Теория и практика оценки персонала»на примере ОАО «Ижсталь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Выполнение предприятием хозяйственных задач во многом зависит от правильности применения организационных факторов, способствующих рациональному использованию трудовых ресурсов. Значительное место среди них занимает внедрение мероприятий по научной организации труда и, в первую очередь, осуществление принципов рационального разделения и кооперации труда работников, занятых в сфере управления производством, обеспечение правильного подбора, расстановки и использования кадров в соответствии с профессиональной подготовкой и опытом работы. Осуществлению всего этого на практике помогает оценка труда — мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства.

Содержание

Введение
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Описание предприятия, его организационные структуры
1.2 Выпускаемая продукция и оказываемые услуги
1.3 Основные виды деятельности
1.4 Характеристика персонала предприятия
2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей
2.2 Анализ основных и оборотных средств предприятия
2.3 Анализ финансового состояния предприятия
3. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ РЕМОНТА
3.1 Организационно-экономическая сущность задачи
3.2 Информационная база задачи
3.3 Алгоритм решения задачи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2013нннннннннн.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Можно выделить три группы методов: общие методы; оценка рабочего поведения; оценка результатов труда.

Рассмотрим  подробнее общие методы оценки персонала  организации.

Общие методы

Метод письменных характеристик – один из самых  простых методов оценки персонала. Менеджер может дать оценку работе подчиненного, описав его работу своими словами. Такая оценка может быть дана полученным результатам работы сотрудника (выручка, объем реализованной продукции, ее качество), деловым качествам, подходам к выполнению тех или иных обязанностей. Также менеджер может дать рекомендации по развитию сотрудника.

Ранжирование  – старейший и наиболее простой  с технической точки зрения метод  оценки персонала. Согласно этому методу сравниваются результаты работы сотрудников, и менеджер ранжирует всех своих подчиненных от лучшего к худшему. Данный метод предполагает, что менеджер полностью понимает должностные обязанности своих подчиненных и может сравнивать их работу одновременно на основе общих факторов. Кажущаяся простота использования этого метода обманчива.

Метод ранжирования

Сотрудник В (самый  эффективный работник)

Сотрудник А

Сотрудник Г

Сотрудник Д

Сотрудник Б (наименее эффективный сотрудник)

Ранжирование  пригодно только в случае небольшого количества оцениваемых сотрудников  при условии, что их должностные обязанности практически одинаковы. Но даже в этом случае применение ранжирования при оценке персонала может оказаться крайне субъективным подходом и привести к большим сложностям при оценке сотрудников со средними результатами.

Градация

Система градации предусматривает наличие конкретных уровней эффективности труда, например высокоэффективный, эффективный, приемлемый, неэффективный, неприемлемый. Результаты труда каждого оцениваемого сотрудника сопоставляются с описаниями каждого  из уровней, а затем сотруднику присваивается тот уровень, который наилучшим образом описывает его труд.

Данная система  может быть улучшена путем предварительного распределения, т.е. каждому уровню заранее определяется соответствующий  ему фиксированный процент сотрудников. Такой метод носит название "метода заданного распределения".

Существует  несколько весьма веских аргументов в пользу использования этого  метода, потому что он позволяет  преодолеть проблему переоценки или  недооценки менеджером своих подчиненных, а также присвоения средних оценок каждому подчиненному. Более того, данная технология заставляет менеджеров серьезнее относится к процессу оценки персонала, что сильно увеличивает вероятность определения тех сотрудников, которые хорошо справляются со своими обязанностями, и тех, кто не соответствует необходимым критериям.

Тем не менее  технология заданного распределения  по уровням эффективности может  встретить сопротивление внутри организации. При неправильном применении данная технология может привести к  повышенной конкуренции, подрыву доверия и ухудшению рабочей атмосферы в коллективе. С другой стороны, абсолютные стандарты определения уровня эффективности ставят перед персоналом конкретные цели, не приводя к повышенной конкуренции в коллективе, т.е. нужно еще оценивать условия применения метода.

Рейтинговая, или графическая, шкала – один из наиболее популярных современных  методов оценки персонала. В рейтинговой  шкале определяются различные уровни эффективности выполнения работы или  владения навыком, и каждому из этих уровней сопоставляется определенный балл. Обычно менеджер может выбрать один из нескольких (как правило, от 5 до 10) уровней по каждому конкретному критерию. Критерии оценки по рейтинговой шкале в принципе могут быть любые. С помощью этого иетода можно оценивать результаты работников, степень достижения поставленных индивидуальных целей, а также степень владения каким – либо навыком или деловые качества сотрудника. Пример рейтинговой шкалы оценок приведен в приложении Б.

Данный метод  предлагает единый подход (основанный на общей шкале) для оценки различных сотрудников, обеспечивая тем самым единую базу оценки персонала во всех отделах организации. Кроме того, метод рейтинговых шкал достаточно прост в использовании, не требует каких – либо больших усилий со стороны оценивающего менеджера, крупных денежных или временных затрат.

Главная проблема использования данного метода –  это неопределенность при выборе оценок. Что, например, означает оценка 3 ("приемлемо") или оценка 5 ("отлично") ? В чем между ними разница и на чем основываться при выборе той или иной оценки? Чтобы таких вопросов не возникало, метод рейтинговых шкал необходимо использовать не самостоятельно, а в сочетании с другими методами оценки, позволяющими более точно определять и разграничивать различные уровни эффективности.

Методы оценки персонала.

§  Анализ конкретных ситуаций (метод оценки по решающей ситуации).

§  Анкетирование.

§  Баскет-метод (корзина).

§  Биографический метод.

§  Встречная аттестация.

§  Групповая дискуссия.

§  Деловые, ролевые игры игры (метод профессиональных испытаний).

§  Детекция лжи.

§  Интервью/собеседование.

§  Информация о хобби, увлечениях.

§  Лингвистическо - поведенческий профиль (LAB-profile).

§  Компьтерные программы для аттестации

§  Кейсы.

§  Критический инцидент.

§  Метод анализа почерка (графология).

§  Наблюдение.

§  Нетрадиционные методы оценки.

§  Оценка 360 градусов.

§  Проверка рекомендаций.

§  Профессиональное тестирование.

§  Психологическое тестирование.

§  Ранжирование. Рейтинговый метод.

§  Резюме.

§  Тайный покупатель.

§  Управление достижениями.

§  Управление посредством установки целей - Management by Objectives (MBO).

§  Экспертные оценки и др.

Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор  вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг по результатам такой анкеты представляет собой сумму пометок.

Модификация оценочной анкеты — сравнительная анкета. Контролеры или специалисты по управлению персоналом готовят список описаний правильного или неправильного поведения на рабочем месте. Оценщики, наблюдавшие за поведением, располагают эти описания как бы по шкале от “отлично” до “плохо”, в результате чего появляется “ключ” анкеты. Лица, проводящие оценку труда конкретных исполнителей, отмечают наиболее подходящие описания. Оценкой результативности труда является сумма рейтингов по отмеченным описаниям.

Используют  также анкету заданного выбора, в которой задаются основные характеристики и перечень вариантов поведения оцениваемого. По шкале важности оценивают в баллах набор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник.

Шкала рейтингов  поведенческих установок. В бланке описываются решающие ситуации профессиональной деятельности. Анкета рейтинга содержит обычно от шести до десяти специальных характеристик результативности труда, каждая из которых выводится из пяти или шести решающих ситуаций с описанием поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает то описание, которое в большей степени соответствует квалификации оцениваемого. Тип ситуации соотносится с баллом по шкале.

Описательный  метод оценки заключается в том, что производящему оценку предлагают описать преимущества и недостатки поведения работника. Часто этот метод комбинируется с другими, например, со шкалами рейтинга поведенческих установок.

Метод оценки по решающей ситуации. Специалисты  по оценке готовят список описаний “правильного” и “неправильного”  поведения работников в отдельных ситуациях и распределяют их по рубрикам в соответствии с характером работы. Лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой рубрике. Затем этот журнал используется для оценки результативности труда. Как правило, метод служит для оценок, даваемых руководителем, а не коллегами и подчиненными.

Шкала наблюдения за поведением. Как и метод оценки по решающей ситуации, ориентирован на фиксацию поступков. Для определения  поведения работника в целом оценщик на шкале фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом.

Методы групповой  оценки. Эти методы дают возможность  провести сравнение эффективности  работы сотрудников внутри группы, сопоставить работников между собой.

Эти методы дают возможность провести сравнение  эффективности работы сотрудников  внутри группы, сопоставить работников между собой.

Метод классификации. Лицо, проводящее оценку, должно распределить всех работников поочередно, от лучшего до худшего, по какому-нибудь одному общему критерию. Однако это достаточно сложно, если количество человек в группе превышает 20. Значительно проще выделить наиболее успешного или неуспешного работника, чем проранжировать средних.

Выход может  быть найден, если использовать метод альтернативной классификации. Для этого лицо, проводящее оценку, вначале должно выбрать самого лучшего и самого худшего работников, затем отобрать следующих за ними и т.д.

Сравнение по парам делает классификацию проще  и достовернее — сравнение каждого с каждым производится в специально сгруппированных парах. Затем отмечается количество раз, когда работник оказывался лучшим в своей паре, и на основании этого строится общий рейтинг. Оценка может быть затруднена, если число сотрудников слишком велико (число пар будет слишком большим, и работа с анкетой станет утомительной).

Метод заданного  распределения. Лицу, проводящему оценку, предписывается дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок.

Единственное, что требуется от эксперта, — выписать на каждую карточку фамилию работника и распределить всех оцениваемых по группам в соответствии с заданной квотой. Распределение может проводиться по разным основаниям (критериям оценки).

2.3 Анализ состояния ремонта

Как и любой  анализ, анализ ремонтов на предприятии  проводится с помощью показателей, которые могут отражать как технический  уровень организации ремонтного производства, так и экономический. Используемая при анализе система  технико-экономических показателей должна давать всестороннюю оценку экономики ремонтного производства и охватывать все элементы производства. С помощью выбранных показателей должна характеризоваться деятельность ремонтных служб при межзаводском сравнительном анализе и выявляться основные направления дальнейшего углубленного комплексного анализа.

Для проведения более качественного анализа  состояния ремонта существуют определенные технико-экономические показатели, используя которые, я и буду проводить  анализ на рассматриваемом мною подразделении.

При анализе  и оценке работы ремонтной службы используются следующие технико-экономические  показатели:

1. Время простоя  оборудования в ремонте

2. Число ремонтных  единиц, приходящееся на одного  ремонтного рабочего

3. Себестоимость  ремонта одной ремонтной единицы

4. Оборачиваемость  парка запасных деталей

5. Число аварий  и внеплановых ремонтов на  единицу оборудования

6. Коэффициент  простоев во внеплановых ремонтах

Между этими  показателями существует определенная зависимость. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте, приходящегося на одну ремонтную единицу, приводит к увеличению числа ремонтных единиц установленного оборудования, приходящегося на одного ремонтного рабочего, так как один и тот же объем ремонтных работ при сокращении времени на него может быть выполнен меньшим количеством рабочих. Это обусловливает снижение себестоимости ремонта одной ремонтной единицы. Улучшение первых трех показателей достигается посредством более эффективной организации ремонтных работ и ремонтного хозяйства, что приводит к улучшению оборачиваемости парка запасных деталей.

Анализ всех показателей проводится в сравнении  с показателями, достигнутыми на специализированных ремонтных предприятиях или в  динамике по конкретному предприятию. В своей курсовой работе я проведу сравнительный анализ полученных показателей за два года. 
          2.3.1 Анализ простоев оборудования в ремонте

По признаку значимости оборудования в общем  технологическом процессе его условно  можно разделить на три группы:

- уникальное, особо сложное оборудование, незначительные простои которого неизбежно влекут за собой большие производственные потери (это оборудование характеризуется наибольшими значениями коэффициентов загрузки и сменности работы);

- оборудование, простои которого в течении  1,5-2 часов не вызывают существенных  производственных потерь (эта группа  составляет наибольший удельный  вес в общем парке оборудования);

- оборудование, простои которого в течении  2 и более часов не вызывают  существенных производственных потерь (как правило, оно установлено на вспомогательных операциях производственного процесса).

Информация о работе Теория и практика оценки персонала»на примере ОАО «Ижсталь»