Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 13:55, контрольная работа
Становление экономического анализа как науки обоснованно связано с возникновением бухгалтерского учета (первые свидетельства встречаются в труде Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях» (Италия, 1445-1616)). Бухгалтерский учет, не всегда объективно отражающий реальное финансово- хозяйственное положение предприятия, породил необходимость осуществления контроля за правильностью ведения самого бухгалтерского учета, за правильностью составления финансовых документов, анализа результатов деятельности предприятия. Достоверным фактом является создание в 1853 г. Эдинбургского института аудиторов, а в 1887 г. Ассоциации аудиторов Америки. Аудит преимущественно рассматривается как анализ финансово-хозяйственного состояния, как финансовый анализ.
1 История развития анализа..........................................................................3
2 Особенности содержания и организации текущего (ретроспективного) анализа..................................................................................................................7
3 Расчетная часть........................................................................................11 Задача 1......................................................................................................11
Задача 2.....................................................................................................14
Задача 3....................................................................................................18
Библиографический список......................................................................22
3 Расчетная часть
Задача 1
По данным таблицы 1:
1 Рассчитать производительность труда 1 работающего и зарплатоемкость продукции.
2 Используя прием относительных разностей, рассчитать влияние на изменение фонда заработной платы следующих факторов: среднесписочной численности работающих; выработки продукции на 1 работающего; зарплатоемкости продукции.
3 Дать аналитическое заключение по результатам расчетов.
Таблица 1 – Исходные данные для факторного анализа фонда заработной платы
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение (+, -) |
Темп роста, % |
Объем продаж, тыс. руб. |
64505 |
63101 |
-1404 |
97 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
194 |
191 |
-3 |
98 |
Фонд заработной платы, тыс. руб. |
15344 |
16908 |
1564 |
110 |
Производительность труда 1 работающего, тыс. руб. |
332,5 |
330,3 |
-2,2 |
99 |
Зарплатоемкость продукции |
0,23 |
0,26 |
30 |
113 |
Решение:
1 Рассчитать производительность труда на одного рабочего и зарплатоемкость продукции.
Производительность труда рассчитывается по формуле:
D=N/R
D - производительность труда 1 работающего;
N - объем продаж;
R - среднесписочная численность работающих.
Производительность труда за предыдущий год составила: 64505/194=332,5
Производительность труда за отчетный год составила: 63101/191=330,3
Зарплатоемкость выпускаемой продукции рассчитывается по формуле:
Z=V/N (2)
Z - зарплатоемкость продукции;
V - фонд заработной платы.
За предыдущий год: 15344/64505=0,23787 тыс. руб.
За отчетный год: 16908/63101= 0,26795 тыс. руб.
2 Нужно составить модель зависимости фонда заработной платы от влияния следующих факторов: численности работающих, их производительности труда и зарплатоемкости выпускаемой продукции.
V=R*D*Z (3)
Предыдущий год: 194*332,5*0,23787=15344 тыс. руб.
Отчетный год: 191*330,3*0,26795=16904 тыс. руб.
Рассчитать влияние вышеперечисленных факторов на изменение фонда оплаты труда с использованием метода относительных разностей.
Факторная модель
V = N*R*Z (4)
∆VR = V0*(KR-1) (5)
∆VD = V0*(KN-KR) (6)
∆VZ = V0*(KV-KN) (7)
KR=191/194= 0,98453
KN=330.3/332.5=0,993383
KV=16908/15344= 1,101929
∆VR= 15344*(0,98453-1)= -237,2 тыс. руб.
∆VD= 15344*(0,993383-0,98453)= 135,847 тыс. руб.
∆VZ = 15344*(1,101929-0,993383)= 1665,5312 тыс. руб.
Общее влияние факторов на зарплатоемкость продукции:
∆V = ∆VR + ∆VD + ∆VZ (8)
∆V = (-237,2) + 135,847+ 1665,5312 = 1564,1 тыс. руб.
3) Краткое аналитическое заключение по результатам анализа.
После произведенных расчетов видно, что среднесписочная численность работников уменьшилось на 3 человека в отчетном году, объем произведенной продукции снизился на 1404 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.
В отчетном периоде предприятие стало хуже работать. Объем произведенной продукции составил 97% от предыдущего года, производительность труда на одного рабочего так же снизилась и составила 330,3 руб. в отчетном году, не смотря на то, что среднесписочная численность работающих составила 98% в отчетном периоде.
Задача 2
По данным таблицы 3:
1 Проанализировать приемом абсолютных разностей влияние факторов использования материальных ресурсов на объем продукции.
2 Назвать другие методы и приемы, которые могут быть использованы для анализа полученной модели, и привести формулы расчета влияния факторов на результативный показатель.
3 Составить аналитическое заключение по данным расчетов.
Таблица 2 – Исходные данные для анализа влияния факторов использования материальных ресурсов на объем продаж продукции
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение (+, -) |
Темп роста, % |
Объем проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
44787 |
43205 |
||
Стоимость материальных ресурсов, израсходованных на производство и продажу продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
23743 |
23978 |
||
Материалоотдача |
Решение:
Для анализа приемом абсолютных разностей влияние факторов использования материальных ресурсов на объем продукции определим материалоотдачу по формуле:
, (9)
где МО - материалоотдача;
N - объем производства продукции;
МР - стоимость материальных ресурсов.
Результаты расчета внесем в таблицу 3.
Таблица 3 - Анализ влияния факторов использования материальных ресурсов на объем продаж продукции
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение (+, -) |
Темп роста, % |
Объем проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
44787 |
43205 |
-1582 |
96,47 |
Стоимость материальных ресурсов, израсходованных на производство и продажу продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
23743 |
23978 |
235 |
101,00 |
Материалоотдача |
1,88632 |
1,80186 |
-0,08446 |
95,52 |
При определении степени влияния факторов (стоимость материальных ресурсов и показатель материалоотдачи) на объем продаж продукции можно составить факторную модель:
N=MP*MO (10)
Определим влияние стоимости материальных ресурсов:
∆N (MP)= ∆MP*MO0 (11)
∆N (MP)= 235*1,89 = 443,286 тыс. рублей
Определим влияние материалоотдачи:
ΔY(MO)=MP1*ΔMO (12) ΔY (MO)= 23978*(-0,08446) = -2025,1819 тыс.руб.
В результате влияния факторов изменение объема проданной продукции составит:
ΔN = 443,286 + (-2025,1819) = -1581,89 тыс.руб.
Для анализа факторов использования материальных ресурсов на объем продукции можно использовать другие методы и приемы анализа:
а) метод цепных подстановок
ΔN (MP)=MP1*MO0-MP0*MO0 (13)
ΔN (MO)=MP1*MO1-MP1*MP0 (14)
б) способ абсолютных разностей
ΔN (MP)= N0*ΔМРотн (15)
в) интегральный метод
ΔN (MP) = ΔMP*MO0+1/2 ΔMP* ΔMO (17)
ΔN(MO)= ΔMO*MP0+1/2 ΔMP* ΔMO (18)
На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что на предприятии в отчетном году наблюдается снижение объема продаж продукции на 1582 тыс.руб. (96,45%) по сравнению с прошлым годом.
Произошло увеличение стоимости материальных ресурсов на 235 тыс. рублей, темп роста составляет 1,00%. Рост этого показателя позволил увеличить объем продаж продукции на 444 тыс.руб., за счет своевременного поступления материальных ресурсов в производство, что обеспечивает бесперебойную работу предприятия.
Показатель материалоотдачи в отчетном году составил 1,80 руб., по сравнению с предыдущим годом снижение составило 0,09 руб. или на 4,48%. Снижение этого показателя привело к уменьшению объема продаж продукции на 2158 тыс.руб., что свидетельствует о нарушении в технологическом процессе, несовершенстве организации производства и материальном обеспечении и о низком качестве сырья.
Задание 3
По данным таблицы 4:
1 Рассчитать интегральный показатель оценки хозяйственной деятельности цехов методом расстояний с использованием абсолютных величин.
2 Провести ранжирование подразделений.
Таблица 4 - Показатели производственной деятельности структурных подразделений предприятия
Показатель |
Цех№1 |
Цех №2 |
Цех№3 |
Производство продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
18680 |
15864 |
16830 |
Выработка продукции на одного работающего, тыс. руб. |
78,50 |
75,89 |
71,96 |
Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп. |
89 |
85 |
83 |
Решение:
На основании
показателей производственной деятельности
структурных подразделений
Таблица 5 - Матрица исходных данных
Цех |
Производство продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
Выработка продукции на одного работающего, тыс. руб. |
Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп. |
1 |
18680 |
78,5 |
89 |
2 |
15864 |
75,89 |
85 |
3 |
16830 |
71,96 |
83 |
В каждой графе таблицы определим максимальный элемент, который принимается за единицу. Максимальные значения по всем показателям в цехе 1. Затем все элементы этой графы делятся на максимальный элемент эталонного предприятия.
Таблица 6 - Матрица стандартизированных коэффициентов
Цех |
Производство продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
Выработка продукции на одного работающего, тыс. руб. |
Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0,85 |
0,97 |
0,96 |
3 |
0,90 |
0,92 |
0,93 |
Далее все значения матрицы стандартизированных элементов возводятся в квадрат с целью исключения знаков минус. Полученные квадраты умножаются на соответствующую величину интегрального показателя.
Рассчитаем интегральный показатель методом средней геометрической.
Где Кi -комплексный интегральный показатель;
К1, К2, К3 - показатели по цехам
n - количество показателей.
К1 = ;
К2 = =0,93
К3 = =0,92
За эталон принимаем Цех № 1 – его координаты равны 1.
Таблица 7 - Матрица квадратов стандартизированных показателей
Цех |
Производство продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
Выработка продукции на одного работающего, тыс. руб. |
Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп. |
Интегральный показатель |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0,67 |
0,87 |
0,85 |
0,93 |
3 |
0,75 |
0,77 |
0,80 |
0,92 |
Ранжирование — распределение экономических величин по возрастающим или убывающим показателям, характеризующим те или иные их свойства, качества. Рассчитаем рейтинговую оценку для цехов по формуле:
Rj = (20)
где Rj – рейтинговое число (значение интегрального критерия) j-го предприятия,
Xij – стандартизированный i-ый показатель j-го предприятия.
R2 = =0,38
R3 = =0,15
Чем ниже показатель рейтинговой оценки, тем выше ее балл.
Построим таблицу ранжирования цехов (таблица 8).
Таблица 8 - Таблица рейтинговой оценки
Цех |
Интегральный показатель |
Рейтинговая оценка |
Место |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0,93 |
0,38 |
3 |
3 |
0,92 |
0,15 |
2 |
Чтобы определить единый комплексный интегральный показатель результатов деятельности цехов, был применен метод комплексного анализа - метод средней геометрической. Интегральный показатель оценки деятельности цехов имеет следующие значения: цех №1 - 1; цех №2 - 0,93; цех №3 - 0,92. Видно, что наиболее высокий показатель у цеха №1, так как у него достаточно хорошие показатели по объему производства. У цеха №3 наименьший показатель, хотя объем производства самый высокий.
По результатам ранжирования цех №1 занимает первое место, рейтинговая оценка составляет 1. Второе место занимает цех №3 - 0,15 и последнее место занял цех №2 - 0,38.
Проведение такого рода анализа способствует выявить слабые места в работе цехов предприятия и принять своевременные решения.
Библиографический список
1 Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник [Текст]: М.: Финансы и статистика, 20010. – 536 с.
2 Войтоловский, Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия: учебник [Текст]: Спб.: Питер, 2009. – 576 с.
3 Гальчина, О.Н. Теория экономического анализа: учебное пособие [Текст]: М.: ИТК Дашков и К, 2010.– 240 с.
4 Романова, Л.Е. Экономический анализ: учебное пособие [Текст]: Спб.: Питер, 2011. – 336 с.
5 Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебное пособие [Текст]: М.: ИНФРА-М, 2006. – 281 с.