Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:21, курсовая работа
Производительность труда в наиболее распространенном, классическом пони¬мании - это затраты живого труда на производство продукции и услуг, которые признаются важнейшим показателем его эффективности и реального экономиче¬ского роста продукции и дохода.
Различают:
Фактическая производительность труда (выработка) обратно пропорциональна трудоёмкости.
Наличная производительность труда есть расчётная величина, которая показывает, сколько продукции можно выпустить в текущих условиях (например, на имеющемся оборудовании из доступных материалов) в случае, если все простои и задержки будут сведены к нулю.
1) Потребность в обеспечении
жильем особенно остро испытывают молодые
сотрудники, создавшие семьи. Если у молодого
специалиста родился ребенок и жена находится
в отпуске по уходу за ребенком, это обстоятельство
обязательно следует учитывать при мотивации
сотрудника. У него просто нет выбора:
чтобы иметь возможность взять кредит
на покупку квартиры, он уйдет к другому
работодателю. Потребность в жилье необходимо
выяснять уже при приеме нового сотрудника
в компанию Особенно внимательно к этой
проблеме нужно отнестись, если на работу
принимается молодой сотрудник. В качестве
рекомендаций по удовлетворению наиболее
важных потребностей в поддержании жизнедеятельности
и здоровья можно применить следующие
мотиваторы:
- фиксированное
обеденное время для
всей организации или
отдельное
-положительная оценка
сотрудников, занимающихся спортом.
- абонементы для
сотрудников в бассейны, спортивные залы
или спортклубы.
- возможность получения
кредитов для ценных сотрудников на жизненно
важные приобретения (например, квартиру)
и др.
Как правило, потребности
этого уровня достаточно легко удовлетворить
при помощи материального стимулирования,
но это и один из самых слабых с точки зрения
удержания сотрудника в организации мотив.
Всегда есть риск, что сотрудник уйдет
в другую компанию, получив более выгодное
предложение
2. Потребность в признании. Можно выделить
две плоскости отношений, в которых сотрудники
могут удовлетворить свою потребность
в позитивном принятии, - вертикальную
и горизонтальную. По вертикали — это
позитивная оценка и признание хорошо
выполненной работы руководством. По горизонтали
- это признание со стороны коллег, уважение
профессионализма и опыта сотрудника,
обращение к нему за консультацией, советом
или профессиональной помощью. Эту группу
потребностей можно отнести к четвертой
группе, для их удовлетворения уже недостаточно
материальных стимулов, здесь многое зависит
от руководителя, от умения применять
моральное стимулирование. Рекомендации
по мотивации работников, нуждающихся
в признании:
- публичное, на совещании
или собрании, выражение позитивной
оценки сотруднику, успешно решившего
сложную задачу.
- благодарность за
хорошую работу своевременно, сразу же
после получения сотрудником хорошего
результата.
- внедрение в
организации системы званий
- вознаграждение сотрудников
за стаж работы в компании.
- выставку достижений
в успешном подразделении (например, сделайте
экспонаты из товаров, которые производит
ваша компания, к каждому экспонату поставьте
карточку с именами изготовителей).
3. Потребность в общении.
Для работников с такой потребностью мотивирующей
будет организация работы в общем помещении,
связанная с интенсивным общением, а сотрудникам,
имеющим потребность в концентрации, лучше
работать в отдельных кабинетах или за
перегородками и с минимумом контактов.
В молодежной компании необходимо выделять
специальное время для неформальных мероприятий
— выездов на природу или туристических
поездок. Было бы неплохо ввести кофе-брейк,
чтобы сотрудники могли пообщаться в течение
10-15 минут до обеда и такое же время после.
Для группы зрелых сотрудников
мотивирующим фактором будет организации
корпоративных праздников или выездов
на природу вместе с членами семей.
4. Потребность в принадлежности к референтной
группе и командной работе. В любой компании
кроме официальной, штатной структуры
присутствует неформальная структура
отношений между сотрудниками, возникающая
на основе взаимных оценок и симпатий.
Потребность быть вместе со всеми выражается
в стремлении стать принятым членами команды,
иметь позитивные отношения с коллегами
и сотрудниками, вызывающими симпатию.
Если потребность в принадлежности к группе
не удовлетворяется, сотрудник становится
аутсайдером и тяжело это переживает.
Трудности социальной адаптации нового
сотрудника в консолидированной команде
связаны именно с непростым включением
в неформальное , дружеское взаимодействие.
Мотиваторы для сотрудников,
имеющих потребность в командной работе:
-хорошие отношения
с неформальными лидерами, имеющими позитивные
ценности.
- с целью облегчения
социальной адаптации новых сотрудников,
имеющих потребность в командной работе,
выделение из опытных работников наставника.
- поддержка командной
символики и знаков отличия.
5. Потребность в надежности и безопасности.
Не все, но многие сотрудники имеют потребность
в надежности и безопасности (физической,
эмоциональной, экономической). Обычно
это осторожные люди, предпочитающие порядок
и комфорт. Они ценят свое слово, проявляют
обязательность и ответственность. Не
любят опаздывать и могут быть педантичными.
Мотиваторы для сотрудников, имеющих потребность
в надежности и безопасности:
-хорошая экология рабочего места;
-уверенный, но сдержанный
стиль в общении с
-исключить использование
ненормативной лексики на работе.
При удовлетворении
таких потребностей также большое значение
имеют материальные стимулы.
6. Потребность в
самоутверждении. Стремление к реализации
своего Эго, силы своего «Я»
— ведущая потребность для
одаренных и амбициозных людей
в профессиональном и
Мотиваторы сотрудников, имеющих потребность в самоуважении:
- условия для
творческой, содержательной работы
такого сотрудника; он будет трудиться
«спустя рукава», если работа
окажется монотонной и
- нельзя сравнивать
между собой сотрудников, каждый из них
— индивидуальность.
- условия профессионального
роста для сотрудника: учебные семинары,
задачи в зоне ближайшего профессионального
развития.
-поощрение инициативу такого сотрудника.
-условия для самостоятельной работы.
7. Потребность в
достижениях. Есть «люди процесса»
и «люди результата». Первые получают
удовлетворение от самой
Мотиваторы:
- озвученные на общих
собраниях динамика развития компании,
сравнение достижний разных лет, вектор
поступательного движения вперед.
- озвучивание списка
успешных сотрудников и перечисление
их достижений.
- положительная оценка
работы активных сотрудников, проявляющих
инициативу.
- поощрение всех, кто
берет на себя ответственность при выполнении
производственных задач.
- для формирования уверенности напоминание таким сотрудникам об их прошлых достижениях.
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз -процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации. Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного человека.
Подведем итоги: для повышения производительности труда путем мотивации персонала необходимо придерживаться некоторых правил:
1)Мотивирование
знаниями. Чтобы добиться
2) Награждать отдельных
людей за совокупный вклад
группы. В нашу эпоху командной
работы людям часто кажется, что
их индивидуальные заслуги
3) Объяснить подчиненным
принятую в организации
4) Поддержка позитивного
обмена информацией между
1.4 Повышение производительности труда путем совершенствования организационной культуры на предприятии методом Хофстеде и Боллинже.
Организационная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации[4, с.14].
Любая организационная культура воплощается в экономических благах, то есть переходит в качество продукта (работ, услуг) и, тем самым, в рост рентабельности деятельности организации. Можно сделать вывод, что все сферы организационной культуры и факторы, оказывающие на нее влияние, взаимосвязаны между собой и, в конечном счете влияют на результативность деятельности кооперативной организации.
Отсюда возрастает значимость проблемы управления организационной культурой, что вызвано необходимостью поиска новых способов повышения эффективности деятельности в условиях возрастающей конкуренции. Поскольку, культура организации интерпретируется нами как убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации, считаем, что линейные модели оценки не могут быть использованы для выявления и отражения взаимодействия между социально-психологической и духовной культурой, а также эффективностью деятельности кооперативных организаций.
В этой связи для определения характера управленческого воздействия организационной культуры на результативность деятельности субъектов системы нами предлагается методика Боллинже и Хофстеде.
Для диагностики типа корпоративной культуры наиболее часто применяется метод, разработанный голландским ученым Г. Хофстеде и французским консультантом по управлению Д. Боллинже. Они предложили четыре основные характеристики корпоративной культуры: дистанция власти; стремление к избежанию неопределенности; индивидуализм-коллективизм; мужественность и женственность.
Параметр «дистанция власти» включает в себя следующие факторы:
1. частоту выражения
2. количество работников, предпочитающих демократический (консультативный) стиль управления директивному (автократическому);
3. количество работников,
считающих, что стиль их
Индекс «дистанции власти» рассчитывается по формуле (5):
где а - средневзвешенное значение ответов на вопрос о частоте несогласия с руководителем;
b - средневзвешенное значение тех, кто в качестве реального типа руководителя выбрал автократический;
с - средневзвешенное значение тех, кто в качестве желаемого указал на консультативный стиль.
Параметр «стремление к избежанию неопределенности» включает следующие факторы:
1. желание урегулировать поведение, его предписания и обоснования;
2. стремление к стабильности занятий, выполняемых заданий;
3. состояние
ощущения стресса и
Индекс «стремление к избеганию неопределенности» вычисляется по формуле (6):
ИСИН=300а–в–40с , (6)
где а - средневзвешенное значение вопроса о возможности нарушения инструкций;
в - процентное распределение выбравших первый или второй вариант ответа на желаемую длительность работы на предприятии;
с - средневзвешенное значение вопроса о нарушениях во время работы.
Третий показатель, характеризующий корпоративную культуру, - «индивидуализм-коллективизм». Для сотрудников «индивидуалистских» организаций является важным:
1) иметь достаточно времени для личной и семейной жизни;
2) иметь большую свободу в организации для своей деятельности;
3) иметь
работу, от выполнения которой
можно получить чувство
Персонал «коллективистских» организаций ориентируется на следующие ценности:
1) иметь
возможность обучаться или
2) иметь хорошие условия труда;
3) полностью использовать свои знания.
Информация о работе Управление производительностью труда на предприятии