Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ организации управления ценовой политикой в ООО «Олимп» и разработка направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты управления ценовой политикой;
проанализировать организацию управления ценовой политикой в ООО «Олимп»;
Ценовая стратегия предприятия представляет собой долгосрочные мероприятия, направленные на установление и изменение динамики базовой цены на товары и услуги [13, c. 87]. Она может вырабатываться по различным рынкам, товарам, времени существования предприятия на рынке, иным основаниям.
Ценовая тактика предприятия – это мероприятия, носящие краткосрочный или разовый характер: всякого рода скидки и надбавки к ценам. Тактические мероприятия в основном направлены на устранение деформаций, которые возникают в деятельности производственных структурных подразделений и сбытовой сети вследствие непредвиденных изменений рыночной конъюнктуры, ошибок управленческого персонала. Они могут иногда идти вразрез со стратегическими планами предприятия.
При разработке ценовой политики следует получить ответы на следующие вопросы:
Ценам и ценообразованию принадлежит центральное место в экономическом механизме управления предприятием. Цена представляет собой сумму, которую покупатель готов заплатить за проданный товар.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги, цена является рыночной характеристикой товара, в ней отражаются интересы производителей и потребителей.
Под механизмом ценообразования понимается структура правил и ограничений, которые в совокупности характеризуют свойства процедуры ценообразования и благодаря которым принимается решение о цене [12, c. 45]. Из определения механизма ценообразования следует, что ценообразование – это процесс, который должен осуществляться во времени в определенной методологии и приводит к установлению определенной цены. Механизм внутрифирменного ценообразования является важнейшим фактором, оказывающим существенное влияние на результаты функционирования. Это связано с тем, что в производственной фирме взаимодействие осуществляется в основном через цены, устанавливаемые в договорных соглашениях.
В практике отработки и внедрения механизма внутрифирменного ценообразования сложились следующие подходы (методы) определения внутрифирменных цен:
На величину цены оказывают воздействие внутренние факторы (цели организации, стратегии комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования) и внешние факторы (тип рынка, конкуренции, экономическая ситуация, государственное регулирование цен).
Механизм ценообразования включает в себя процедуры прогнозирования, планирования и управления ценами для обеспечения адекватной реакции на изменение условий рынка.
Структура правил и ограничений механизма ценообразования могут варьироваться в широких пределах, в зависимости от этого меняются и свойства механизма ценообразования [8, c. 98]. Механизм ценообразования обладает свойством противозатратности, если он обеспечивает экономическую выгодность для каждого подразделения фирмы в экономии ресурсов, снижения цен на продукцию и, таким образом, максимальную эффективность функционирования фирмы.
Выделяются следующие принципы ценообразования:
Научная обоснованность цен. Речь идет о необходимости учета при ценообразовании объективных экономических законов, ей способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровня издержек, соотношения спроса и предложения, других рыночных факторов. Особое значение приобретает прогнозирование макроэкономических и микроэкономических показателей.
Принцип целевой направленности цен. Предприятие определяет, какие экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию.
Принцип непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации постоянно корректируется уровень действующих на рынке цен.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования единой линии цен, что предусматривает одновременную продажу в течение короткого промежутка времени на одной торговой площади разных товаров по одной определенной цене;
Принцип падающего убыточного лидера, когда предприятие рекламирует и продает свою основную продукцию по заниженной цене (либо по цене выше себестоимости, но ниже обычной цены) межсезонных распродаж, ярмарок и прочее [5, c. 77].
Основными задачами, решаемыми на предприятиях по ценообразованию, являются:
Стратегия ценообразования должна быть увязана с общими целями фирмы в соответствии с системой маркетинга и отражать их. Естественно, что стратегии могут быть различны в широком диапазоне. Существуют три основных цели ценообразования: на сбыте (основная), на прибыли и на существенном положении [4, c. 102].
В первом случае предприятие заинтересовано в росте реализации или максимизации доли на рынке.
Во втором – в максимизации прибыли, оптимизации дохода от инвестиций, или обеспечением быстрого поступления наличных средств.
В третьем случае предприятию важно избегать влияния неблагоприятных правительственных действий, разрабатывать мероприятия, способствующие минимизации результатов действий конкурентов, поддержанию хороших отношений с участниками каналов сбыта, противодействию возникновению конкуренции, стабилизации цен.
Производителю продукции необходимо учитывать все факторы, влияющие на ценовые решения: издержки производства, конкуренты, потребители, правительство. Решающим является уровень издержек производства и реализации [10, c. 64]. Но нельзя забывать, что затратное целевое поведение предприятия хотя и помогает им держаться на плаву, но недальновидно, не соответствует рыночной перспективе, поскольку в конечном итоге ведет к всеобщему росту цен, тем самым к банкротству многих предприятий.
Установление цен включает в себя следующие этапы: постановка целей и задач ценообразования, определение спроса, издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.
Главная цель, которая ставится при принятии решений о ценах – увеличение прибыли.
Проводя определенную политику в области ценообразования, организация активно воздействует как на объем продаж, так и на величину получаемой прибыли. Как правило, организация не руководствуется получением сиюминутной выгоды, реализуя продукт по максимально выгодной цене, а проводит гибкую ценовую политику.
Возможными общими целями организации, влияющими на процесс ценообразования, являются: выживание, максимализация текущей прибыли, максимализация рыночной доли, лидерство в области качества продукции.
В ценовой политике фирмы очень важен выбор модели ценообразования. Этот процесс должен учитывать спрос на продукт и его эластичность, издержки, цены конкурентов.
Издержки формируют нижний уровень цены, цены на товары-заменители и аналоги ориентируют на предполагаемую цену, покупательская оценка характеристик продукта устанавливает верхнюю границу цены [8, c. 33].
В реальности проблема выбора методов ценообразования решается с учетом трех важнейших условий:
Существует четыре основным метода внутрифирменного ценообразования.
1. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный на рыночную текущую цену товара, используется в том случае, когда рыночную текущую цену товара, являющегося аналогом полуфабриката, можно рассматривать как верхний предел цены спроса на полуфабрикат. При передаче полуфабриката от одного центра ответственности другому в рыночной цене учитывается реальный вклад поставщика в общий доход предприятия [17, c. 56]. При этом поставляющее подразделение должно произвести полуфабрикат по текущим рыночным ценам в объеме, при котором предельные издержки его производства станут равными рыночной цене, прибыль – максимальной. В случае недостаточности объемов поставки полуфабриката получающее подразделение приобретает недостающее количество полуфабриката на рынке, при этом, не ставя подразделение-поставщика в невыгодные условия, не заставляя его выпускать продукцию себе в убыток.
В практике определения внутрифирменной цены рыночные цены полуфабриката снижают с учетом расходов, связанных с его продажей на рынке. Решение о производстве полуфабриката внутри предприятия или об отказе его приобретения на рынке принимается в том случае, если внутрифирменная цена подразделения, поставляющего полуфабрикат, ниже его рыночной цены.
Преимущество метода состоит в объективном характере рыночных цен, в связи, с чем установленные цены не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности.
В теории внутрифирменного ценообразования исследованы 6 случаев поведения поставляющего и принимающего подразделения внутри предприятия: при совершенном рынке полуфабрикатов и несовершенном рынке конечной продукции; при несовершенном рынке полуфабрикатов и несовершенном рынке конечной продукции; при несовершенном рынке полуфабрикатов и совершенном рынке конечной продукции; при совершенном рынке полуфабрикатов и совершенном рынке конечной продукции; при отсутствии рынка на полуфабрикаты и наличии совершенного рынка конечной продукции; при отсутствии рынка на полуфабрикаты и наличии несовершенного рынка конечной продукции [11, c. 98].
Анализ всех типов ценового поведения подразделений основан на известных микроэкономических принципах максимизации прибыли каждого подразделения и предприятия в целом, работающих в условиях совершенной или несовершенной (монопольной) конкуренции на рынках полуфабрикатов и рынке конечной продукции.
Пятый и шестой типы ценового поведения внутрифирменных подразделений учитывают то обстоятельство, что некоторые предприятия не имеют рынка полуфабриката и ценовой информации о нем либо она недостоверна ввиду несопоставимого различия условий сделок по анализируемому и рыночному полуфабрикату-аналогу [7, c. 102]. В этом случае, ориентируясь на рыночную цену конечной продукции, трансфертную цену следует определять исходя из знания предельных затрат ее производства, а также предельных затрат изготовления полуфабрикатов в подразделениях предприятия.
2. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный на издержки производства, используется при отсутствии рыночных цен. Определение цены на базе издержек производства может производиться на основе: полных фактических затрат; нормативных затрат; переменных затрат. Определение цен на базе издержек чаще применяется в вертикально интегрированных фирмах.
Достоинства метода определения внутрифирменного ценообразования на основе полных издержек: предприятие может быть уверено в необходимой прибыли, которую приносит ей производственный процесс в целом, если внутрифирменная цена на каждой стадии процесса показывает увеличение прибыли; подразделения не отвлекаются на различные проблемы, связанные с ценообразованием; упрощается ведение различных учетных операций и отчетности и сокращаются расходы, связанные с уменьшением издержек на определение внутрифирменных цен; простота в применении [2, c. 49].