Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 02:55, контрольная работа

Краткое описание

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
Основная доля франчайзеров была зарегистрирована в странах Европы.
Второе место по данному показателю заняла Азия, третье - Северная Америка, четвертое - Латинская Америка. В наименьшей степени франчайзинг распространен в Австралии, Океании и Африке.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1 Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках............4
Заключение............................................................................................................18
Список использованных источников.........................

Вложенные файлы: 1 файл

20 Франчайзинг.docx

— 118.65 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение..................................................................................................................3

1 Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках............4

Заключение............................................................................................................18

Список использованных источников..................................................................19

 

Ведение

 

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. 

Основная доля франчайзеров была зарегистрирована в странах Европы.

Второе место по данному показателю заняла Азия, третье - Северная Америка, четвертое - Латинская Америка. В наименьшей степени франчайзинг распространен в Австралии, Океании и Африке.

На сегодняшний день франчайзинг  используется в более чем 75-ти сферах бизнеса – от фаст-фудов и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг.

В отличие от американского или  европейского рынков российский рынок  франчайзинга является сравнительно молодым.

 

 

1 Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках

 

Франчайзинг (franchising, также называют франшизинг, льготное предпринимательство, коммерческая концессия) представляет собой форму продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания – франчайзер (правообладатель) предоставляет малоизвестной компании – франчайзи (пользователю) франшизу (лицензию) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и условиях, определенных франчайзинговым договором. Для того, чтобы получить указанные права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы.

Франчайзинг – способ организации бизнес – отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное решение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес модели за определенную плату - роялти

 

Рисунок 1. Схема отношений в системе  франчайзинга

 

 

История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению. 

Анализ проблем франчайзинга в России требует уточнения основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент. 

В отечественной экономической  литературе этот термин уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали  свои определения. 

Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее  определение. 

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от воего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Система франчайзинга основана на использовании  конкретного товара. 

Этот товар должен обладать следующими признаками: 

- известной торговой маркой; 

- номенклатура товаров должна  быть ограничена. 

Объектом франчайзинга могут быть следующие товары: 

- продукт (изделие, имеющее материальную  форму);

- услуга;

- производственный процесс; 

- бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных  действий); 

- комплексный товар, в котором  могут сочетаться друг с другом  в различной степени ранее  названные товары.

Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).

Первая сторона - франчайзер. 

Это крупная фирма (корпорация), имеющая  широко известную торговую марку  и высокий имидж на потребительском  рынке. Эта фирма предоставляет  другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее  оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера  и под его торговой маркой.

Франчайзер в системе всегда один.

Вторая сторона - франчайзи.

Франчайзи является, как правило, малая  фирма или предприниматель (юридическое  или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера  исключительное право на ведение  коммерческой деятельности от его имени  под его торговой маркой. Франчайзи  может быть несколько в одной  франчайзинговой системе.

Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право  франчайзи:

- пользоваться интеллектуальной  собственностью франчайзера;

- открыть собственное франчайзинговое  предприятие; 

- получить стандартный набор  услуг, необходимый для открытия  предприятия. 

Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с оддержанием и развитием франчайзинговой системы. 

Отчисление в централизованный рекламный фонд. 

Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг.

Основные проблемы франчайзинга в России и их типология.

Как уже говорилось, франчайзинг  в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности  внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно  классифицировать по причинам их возникновения. 

Экономические проблемы.

Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические  предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. 

К данным проблемам можно отнести:

- нестабильность развития экономики  России. Франчайзинговые схемы требуют  стабильности и предсказуемости  экономики;

- отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему; 

- сложность, а порой и невозможность  получения кредитов для создания  стартового капитала. 

Организационно-правовые проблемы.

Хотя франчайзинг - это экономический  инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере  экономики, в России сдерживание  развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:

- отсутствие отечественного опыта  и боязнь провала у субъектов  франчайзинговой системы - франчайзера  и франчайзи;  
- отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;  
- боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

Особое место среди проблем  франчайзинга занимает образование  как механизм разрешения социально-психологических  проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга. 

Естественно, что рассмотренные  проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают  серьезное влияние друг на друга.

Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. 

Отечественное законодательство практически  не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена  глава в Гражданском кодексе  РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно  сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно  усложняет возможность кредитования франчайзи. 

Развитие правового обеспечения  франчайзинга требует опять-таки решения  экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем.

Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.

Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так  и правовыми аспектами.

В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

Важнейшим социально-психологическим  аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к  интеллектуальной собственности. Решение  этой проблемы требует сочетания  экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным  несанкционированное использование  чужой интеллектуальной собственности. 

Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области.

Решение образовательных проблем  связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует  решения чисто экономических  проблем. В то же время образовательные  проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области  права и экономики.

Как видно из сказанного выше, взаимосвязь  экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных  проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной  проблемы связано с необходимостью решения других.

Важнейшей экономической проблемой  франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению  франчайзинга, то это в первую очередь  система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что  подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

Последнее десятилетие, в котором  началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием  стабильности в экономике, постоянными  скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены  из-за нехватки собственных средств  открывать свои предприятия в  арендуемых помещениях, перемена владельца  отрицательно влияет на работу как  франчайзи, так и франчайзинговой  системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными  методами, также могут снижать  эффективность франчайзинговых  систем.

Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным  юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи  должны вкладывать в развитие системы  свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить  разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи  должен быть достаточно большим.

К сожалению, далеко не все отечественные  предприниматели обладают подобным капиталом.

Попытка получить стартовый капитал  в виде банковского кредита также  сталкивается с рядом проблем:

уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита  будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным; 

Информация о работе Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках