Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:48, контрольная работа
Любое производство связано с определенными рисками – финансовыми, природно-естественными, экологическими, политическими, транспортными, имущественными, производственными, торговыми, коммерческими, инвестиционными, рисками, связанными с покупательной способностью денег, инфляционными и дефляционными, валютными, рисками ликвидности, упущенной выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь, процентными, кредитными, биржевыми, селективными.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Основы управления рисками………………………………………...3
1.1 Общие понятия управления рисками……………………………………3
1.2 Системный подход в управлении рисками……………………………..7
Глава 2. Процесс управления рисками……………………………………….13
2.1 Классификация решений управления рисками………………………….13
2.2 Типовые алгоритмы риск-решений………………………………………17
2.3 Финансовое управление рисками…………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………………..29
7) определяется множество (совокупность) действий объединенных целью повышения безопасности деятельности за счет использования ограниченного объема ресурсов, распределенных во времени и пространстве, рассматривают операции по предупреждению, снижению, страхованию и поглощению различных по своей природе рисков. Речь идет о том, что каждая из существующих альтернативных возможностей по использованию некоторых ограниченных ресурсов на предупреждение (исключение) риска, его ограничение (контроль) или страхование рисков имеет свое отношение «эффективность /затраты». Поэтому важно определить, какая из альтернатив даст больший эффект в конкретной ситуации, и использовать именно эти наиболее эффективные действия или их комбинацию;
8)
некоторое множество взаимосвязанных
элементов рассматривают как систему
управления рисками с использованием:
законодательных мер; экономического
и финансового воздействия;
конструктивных и технологических
решений; организационных мер
(техника безопасности и
охрана труда), природоохранных
мероприятий. Для государства
важно обеспечить баланс и
эффективность разносторонних
действий по снижению
рисков деятельности. Для
этого законодательно запрещают
определенные опасные и
вредные для общества
виды деятельности (например,
производство и захоронение
особо опасных веществ), лицензируется
определенная деятельность и др.
Одновременно и параллельно
с этим государство,
местные органы власти устанавливают
специальные налоги (например, налог
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы), создают и
руководят деятельностью различного
рода санитарно-эпидемиологических,
9)
рационально обеспечить
некоторый баланс расхода
ресурсов, интенсивности мер
по управлению рисками и другими
направлениями производственно-хозяйственной
10) в управлении целесообразно исследовать риск целей, определения способов и средств их достижения (риск-маркетинга), менеджмента;
11) в менеджменте могут рассматриваться риски изучения и действия; риски планирования, организации, мотивации и контроля; риски тайны и конфиденциальности; риски управления конфликтом.
Всегда существует разумный баланс между стремлением к безопасности и необходимыми для ее обеспечения ресурсами.
Стремиться к абсолютной безопасности засчет чрезмерного расхода ресурсов так же неразумно, как и пренебрегать опасностью без ее анализа.
Для всякой практической ситуации существует основанное на объективных рисках, располагаемых ресурсах и субъективных оценках рациональное или оптимальное (наилучшее) соотношение между уровнем опасности и расходуемыми на обеспечение безопасности ресурсами.
Рассматривая управление рисками на сельскохозяйственных предприятиях важно помнить, что управление риском достигается за счет расхода ресурсов (людских, финансовых, времени и др.), которые резервируются и отвлекаются из производственной сферы. Это несомненно снижает эффективность производства, поскольку расходы по контролю ложатся на издержки производства, ограничивают конкурентоспособность отечественных продовольственных товаров на внутреннем рынке. Малое и всё сокращающееся число предприятий-производителей снижает число плательщиков налогов в бюджет. Это в свою очередь вынуждает повышать налоговое бремя на существующих налогоплательщиков, что может приводить их к неплатежеспособности. Однако на сегодняшний день в Российской Федерации продолжают вестись работы в этом направлении – введённый с 2002 г. упрощенный режим налогообложения для сельхозпредприятий планируется еще более упростить, а именно – заменить существующие налоги, уплачиваемые производителями сельскохозяйственной продукции в бюджет, на единый.
Работа в многочисленных контролирующих органах отвлекает трудоспособное население из производственной сферы, а их содержание требует расхода бюджетных средств. При этом непомерный расход средств на контроль может порождать политические и финансовые риски.
Вместе с тем, как показала практика, в переходный период развития особенно важно, чтобы риски деятельности на рынке не были слишком велики, а рыночная деятельность -бесконтрольной. В частности, необходимо государственное регулирование с целью защиты и поддержки отечественного производителя продовольствия и минимизации главного на сегодняшний день риска – обеспечение продовольственной безопасности страны.
Важно и то, что ограничение сфер и форм деятельности, сложный порядок лицензирования могут не только ограничивать «экономическое поле» государства, но и нарушать рыночный принцип равенства возможностей;
12) управление рисками должно иметь свою стратегию, тактику и оперативную составляющие;
13) управление рисками должно рассматриваться одновременно и как наука, и как искусство. На всех стадиях проектирования систем должно учитываться влияние человеческого фактора, творчество, необходимость работы в условиях жестких ограничений на время, влияние стресса.ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
2.1 Классификация решений управления рисками.
Решение - центральное звено любого управления. Классификация решений по управлению рисками позволяет выделить характерные для них особенности, предусмотреть возможность снижения рисков при принятии решений.
По области принятия могут быть выделены геополитические, внешнеполитические, внутриполитические, экономические, финансовые, технологические, конструкторские, эксплуатационные риск-решения. Эти типы решений находятся в системной связи и могут влиять друг на друга. По месту в процессе управления риском могут быть выделены решения:
- риск-целеполагания по выбору целей управления риском. Это решения, которые в наименьшей мере могут быть исследованы и формализованы. Формальные методы синтеза целей не разработаны;
- риск-маркетинга по выбору способов (предупредить, снизить, страховать, поглотить) или инструментов (конструктивные, технологические, финансовые и т.п) управления риском.
Эти решения допускают формализацию, в частности, использование функционально-логических методов;
- риск-менеджмента по поддержанию баланса в треугольнике «люди - ресурсы - цели» в процессе достижения поставленных риск-целей при выбранных на этапе риск-маркетинга инструментах управления риском.
Снижение риска возможно:
1) на этапе планирования операции или проектирования образцов - введением дополнительных элементов и мер;
2) на этапе принятия решений - использованием соответствующих критериев оценки эффективности решения, например, критериев Вальда («рассчитывай на худшее») или Седвиджа («рассчитывай на лучшее») или критерия, при котором показатель риска ограничен по величине (при этом альтернативы, не удовлетворяющие ограничению на риск, не рассматриваются);
3) на этапе выполнения операции и эксплуатации технических систем - посредством строгого соблюдения и контроля режимов эксплуатации.
В рамках каждого из направлений принимаемые меры будут иметь различное отношение эффективности (снижения вероятности недопустимого ущерба) к затратам на их обеспечение. Эти меры связаны с расходами и требуют их увеличения при росте сложности систем, поэтому в определенных условиях экономически может оказаться более целесообразно расходовать денежные средства не на предупреждение или снижение риска, а на возмещение возможного ущерба. В последнем случае используют механизм страхования.
Таким образом, если в процессе подготовки решения будет выяснено, что меры по снижению риска малоэффективны и дороги одновременно, то может оказаться экономически более целесообразно застраховать свои действия. При этом ставится задача не предотвращения, а возмещения ущерба.
В соответствии с подходами в менеджменте можно выделить риск-решения традиционного, системного, ситуационного, социально-этичногоменеджмента.
По прогнозной эффективности в управлении рисками можно выделить: ординарные, синергические и асинергические варианты решений и систем.
Ординарные варианты риск-решений - это такие варианты решений, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта при управлении риском соответствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли, вида деятельности.
Синергические варианты риск-решений - это варианты решений, при принятии которых эффективность расходования ресурсов при управлении рисками резко возрастает, то есть эффект носит явно выраженный непропорционально возрастающий характер.
Синергические решения появляются при разработке новых безопасных технологий (в сельском хозяйстве – это новые виды удобрений и пищевых добавок), поиске и устранении или защите наиболее уязвимых мест, конструировании оригинальных устройств и др.
Поскольку синергический эффект в управлении рисками в любом случае в конце концов выражают в денежной форме, то синергический эффект технологий, организации труда и т.п. обнаруживается в финансовой сфере.
Асинергическими называют варианты решений, не позволяющие получить нормативный эффект от инвестированных в управление рисками средств. В числе наиболее частых причин таких решений можно назвать: запаздывание при исполнении решения, отсутствие необходимых ресурсов, отсутствие организации, мотивации, порождаемых решениями конфликтов и др.
По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение риск-решений выделяют системы, работающие в реальном масштаба времени-такие системы, в которых решения принимаются и реализуются достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления, принятии кризисных решений. Такое положение наиболее характерно для растениеводческой отрасли сельского хозяйства, в частности, при принятии решений о начале сева и уборки при наличии соответствующих природных условий и ресурсов.
Представляется возможным выделить из решений в реальном масштабе времени «кризисные решения». Известен перевод слова «кризис» как «момент принятия решений».
Кризисным решениемназывается решение, принимаемое в момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область неуправляемых или недопустимых состояний.
Управление рисками занимает особое место в инвестиционных решениях. Причины, обуславливающие необходимость экономических инвестиций, - это обновление материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Для россиийского АПК самым актуальным является обновление и увеличение материально-технической базы. По последним статистическим данным оснащенность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевной площади в России в 12-15 раз ниже, чем в западноевропейских странах. Нагрузка на трактора и прочую технику превышает нормативную. Таким образом, существует еще и риск недостатка технических средств для уборки и обработки почвы.
Для управления рисками в процессе инвестиционной деятельности часто используется диверсификация- распределение инвестиций, а следовательно и рисков, между несколькими объектами, для которых характерны различные по своей физической природе и времени проявления риски. Возможны пространственная и временная оптимизация распределения инвестиций.
Пространственная оптимизация распределения инвестиций- это такая оптимизация, при которой общая сумма финансовых ресурсов на конкретный период ограничена сверху. Имеется несколько взаимно независимых инвестиционных проектов, каждый из которых характеризуется различными по своей природе, интенсивности, времени проявления рисками. Временная оптимизация распределения инвестиций- это такая оптимизация, при которой общая сумма финансовых ресурсов, доступная для финансирования в планируемом году, ограничена сверху. Имеется несколько доступных независимых инвестиционных проектов, которые не могут быть реализованы в планируемом году одновременно. Однако в следующем году оставшиеся проекты либо их части могут быть реализованы. Требуется оптимально распределить проекты по годам с учетом эффективности инвестиций, располагаемых ресурсов, средних по времени рисков.
Принятие решения инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов.
2.2.
Типовые алгоритмы риск-решений.
Если проблема хорошо структурирована на основе предметной и статистической информации, то возможно применение запрограммированных решений. Тогда методические особенности различных типов менеджмента находят отражение при разработке алгоритмов подготовки и принятия риск-решений.
Разработка специальных алгоритмов принятия риск-решений может обеспечить необходимый уровень качества организационных решений, снизить роль субъективных факторов. Очень важно, что это может ускорить процесс управления рисками.
Вообще говоря, для каждой из типичных для организации риск-проблем может разрабатываться конкретный алгоритм принятия решений. Вместе с тем представляется возможной разработка алгоритма принятия риск-решений для различных типов менеджмента.
Алгоритм принятия риск-решений при традиционном менеджменте может включать следующие операции:
- обнаружение риск - проблемы;
- сбор информации об источниках, особенностях вредных факторов, уязвимости объекта риска, порожденных воздействием вредных факторах последствиях и ущербах;
- отображение этой информации в удобном для анализа виде;