Теория экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Становление экономического анализа как науки обоснованно связано с возникновением бухгалтерского учета (первые свидетельства встречаются в труде Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях» (Италия, 1445-1616)). Бухгалтерский учет, не всегда объективно отражающий реальное финансово- хозяйственное положение предприятия, породил необходимость осуществления контроля за правильностью ведения самого бухгалтерского учета, за правильностью составления финансовых документов, анализа результатов деятельности предприятия. Достоверным фактом является создание в 1853 г. Эдинбургского института аудиторов, а в 1887 г. Ассоциации аудиторов Америки. Аудит преимущественно рассматривается как анализ финансово-хозяйственного состояния, как финансовый анализ.

Содержание

1 История развития анализа..........................................................................3
2 Особенности содержания и организации текущего (ретроспективного) анализа..................................................................................................................7
3 Расчетная часть........................................................................................11 Задача 1......................................................................................................11
Задача 2.....................................................................................................14
Задача 3....................................................................................................18
Библиографический список......................................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

контр раб по ТЭА.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

3 Расчетная часть

 

 

Задача 1

По данным таблицы 1:

1 Рассчитать производительность труда 1 работающего и зарплатоемкость продукции.

2 Используя прием относительных разностей, рассчитать влияние на изменение фонда заработной платы следующих факторов: среднесписочной численности работающих; выработки продукции на 1 работающего; зарплатоемкости продукции.

3 Дать аналитическое заключение по результатам расчетов.

Таблица 1 – Исходные данные для факторного анализа фонда заработной платы

Показатель 

Предыдущий год

Отчетный год

Абсолютное отклонение (+, -)

Темп

роста, %

Объем продаж, тыс. руб.

64505

63101

-1404

97

Среднесписочная численность работающих, чел.

 

194

 

191

 

-3

 

98

Фонд заработной платы, тыс. руб.

 

15344

 

16908

 

1564

 

110

Производительность труда 1 работающего, тыс. руб.

 

332,5

 

330,3

 

-2,2

 

99

Зарплатоемкость продукции

 

0,23

 

0,26

 

30

 

113


 

Решение:

 

1 Рассчитать производительность труда на одного рабочего и зарплатоемкость продукции.

Производительность  труда рассчитывается по формуле:

D=N/R                             (1)

D - производительность труда 1 работающего;

N - объем продаж;

R - среднесписочная численность работающих.

Производительность  труда за предыдущий год составила: 64505/194=332,5

Производительность  труда за отчетный год составила: 63101/191=330,3

Зарплатоемкость выпускаемой продукции рассчитывается по формуле:

Z=V/N (2)

Z - зарплатоемкость продукции;

V - фонд заработной платы.

За предыдущий год: 15344/64505=0,23787 тыс. руб.

За отчетный год: 16908/63101= 0,26795 тыс. руб.

2 Нужно составить модель зависимости фонда заработной платы от влияния следующих факторов: численности работающих, их производительности труда и зарплатоемкости выпускаемой продукции.

V=R*D*Z (3)

Предыдущий  год: 194*332,5*0,23787=15344 тыс. руб.

Отчетный  год: 191*330,3*0,26795=16904 тыс. руб.

Рассчитать влияние вышеперечисленных факторов на изменение фонда оплаты труда с использованием метода относительных разностей.

Факторная модель

V = N*R*Z (4)

∆VR = V0*(KR-1) (5)

∆VD = V0*(KN-KR) (6)

∆VZ = V0*(KV-KN) (7)

 

KR=191/194= 0,98453

KN=330.3/332.5=0,993383

KV=16908/15344= 1,101929  

∆VR= 15344*(0,98453-1)= -237,2 тыс. руб.

∆VD= 15344*(0,993383-0,98453)= 135,847 тыс. руб.

∆VZ = 15344*(1,101929-0,993383)= 1665,5312 тыс. руб.

Общее влияние  факторов на зарплатоемкость продукции:

∆V = ∆V+ ∆V+ ∆V(8)

∆V = (-237,2) + 135,847+ 1665,5312 = 1564,1 тыс. руб.

3) Краткое аналитическое заключение по результатам анализа.

После произведенных  расчетов видно, что среднесписочная  численность работников уменьшилось на 3 человека в отчетном году, объем произведенной продукции снизился на 1404 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

В отчетном периоде  предприятие стало хуже работать. Объем произведенной продукции  составил 97% от предыдущего года, производительность труда на одного рабочего так же снизилась и составила 330,3 руб. в  отчетном году, не смотря на то, что среднесписочная численность работающих составила 98% в отчетном периоде.

 

 

 

 

 

Задача 2

 

 

По данным таблицы 3:

1 Проанализировать приемом абсолютных разностей влияние факторов использования материальных ресурсов на объем продукции.

2 Назвать другие методы и приемы, которые могут быть использованы для анализа полученной модели, и привести формулы расчета влияния факторов на результативный показатель.

3 Составить аналитическое заключение по данным расчетов.

Таблица 2 – Исходные данные для анализа влияния факторов использования материальных ресурсов на объем продаж продукции

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Абсолютное отклонение (+, -)

Темп роста, %

Объем проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб.

44787

43205

   

Стоимость материальных ресурсов, израсходованных на производство и продажу продукции, работ, услуг, тыс. руб.

23743

23978

   

Материалоотдача

       

 

 

 

 

 

 

Решение:

 

Для анализа  приемом абсолютных разностей влияние факторов использования материальных ресурсов на объем продукции определим материалоотдачу по формуле:

, (9)

где МО - материалоотдача;

N - объем производства продукции;

МР - стоимость  материальных ресурсов.

Результаты  расчета внесем в таблицу 3.

Таблица 3 - Анализ влияния факторов использования материальных ресурсов на объем продаж продукции

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Абсолютное отклонение (+, -)

Темп роста, %

Объем проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб.

44787

43205

-1582

96,47

Стоимость материальных ресурсов, израсходованных  на производство и продажу продукции, работ, услуг, тыс. руб.

23743

23978

235

101,00

Материалоотдача

1,88632

1,80186

-0,08446

95,52


При определении  степени влияния факторов (стоимость материальных ресурсов и показатель материалоотдачи) на объем продаж продукции можно составить факторную модель:

N=MP*MO (10)

Определим влияние  стоимости материальных ресурсов:

∆N (MP)= ∆MP*MO0 (11) 
∆N (MP)= 235*1,89 = 443,286 тыс. рублей

Определим влияние  материалоотдачи:

ΔY(MO)=MP1*ΔMO (12) ΔY (MO)= 23978*(-0,08446) = -2025,1819 тыс.руб.

В результате влияния факторов изменение объема проданной продукции составит:

ΔN = 443,286 + (-2025,1819) = -1581,89 тыс.руб.

Для анализа  факторов использования материальных ресурсов на объем продукции можно использовать другие методы и приемы анализа:

а) метод цепных подстановок

ΔN (MP)=MP1*MO0-MP0*MO0 (13)

ΔN (MO)=MP1*MO1-MP1*MP0 (14)

б) способ абсолютных разностей

ΔN (MP)= N0*ΔМРотн  (15)

ΔN (MO)=(N0+ ΔN(MP))* ΔMOотн (16)

в) интегральный метод

ΔN (MP) = ΔMP*MO0+1/2 ΔMP* ΔMO (17)

ΔN(MO)= ΔMO*MP0+1/2 ΔMP* ΔMO (18)

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что на предприятии в отчетном году наблюдается снижение объема продаж продукции на 1582 тыс.руб. (96,45%) по сравнению с прошлым годом.

Произошло увеличение стоимости материальных ресурсов на 235 тыс. рублей, темп роста составляет 1,00%. Рост этого показателя позволил увеличить объем продаж продукции на 444 тыс.руб., за счет своевременного поступления материальных ресурсов в производство, что обеспечивает бесперебойную работу предприятия.

Показатель  материалоотдачи в отчетном году составил 1,80 руб., по сравнению с предыдущим годом снижение составило 0,09 руб. или на 4,48%. Снижение этого показателя привело к уменьшению объема продаж продукции на 2158 тыс.руб., что свидетельствует о нарушении в технологическом процессе, несовершенстве организации производства и материальном обеспечении и о низком качестве сырья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

 

 

По данным таблицы 4:

1 Рассчитать интегральный показатель оценки хозяйственной деятельности цехов методом расстояний с использованием абсолютных величин.

2 Провести ранжирование подразделений.

Таблица 4 - Показатели производственной деятельности структурных подразделений  предприятия

Показатель

Цех№1

Цех №2

Цех№3

Производство продукции, работ, услуг, тыс. руб.

18680

15864

16830

Выработка продукции на  одного  работающего, тыс. руб.

78,50

75,89

71,96

Затраты на 1 рубль произведенной  продукции, коп.

89

85

83


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение:

 

На основании  показателей производственной деятельности структурных подразделений предприятия  составим матрицу исходных данных.

Таблица 5 - Матрица исходных данных

Цех

Производство продукции, работ, услуг, тыс. руб.

Выработка продукции на  одного  работающего, тыс. руб.

Затраты на 1 рубль произведенной  продукции, коп.

1

18680

78,5

89

2

15864

75,89

85

3

16830

71,96

83


 

В каждой графе  таблицы определим максимальный элемент, который принимается за единицу. Максимальные значения по всем показателям в цехе 1. Затем все элементы этой графы делятся на максимальный элемент эталонного предприятия.

Таблица 6 - Матрица стандартизированных коэффициентов

Цех

Производство продукции, работ, услуг, тыс. руб.

Выработка продукции на  одного  работающего, тыс. руб.

Затраты на 1 рубль произведенной  продукции, коп.

1

1

1

1

2

0,85

0,97

0,96

3

0,90

0,92

0,93


 

Далее все  значения матрицы стандартизированных  элементов возводятся в квадрат  с целью исключения знаков минус. Полученные квадраты умножаются на соответствующую  величину интегрального показателя.

Рассчитаем  интегральный показатель методом средней  геометрической.

                                                                                    (19)

Где   Кi -комплексный интегральный показатель;

К1,  К2, К3 - показатели по цехам

n - количество показателей.

К1 = ;

К2 = =0,93

К3 = =0,92

За эталон принимаем Цех № 1 – его координаты равны 1.

Таблица 7 - Матрица квадратов стандартизированных показателей

Цех

Производство продукции, работ, услуг, тыс. руб.

Выработка продукции на  одного  работающего, тыс. руб.

Затраты на 1 рубль произведенной  продукции, коп.

Интегральный показатель

1

1

1

1

1

2

0,67

0,87

0,85

0,93

3

0,75

0,77

0,80

0,92


Ранжирование — распределение экономических величин по возрастающим или убывающим показателям, характеризующим те или иные их свойства, качества. Рассчитаем рейтинговую оценку для цехов по формуле:

   




Rj =                                 (20)

где Rj – рейтинговое число (значение интегрального критерия) j-го предприятия,

Xij – стандартизированный i-ый показатель j-го предприятия.

R2 = =0,38

R3 = =0,15

Чем ниже показатель рейтинговой оценки, тем выше ее балл.

Построим  таблицу ранжирования цехов (таблица 8).

Таблица 8 - Таблица рейтинговой оценки

Цех

Интегральный показатель

Рейтинговая оценка

Место

1

1

1

1

2

0,93

0,38

3

3

0,92

0,15

2


Чтобы определить единый комплексный интегральный показатель результатов деятельности цехов, был применен метод комплексного анализа - метод средней геометрической. Интегральный показатель оценки деятельности цехов имеет следующие значения: цех №1 - 1; цех №2 - 0,93; цех №3 - 0,92. Видно, что наиболее высокий показатель у цеха №1, так как у него достаточно хорошие показатели по объему производства. У цеха №3 наименьший показатель, хотя объем производства самый высокий.

По результатам  ранжирования цех №1 занимает первое место, рейтинговая оценка составляет 1. Второе место занимает цех №3 - 0,15 и последнее место занял цех №2 - 0,38.

Проведение  такого рода анализа способствует выявить  слабые места в работе цехов предприятия и принять своевременные решения.

 

 

 

Библиографический список

 

 

1 Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник [Текст]: М.: Финансы и статистика, 20010. – 536 с.

2 Войтоловский, Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия: учебник [Текст]: Спб.: Питер, 2009. – 576 с.

3 Гальчина, О.Н. Теория экономического анализа: учебное пособие [Текст]: М.: ИТК Дашков и К, 2010.– 240 с.

4 Романова, Л.Е. Экономический анализ: учебное пособие [Текст]: Спб.: Питер, 2011. – 336 с.

5 Савицкая, Г. В.  Теория анализа хозяйственной деятельности: учебное пособие [Текст]: М.: ИНФРА-М, 2006. – 281 с.

 

 

 


Информация о работе Теория экономического анализа