Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:00, курсовая работа
Факторинговые операции являются одним из методов финансового обеспечения и регулирования денежного оборота коммерческих организаций. История становления факторинга в Европе относится к 50-60гг. ХХ века. В этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим покупателям. В США большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века. В 60-х годах на мировом рынке появился переизбыток товаров, что породило на свет фразу "Покупатель всегда прав", т.е. стал формироваться устойчивый рынок покупателя.
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты факторинга и реализация факторинговых операций
1.1 История и предпосылки возникновения факторинговых операций
1.2 Классификация факторинговых операций
1.3 Технология оказания факторинговых услуг
1.4 Оценка и анализ рынка факторинговых услуг в РФ
Глава 2. Осуществление факторинговых операций на примере Банк НФК (ООО)
2.1 Общая характеристика организации
2.1.1 Описание Банк НФК (ООО)
2.1.2 Организационная структура предприятия
2.2 Организация факторинговой деятельности Банк НФК (ООО)
Глава 3.Развитие и совершенствование факторинговой деятельности
3.1 Пути совершенствования факторинговой деятельности в Банке НФК
Заключение
Список использованной литературы
Понимая значимость товарного кредита для стабильного развития и роста продаж, у Поставщиков товаров и услуг появилась потребность к осмыслению существующего мирового опыта. В России внедрение факторинга было начато в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР. В силу полного отсутствия на тот момент какой–либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с Поставщиком, так и с Покупателем, причем Поставщику гарантировались платежи путем кредитования Покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом[16].
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу, они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г. набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже «Мост-банк». На протяжении ряда лет факторингом в России пробовали заниматься и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк». В силу ряда объективных и субъективных причин ни одна из вышеперечисленных попыток не закончилась успехом.
В данное время банковская система России проходит очень интересный этап. Практически завершена перестройка в банковской системе после августовского кризиса 1998 г. Олигархические банковские структуры такие, как «СБС-Агро», «Онексимбанк», «Российский кредит» потеряли свое былое величие и влияние в банковском сообществе. Ими были созданы так называемые бридж-банки: «1 О.В.К.», «Росбанк», «Импэксбанк», но они сумели лишь отчасти перенять от своих предшественников высокие технологии и филиальную сеть, а клиентская база была в большей степени растеряна, да и доверия к новым банковским брендам маловато, как со стороны юридических, так и со стороны физических лиц, ибо их взаимосвязь с рухнувшими монстрами очевидна. Бывшие «банки-середнячки» постепенно подтягиваются к уровню сохранившихся после кризиса крупных банков. Улучшается их технологическая база и качество оказания услуг, растет филиальная сеть. Это стало возможным за счет привлечения на обслуживание клиентской базы уже упомянутых монстров. Некоторым банкам удалось увеличить количество Клиентов в два, а то и в три раза, за счет предоставления в момент банковского кризиса качественного расчетно-кассового обслуживания по низким тарифам и без задержек[19].
Конкуренция в банковском бизнесе сейчас чрезвычайно обострена. Клиент банка, причем как мелкий, так и средний, желает видеть в нем не только высокотехнологичный расчетно-кассовый центр, а партнера по бизнесу, финансового посредника и консультанта. Кредитные учреждения не могут не реагировать на складывающуюся конъюнктуру рынка и отвечают универсализацией своей деятельности. Идет процесс расширения предоставляемых как «банковских», так и «небанковских услуг». Это и всевозможные «Клиентские товарные биржи» (электронная база товаров и услуг Клиентов банка), реклама Клиентов на Интернет - сайтах банков, туристические услуги, различные финансовые и юридические консультации, налоговое планирование. Все больше банков обеспечивают доступ к счету через Internet. Постепенно формируется рынок услуг private-banking, куда входит финансовое, налоговое, юридическое и туристическое сопровождение частных VIP-клиентов с высоким уровнем доходов. Внедряются такие финансово-посреднические операции как факторинг, форфейтинг, лизинг.
На данный момент крупнейшим оператором факторинговых услуг в России является Банк НФК. Там работает команда профессионалов начинавших заниматься факторингом еще в 1995 г. в банке «Российский кредит», где до 1998 г. существовал Отдел факторинга. После августовского кризиса этот бизнес был продолжен в НИКойле, ибо эта динамично развивающаяся Инвестиционно - банковская группа осуществляет на рынке банковских услуг стратегию "финансового супермаркета". Одним из продуктов, пользующихся стабильным спросом за последние годы стал факторинг[4].
Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты, пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор) - комиссионер, агент, посредник, и означает выкуп дебиторской задолженности Поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность (accounts receivable), то есть те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту - факторинговой компании, которая в свою очередь именуется Фактором. Отличие Фактора от других агентов, например от цессионера, в том, что он вступает во владение долгом, то есть Поставщик теряет права собственности на дебиторскую задолженность.
Факторинг представляет
собой разновидность торгово-
Можно дать несколько вариантов ответов на вопрос: «Что такое факторинг?».
Факторинг – (от англ.factor-агент, посредник) – это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований Поставщика к Покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.
Факторинг – определенный вид торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала Поставщика, связанный с инкассированием его дебиторской задолженности (неоплаченными счетами-фактурами в процессе реализации товаров и услуг). Именно поэтому факторинговые операции называют еще кредитованием продаж Поставщика или предоставлением факторингового кредита Поставщику [2].
Банк НФК дает такое определение: Факторинг – это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком Клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Эти услуги включают:
В ГК РФ в главе 43 дается описание финансирования под уступку денежного требования, но точное определение факторинга в российском гражданском праве отсутствует.
В Оксфордском толковом
бизнес-словаре факторинг
В словаре Макмиллана
факторинг рассматривается как
метод избавления от торговых долгов,
при котором предприятие
Конвенция о международном факторинге, принятая в 1988 году Международным институтом унификации частного права, определяет финансовую услугу как факторинг в том случае, если она удовлетворяет минимум двум из четырех пунктов:
При заключении договора факторинга Фактор и Клиент могут как оповещать дебиторов клиента о переуступке требования так и не оповещать. По этому признаку факторинг бывает открытым и закрытым (конфиденциальным).
Открытый тип факторинга представляет собой операцию, при которой дебитор оповещается об участии факторинговой компании в сделке. Такое уведомление обычно производится с помощью специальной надписи на счете-фактуре, указывающей, что дебиторская задолженность по данному счету была полностью переуступлена Фактору, который является единственным законным получателем платежа, с указанием платежных реквизитов Фактора. Кроме того, поставщик обычно посылает своему покупателю специальное письмо, в котором уведомляет покупателя о переуступке всех дебиторских задолженностей Фактору.
При закрытом (конфиденциальном) типе факторинга договор между Поставщиком и Фактором не подлежит огласке для Покупателя, до тех пор, пока Покупатель не нарушит условия контракта, необоснованно отказавшись платить. В этом случае Поставщик уполномочивает Фактора уведомить Покупателя о факте переуступки. Таким образом, при конфиденциальном факторинге Покупатель первоначально не осведомлен о факте переуступки и об участии Фактора в сделке (счет-фактура поставщика не содержит специальной надписи, уведомляющей покупателя о переуступке) и все платежи направляются напрямую Поставщику. Только в случае, если покупатель не заплатит после наступления срока платежа, Фактор информирует его о факте переуступки. В международной практике такое уведомление происходит обычно через 60 дней после наступления срока платежа. Начиная с этой даты, Покупатель обязан платить уже Фактору, а в случае неплатежа и наличии страхования кредитного риска Фактором, последний обязан заплатить Поставщику (в международной практике обычно через 90 дней после уведомления покупателя о факте переуступки). При конфиденциальном факторинге Фактор осуществляет только финансирование и/или защиту от риска неплатежа, в то время как административное управление дебиторской задолженностью лежит на Поставщике, который должен осуществлять эти услуги от имени нового владельца долгов - Фактора. В настоящее время применение закрытого факторинга в российских условиях приводит к резкому увеличению рисков Фактора, так как гл. 43 Гражданского кодекса РФ ст. 830 п. 1 гласит: «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».
Следующее деление связано с тем, на кого ложится риск неплатежа дебитора (кредитный риск). По этому признаку различаются факторинг с регрессом и без регресса. При заключении соглашения с правом регресса Поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им факторинговой компании. Последняя может воспользоваться правом регресса и при желании продать Поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если Поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему контроля и управления кредитными рисками, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае Поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Для Поставщика имеет смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных Покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю Необходимо, правда, отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если Поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), факторинговая компания в любом случае имеет право регресса к Поставщику. В практике Банка НФК факторинг без регресса осуществляется только в части поставок, осуществляющихся в адрес Покупателей, находящихся в Москве и Московской области. Поставки в другие регионы России обслуживаются с регрессом. Это значит, что в случае неоплаты региональным покупателем поставки по истечении периода отсрочки платежа по договору поставки плюс 30 календарных дней, Банк получает право вернуть Поставщику соответствующее денежное требование и востребовать с Поставщика комиссию за период нахождения этого денежного требования у Банка. На данный момент более 70 % оборота факторингового бизнеса Банка НФК приходится на факторинг с регрессом [32].
В зависимости от местонахождения (страна) факторинг делится на внутренний и международный. Внутренний, если поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране, международный, соответственно, в разных странах [27].
В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны Поставщик, Покупатель и Фактор. В этом случае схема факторинга выглядит достаточно просто:
Рисунок 1. Схема факторингового обслуживания
1. - Поставка товара на условиях отсрочки платежа.
2. - Уступка права требования долга по поставке Банку.
3. - Выплата досрочного платежа (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки.
4. - Оплата за поставленный товар.
5. - Выплата остатка средств (от 10%, после оплаты покупателем) за минусом комиссии.
В международной торговле применяются четыре модели международного факторинга:
Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и Экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере. Двухфакторная модель считается классической для международного факторинга. Она предполагает участие четырех сторон: экспортер, Экспорт-фактор, импортер, Импорт-фактор. Процедура классического международного факторинга с полным набором услуг может быть представлена следующим образом:
(2) (3) (8)
Рисунок 2. Схема международного факторинга
(1) Экспортер поставляет
товар импортеру. На счетах-
(2) Копии (одни из оригиналов) счета-фактуры и транспортного документа направляются Экспорт-фактору.
Информация о работе Теоретические аспекты факторинга и реализация факторинговых операций