается книг или, например, продуктов питания, они переходят в руки потребителей под воздействием, главным образом, рекламы или привычек, но не индивидуальных усилий продавца.
Ключевым количественным показателем, определяющим силу влияния покупателей, является средневзвешенная концентрация покупателей, определяемая Шеререм и Россом как средней уровень концентрации для рынков, на которые поступает продукция рассматриваемой отрасли, взвешенной по соотношению объема закупок в каждой отрасли к общему объему продаж[12].
По существу факторинг является формой финансирования товарного кредита. Товарный кредит в ХХ веке стал одним из главных правоотношений между Продавцом и Покупателем, придя на смену оплате товаров по факту поставки. На протяжении длительного времени преобладали документарные формы погашения товарного кредита: Должник выписывал Продавцу вексель или открывал в его пользу аккредитив. Такая форма расчетов приводила дебитора к росту накладных расходов и обязанности погасить товарный кредит точно в срок независимо от возможных финансовых трудностей. Не желая вовремя отдавать долги, а иногда и просто не имея возможности, Покупатели стали отказываться от документального оформления своих обязательств, прибегая к так называемому платежу по открытому счету, стараясь сохранить завоеванные рынки сбыта, Продавцы были вынуждены согласиться с изменением порядка расчетов за поставляемую продукцию. Переход к расчетам по открытому счету вызвал ухудшение платежной дисциплины Покупателей практически во всем мире. Это привело к значительному росту риска потери ликвидности для Продавца, справиться с которым могли только крупные компании с диверсифицированными продажами и отлаженной системой контроля и управления рисками[12].
Чтобы поддержать Продавцов в такой ситуации факторинг стал логичным и удобным выходом из сложившейся ситуации, являясь прежде всего средством финансового обеспечения деятельности Продавца на время вынужденного отвлечения оборотных средств на сроки товарных кредитов его Покупателям, а также административного управления дебиторской задолженностью и учета его продаж.
Факторинговые услуги в их современном представлении были оказаны впервые американским банком «First National Bank of Boston» в 1947 году, однако официально они были признаны в США в 1963 году, когда правительственная организация-контролер денежного обращения приняла решение о том, что факторинговые операции представляют собой законный вид банковской деятельности[1].
В Великобритании первая факторинговая компания была открыта в 1960 году. Во Франции процедура факторинга введена с 1965 года.
Уже к середине 60-х годов были созданы две крупнейшие на данный момент факторинговые группы: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным IFG (и далее используются данные IFG) мировой оборот факторинговых операций вырос за 1999 г. на 52 % и составил 615.784 миллионов евро, причем объем международного факторинга увеличился на 30%, составив 35.168 миллионов евро. Эта факторинговая группа насчитывает 60 компаний из 34 стран мира. На ее членов приходится пятая часть всех факторинговых операций в мире.
С началом в 1990-х годах реформ в России трудности с осуществлением платежей стали оказывать отрицательное влияние на функционирование местных рынков, а также межгосударственных рынков, связывающих Россию с другими странами бывшего Советского Союза, поддерживавшими с ней тесные торговые отношения. Под действием инфляции платежные системы, основанные на местной валюте, оказались практически парализованными. Расстройство транспортного сектора привело к нарушениям циркуляции платежных документов между расчетными центрами, управляемыми центральными банками стран бывшего Советского Союза. Столкнувшись с такой ситуацией, многие предприниматели стали удовлетворять свои платежные потребности, перейдя на расчеты наличными, бартер, использование твердой валюты. Имел место и значительный рост просроченной взаимной задолженности предприятий или объемов межфирменных торговых кредитов. Технически эта задолженность возникла из-за того, что Продавцы имели возможность истребовать перечисления средств из банков Покупателей, пользуясь платежным требованием - дебетовым средством платежа. Хотя Покупателям, по крайней мере формально, предоставлялось время для того, чтобы решить, удовлетворить ли «просьбу о платеже» в виде такого требования, в действительности перевод средств происходил в значительной степени автоматически, если банк Покупателя соглашался удовлетворить это требование. Банки, однако, отказывались оплачивать предъявляемые их потерявшим ликвидность Клиентам платежные требования путем перевода средств от имени этих Клиентов, и в результате просроченная взаимная задолженность предприятий достигла очень крупных размеров. Таким образом, причиной возникновения просроченной задолженности явилась неликвидность Покупателей в сочетании с готовностью Продавцов продолжать поставки товаров без их своевременной оплаты. Пытаясь решить проблему взаимной просроченной задолженности предприятий, центральные банки стран бывшего Советского Союза ввели летом 1992 года запрет на использование платежных требований по большинству сделок.
Информация о работе Теоретические аспекты факторинга и реализация факторинговых операций