Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа
Целью написания работы является изучение понятия монополий, монопольной власти на отраслевых рынках РФ.
В процессе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
1) Дать понятие монополии;
2) Рассмотреть виды и функции монополии;
3) Изучить источники монопольной власти;
4) Изучить показатель монопольной власти на отраслевых рынках;
5) Охарактеризовать монополии на отраслевых рынках в России.
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Монополия, её сущность и причины возникновения
Основные понятия монополии;…………………………….....4-5 стр.
Виды и функции монополий;………………………………….5-7 стр.
Источники монопольной власти……………………………..7-10 стр.
Показатели монопольной власти на отраслевых рынках:
2.1 Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли);…..11-12 стр.
2.2 Коэффициент Лернера;...........................................................13-15 стр.
2.3 Коэффициент Тобина;..................................................................15 стр.
2.4 Коэффициент Папандреу.......................................................15-16 стр.
Уровень монополизации отраслевых рынков в России:
Анализ уровня монополизации современной экономики России;......................................................................................17-24 стр.
Развитие конкурентного рынка – стратегическая цель российской
Экономики.....................................................................................25-30 стр.
Заключение.................................................................................................31 стр.
Список литературы...............................................................................32-33 стр.
Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»15:
• «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
• «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Высокая степень открытости
для импорта товаров и услуг
привели к формированию условий,
в которых с высокой
Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низко концентрированных – растет.
Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);
В тоже время существуют и негативные тенденции:
1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран;
2) Несмотря на достаточный
уровень интенсивности
3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются;
4) Особую опасность
представляет
Федеральная антимонопольная
служба считает, что угрозы конкуренции,
связанные с формированием
На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД».
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:17
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- услуги по использованию
инфраструктуры внутренних
Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны.
На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.
Нефтяная промышленность.
Вертикально-интегрированные
компании (ВИНК) доминируют (в том
числе коллективно) на рынках сырой
нефти и продуктов ее переработки,
свободный рынок нефти
ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.
В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 года по 2007 год объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%.
Таким образом, доминирование ВИНК при крупно оптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.
Электроэнергетика.
Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с одной стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры).
Кроме того, в качестве
административных барьеров можно выделить
необходимость получения
Наибольшая доля нарушений в электроэнергетике связана именно с естественно-монопольным сектором, т.е. с деятельностью сетевых компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям.
Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере19. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка.
Газовая промышленность
Несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения не позволяет в полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.
Механизм поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа и между производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий бесперебойной работы и рентабельности поставщика и потребителя газа20:
- обеспечение гарантий
поставки газа со стороны
- принцип полной выборки объемов газа (принцип «бери или плати»);
- совершенствование штрафных санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной не выборки газа;
- возможность перераспределения
или продажи невыбранного
- совершенствование правил не дискриминационного доступа к газотранспортной сети
Рынок газа в России является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.
Воздушный транспорт.
Конкуренция на рынке международных воздушных перевозок ограничена, большинство маршрутов монополизированы. В соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении на каждом международном маршруте действует, как правило, одна авиакомпания от каждой страны. Эти назначенные авиакомпании согласовывают тарифы и квоты (количество рейсов). Отсутствует конкурсный механизм назначения перевозчика.
Рынок внутренних воздушных перевозок состоит из множества локальных рынков – маршрутов, поскольку авиакомпании конкурируют на конкретных маршрутах. В настоящее время зарегистрировано свыше 500 маршрутов. Две трети этих маршрутов являются низко рентабельными, поэтому на них работает по одному перевозчику. На оставшейся трети маршрутов работают от 2 до 6 авиаперевозчиков, причем доступ на эти маршруты ограничен осуществляемым Росавиацией согласованием слотов (временных интервалов между посадкой и вылетом воздушных судов) и утверждением расписаний.
Рынок грузовых авиаперевозок
является высококонцентрированным. Так,
при общем числе
Автомобильный транспорт.
Рынки городских пассажирских перевозок являются проблемными. На этих рынках, как правило, доминируют муниципальные перевозчики, для которых муниципальные власти устанавливают монопольное положение: ограничивают доступ частным перевозчикам (маршрутным такси) к наиболее рентабельным (центральным) городским маршрутам и вытесняют работающих частных перевозчиков посредством закрепления маршрута за победителем конкурса на право работы на городских маршрутах.
В 2007 году самым распространенным нарушением в отрасли стали нарушения условий проведения, критериев выбора победителя в конкурсах за право работы на городских маршрутах.
Железнодорожный транспорт.
Оценивая общее состояние железнодорожного транспорта общего и не общего пользования, развития конкуренции на железных дорогах следует признать:22
- реформирование железнодорожног
Это отставание обусловлено недостаточностью нормативной правовой базы при работе железных дорог в конкурентных условиях, а также слабой заинтересованностью инвесторов по привлечению инвестиций в инфраструктуру железных дорог;
- в настоящий период
проходит третий этап
- реформирование
- сохранение в структуре ОАО «РЖД» перевозок пассажиров не позволяет стимулировать процесс реформирования в области пассажирских перевозок.
Таким образом можно увидеть слабые места нашей экономики и выявить эффективные методы борьбы с ними.
3.2 Развитие
конкурентного рынка –
Отрицательное влияние
высокого уровня монополизации на экономику
страны делает необходимым проведение
специальной государственной
Информация о работе Уровень монополизации отраслевых рынков в России