Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа
Целью написания работы является изучение понятия монополий, монопольной власти на отраслевых рынках РФ.
В процессе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
1) Дать понятие монополии;
2) Рассмотреть виды и функции монополии;
3) Изучить источники монопольной власти;
4) Изучить показатель монопольной власти на отраслевых рынках;
5) Охарактеризовать монополии на отраслевых рынках в России.
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Монополия, её сущность и причины возникновения
Основные понятия монополии;…………………………….....4-5 стр.
Виды и функции монополий;………………………………….5-7 стр.
Источники монопольной власти……………………………..7-10 стр.
Показатели монопольной власти на отраслевых рынках:
2.1 Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли);…..11-12 стр.
2.2 Коэффициент Лернера;...........................................................13-15 стр.
2.3 Коэффициент Тобина;..................................................................15 стр.
2.4 Коэффициент Папандреу.......................................................15-16 стр.
Уровень монополизации отраслевых рынков в России:
Анализ уровня монополизации современной экономики России;......................................................................................17-24 стр.
Развитие конкурентного рынка – стратегическая цель российской
Экономики.....................................................................................25-30 стр.
Заключение.................................................................................................31 стр.
Список литературы...............................................................................32-33 стр.
Экономическая активность крупных компаний, заинтересованных в максимизации частной прибыли неизбежно порождает угрозы конкуренции: попытки вывести из экономического оборота ограниченные ресурсы, воспрепятствовать научно-техническому и экономическому росту конкурентов, стремление вступить в сговор с конкурентами, захватить рынок, необоснованно повысить цены выше общественно эффективного уровня.
Не следует переоценивать масштабы такой деятельности, но и недооценивать ее крайне опасно. Экономическая система не может с ней справиться самостоятельно и поэтому нуждается в определенном воздействии со стороны государства – проведении политики защиты и развития конкуренции. Конституция Российской Федерации гарантирует проведение такой политики.
Защита конкуренции осуществляется посредством проведения эффективного антимонопольного регулирования, которое является важнейшим инструментом предупреждения угроз ограничения конкуренции, пресечения возникающих нарушений законодательства. Развитие конкуренции, в свою очередь, осуществляется путем использования целого комплекса мер экономической политики, направленных на привлечение на рынки новых участников.
Конкурентная среда в Российской Федерации начала формироваться в условиях неблагоприятного наследства прежних методов хозяйствования. Реформы начала девяностых годов ХХ века ознаменовали отказ от плановой экономики, однако характерные для неё институты воспроизводились ещё довольно длительное время. Это определяло развитие рыночных отношений, логику действий не только государства, но и бизнеса вплоть до начала 2000-х годов.
Для периода переходной экономики были характерны криминальный характер бизнеса, правовой нигилизм, стремление к рыночной власти и получению сверхприбыли в короткие сроки, хищническое потребление ресурсов, глубокое неуважение партнеров по бизнесу.
Экономика советского типа препятствовала эффективному развитию, так как в ее рамках стимулы к производственным и управленческим инновациям, необходимым для создания сравнительных конкурентных преимуществ, находились на низком уровне. Перераспределение ключевых финансовых ресурсов через государственный бюджет и контроль над директивными ценами на продукцию ведущих монополий через отраслевые и региональные дотации и субсидии вносили искажения в функционирование рыночного механизма.
Современная экономическая ситуация в Российской Федерации вышла на качественно иной уровень по сравнению с ситуацией 1990-х годов.
Во-первых, российская экономика
в настоящее время активно
вовлечена в процесс
Во-вторых, в стране, практически, завершилась приватизация.
В-третьих, была обеспечена финансовая стабилизация, которую во многом можно объяснить достигнутой политической и институциональной стабильностью.
Российская экономика активно участвует во внешних экономических связях. По данным таможенной статистики экспорт России в 2006 году составил 316 млрд. долларов США, импорт- 198 млрд. долларов США, что составляет приблизительно 23 и 14 % ВВП. Иностранные инвестиции в 2006 составили 55 млрд. долларов США, из них 13 млрд. – прямые инвестиции, т.е дающие инвестору право эффективного участия в управлении предприятием. 24
Глобализация открывает для российских компаний новые возможности: они могут стать глобальными лидерами, получив доступ на закрытые ранее рынки.
Глобализация также приводит к качественно иному характеру конкуренции на внутренних рынках Российской Федерации. С одной стороны, конкуренция ужесточается, при этом повышается производительность труда и снижаются цены для потребителей. С другой – растут риски нарушения конкурентного законодательства со стороны крупных транснациональных компаний (ТНК), выходящих на российский рынок..
Для улучшения монопольного
состояния на рынке в наиболее
монополизированных отраслях, государством
посредством антимонопольных
В нефтяной промышленности:
- повышение прозрачности
ценообразования и
- введение стандартов
раскрытия информации о
- установление обязательных для продажи на открытых торгах (бирже) объемов нефти и нефтепродуктов, что позволит сформировать рыночную цену соответствующих товаров и будет стимулировать вовлечение в торговый оборот новых объемов нефти и нефтепродуктов;
- организация государственных интервенций на рынке нефтепродуктов. Сам по себе запуск биржевых торгов не приведет к изменению ценовой конъюнктуры внутреннего рынка нефтепродуктов;
- установление порядка
согласования выводов
- пресечение дальнейшей
монополизации розничного
По мнению ФАС России25, необходимо более сбалансированное распределение затрат на строительство объектов электросетевого хозяйства между различными источниками финансирования таких объектов: тарифа на передачу электрической энергии, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и привлеченных источников финансирования. Это возможно обеспечить при применении системы тарифного регулирования, основанной на принципах справедливой рыночной доходности задействованного капитала.
В газовой промышленности:
В сфере газовой промышленности актуальные задачи развития конкуренции связаны с развитием системы долгосрочных договоров на внутреннем рынке - прозрачной и понятной системы договорных отношений с четким распределением прав, обязанностей и ответственности сторон, учитывающих тенденции развития рынка газа, его поэтапную либерализацию, расширение нерегулируемого сектора рынка газа и связанные с этим изменения инфраструктуры рынка. Необходимо обеспечение равных возможностей конкуренции для потребителей услуг по транспортировке газа по газотранспортным сетям, создание четкой процедуры доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации, развитие свободного ценообразования на нерегулируемом секторе рынка газа и инфраструктуры рынка газа, включая рынок СУГ.
Для развития конкуренции на рынке СУГ предлагается реализовать следующий комплекс мер:
- недопущение установления монопольно высокой цены на СУГ, осуществление контроля за экономической концентрацией;
- развитие информационного
обеспечения рынка, которое
В сфере воздушных перевозок доминирующее положение занимают аэропорты, что ведет к ослаблению конкуренции и замедлению модернизации. ФАС России предлагает:
а) ввести рыночный механизм распределения слотов между авиакомпаниями в независимом от какого-либо перевозчика аэропорту на торгах, но не предоставлять более 35% одной авиакомпании, если есть другие соискатели;
б) реализовать политику разделения аэропортовой и перевозочной деятельности авиапредприятий, приватизировать и акционировать объединенные авиаотряды с одновременным разделением их на авиационные компании и аэропорты;
в) развивать конкуренцию в потенциально конкурентных сферах аэропортовой деятельности: топливозаправке и техобслуживании воздушных судов, обработке багажа, обслуживании воздушных судов на перроне, обработке грузов и почты, поставке на борт продуктов питания, беспошлинной торговли, автопарковки и т.п. Количество поставщиков этих услуг должно быть не менее двух.
При этом, по крайней мере, один из поставщиков не может непосредственно или косвенно управляться руководящим органом аэропорта, либо пользователем аэропорта, который перевозит более 25% пассажиров или грузов, зарегистрированных в аэропорту. Кроме того, целесообразно обеспечить возможность авиакомпаниям осуществлять в указанных сферах самообслуживание.
Для обеспечения роста производства конкурентоспособной отечественной продукции, по мнению ФАС России, в 2011 году будет продолжена работа по оптимизации Таможенного тарифа Федерации Российской с целью более полного удовлетворения потребностей перерабатывающих отраслей российской экономики в сырьевых товарах и полуфабрикатах, а также высокотехнологичного оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации.
Заключение
Изучив характеристику монополизма в России, можно сделать вывод, что проблема монополии и конкуренции остается одной из наиболее актуальных для экономики страны в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
Проблема монополизированности экономики России состоит в том, что абсолютно конкурентных отношений на рынке не может быть в принципе. Это связано и с наследством сложившихся с социалистических времен способов ведения хозяйствования, и с нецелесообразностью разукрепления отдельных отраслей имеющих стратегическое для страны значение. В связи с этим, задача стоящая перед государством – создание конкурентного рынка, не решается самими рыночными агентами, так как чрезмерная власть ведет к обратным последствиям – монополизации, а регулируется государственными антимонопольными органами.
В связи с этим антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.
Список литературы:
1. Бордунова С.А. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов Ч.1 Микроэкономика. / Ефимова Е.Г., Заславская М.Д. и др.; под ред. Е.Г. Ефимовой МГИУ, 2006 - 237c.
2. Мишин Ю.В., Меркулов Н.А. Методические вопросы оценки уровня конкурентной борьбы на российских товарных рынках. Журнал: «Микроэкономика». №5, 2008.
3. Сайт ФАС России // http://www.fas.gov.ru //
4. Семенов А.Л., Харисов И.Ф. Сравнительная оценка подходов к измерению результативности слияний и поглощений. Журнал: «Микроэкономика». № 3, 2009.
5. Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. – Таганрог.: Изд. ТРТУ, 2006.
6. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч.1. Микроэкономика / Под. ред. Е.Г. Ефимовой. 3-е изд. стереотипное. – М.: МГИУ, 2006.
7. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч.2: Макроэкономика / Е.Г. Ефимова, И.С. Потапова, М.Д. Заславская, Н.А. Резякова. – 3-е изд., испр. и доп. – М..: МГИУ, 2006.
8. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М., Юрайт, 2010. Гл. 2, 12, 7.1, 7.2, 7.3.
9. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. М.: - ИНФРА – М., 2008. Гл. 2, 6.1.
10. Бойцова Е.Ю., Корчагина
З.А. Экономика отраслевых
11. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых
рынков: Учебник / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Магистр, 2006.
12. Основы экономической теории. Под редакцией Т.Ю. Матвеева, И.Н.
Никулина. М. , 2005.
13. Савицкая, Е.В. Курс лекций по микроэкономике / Е.В.Савицкая. –
М.: МФТИ, 2004
14. Чеканский, А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень Текст.:
Учебник / А.Н. Чеканский, H.JI. Фролова М.: ИНФРА-М, 2005.
15. Экономическая теория Учебник для вузов Под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича.- СПб.: Питер, 2000.
16. Экономика Учебник для вузов Под ред. А.С. Булатова.- М.:Юристъ, 2001.
1 Экономическая теория: Учебное пособие. Ч.1. Микроэкономика / Под. ред. Е.Г. Ефимовой. 3-е изд. стереотипное. – М.: МГИУ, 2006.
2 Бордунова С.А. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов Ч.1 Микроэкономика. / Ефимова Е.Г., Заславская М.Д. и др.; под ред. Е.Г. Ефимовой МГИУ, 2006
3 Савицкая, Е.В. Курс лекций по микроэкономике / Е.В.Савицкая. –
М.: МФТИ, 2004
4 Мишин Ю.В., Меркулов Н.А. Методические вопросы оценки уровня конкурентной борьбы на российских товарных рынках. Журнал: «Микроэкономика». №5, 2008
5 Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. – Таганрог.: Изд. ТРТУ, 2006
6 Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Экономика отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. – М.: МАКС Пресс, 2008. Гл. 2.
8 Экономическая теория: Учебное пособие. Ч.1. Микроэкономика / Под. ред. Е.Г. Ефимовой. 3-е изд. стереотипное. – М.: МГИУ, 2006.
Информация о работе Уровень монополизации отраслевых рынков в России