Учет и анализ накладных расходов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 09:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – раскрытие сущности учета и анализа накладных расходов на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить экономическое значение накладных расходов на предприятии;
- рассмотреть правила организации учета накладных расходов на предприятии;
- проанализировать организацию учета накладных расходов на исследуемом предприятии;
- провести анализ накладных расходов на исследуемом предприятии;
- выявить проблемы учета и анализа расходов предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
1.1 Понятие и сущность расходов предприятия
1.2 Особенности исчисления и контроля накладных расходов
1.3 Документальное оформление, учет и распределение израсходованныхв производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов
ГЛАВА 2. УЧЕТ И АНАЛИЗ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ТОО «ТЕМИРЖОЛСУ-КОКШЕТАУ»
2.1 Краткая экономическая характеристика ТОО «Темиржолсу-Кокшетау»
2.2 Учет накладных расходов на ТОО «Темиржолсу-Кокшетау»
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
3.1 Оптимизация накладных расходов
3.2 Пути повышения эффективности деятельности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.2.6 – Корреспонденция по расходу материала в основном производстве ТОО «Темиржолсу-Кокшетау» в 2005 году

№ п/п Содержание хозяйственных операций Сумма Корреспонденция счетов 
дебет Кредит 
1 2 3 4 5 
1 Отпущены в отделы основного производства 
различные виды сырья и материалов (детали для труб, счетчики и пр.), услуги 
производственного характера: 2555 8010/1 1310 
2 Возвращены на склады неиспользованные материалы 18 1310 8010/1 
3 Обобщены материальные затраты основного производства 2537 8010 8010/1

К транспортно-заготовительным расходам относятся следующие виды затрат: наценки, уплаченные снабженческо-сбытовым организациям; провозная плата со всеми дополнительными сборами; расходы на разгрузку и доставку материалов на склады субъекта; расходы на содержание специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовок; расходы на командировки, связанные с непосредственной заготовкой материалов и доставкой их на склады субъекта с мест заготовок (командировочные расходы водителей и грузчиков данного субъекта при доставке грузов от поставщиков и др.). 
Топливо и энергия на технологические цели — затраты топлива и энергии (всех видов), непосредственно расходуемых в процесс е производства. Их расход отражают в учете так же, как и расход сырья и материалов. 
Расходы топлива на технологические цели включают в стоимость топлива, как полученного со стороны, так и выработанного самим субъектом: для плавильных агрегатов, домен, мартеновских печей, для нагрева металла в прокатных, кузнечно-штамповочных, прессовых и других цехах, для проведения установленных технологическим процессом испытаний изделий (стендовых, сдаточных и контрольных испытаний турбин, дизелей и т.д.). 
Расходы на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самим предприятием, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления включаются в соответствующие статьи затрат. 
Потери от недостачи и порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли включают в себестоимость готовой продукции. 
В стоимость материальных ресурсов включаются также расходы предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, в тех случаях, когда стоимость тары, принятая от поставщика с материальным ресурсом, включена в его цену. 
По статье «Топливо» экономия составила 819 тыс. тенге, фактический расход 1776 тыс. тенге при бюджете 2595 тыс. тенге. Экономия создана также по причине отсутствия денежных средств на приобретение ГСМ в полном объеме. 
При расходе топлива на основное производство производится следующая бухгалтерская проводка:

Таблица 8 – Корреспонденция по расходу топлива ТОО «Темиржолсу-Кокшетау» в 2005 году

№ п/п Содержание хозяйственных операций Сумма Корреспонденция счетов 
дебет Кредит 
1 2 3 4 5 
1 Принято топливо на складе ГСМ 2595 1350 3310 
2 ГСМ оплачен 2595 3310 1040 
3 Отпущен ГСМ на нужды администрации 776 7210 1350 
4 Отпущен ГСМ на нужды основного производства 1000 8010/4 1350

Против соответствующего периода прошлого года имеет место экономия в расходах твердого топлива, ГСМ. 
По статье «износ основных средств» экономия составила 1087 тыс. тенге, при бюджете 4422 тыс. тенге, фактические расходы составили 3335 тыс. тенге. Причиной экономии является также передача местным исполнительным органам объектов водоснабжения и канализации. 
Последующие капитальные вложения (затраты на модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение) в основные средства увеличивают первоначальную стоимость при условии увеличения будущей экономической выгоды от их использования. Затраты на ремонт и эксплуатацию основных средств, производимые в целях сохранения и поддержания их технического состояния, должны признаваться как расходы периода, в котором они были произведены.

Таблица 2.2.7 – Расчет амортизационных отчислений

Годы Балансовая стоимость Удвоенная норма амортизации (%) Сумма амортизации (тенге) в расчете на 
Год Месяц 
1-й 77252 10% 7725 644 
2-й 69527 10% 6953 579 
3-й 62574 10% 6257 521 
4-й 56317 10% 5632 469 
5-й 50685

Ежемесячно в среднем износ основных средств составляет 600-700 тыс. тенге. 
Основные производственные расходы составили 37 255 тыс. тенге, в том числе по водоснабжению 26 031 тыс. тенге, по стокам 5377 тыс. тенге, по прочим – 4786 тыс. тенге.  
В целом по дистанции экономия бюджета составила 14 541 тыс. тенге. 
В целом по предприятию можно выделить, то что в бухгалтерии ТОО работает всего 3 человека, которые выполняют большой объем работы.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

3.1 Оптимизация накладных расходов

Внедрение современных электронных вычислительных машин (ЭВМ) выдвигает в число первоочередных проблем автоматизацию учета, разработку новых форм бухгалтерского учета, ориентированных на ЭВМ, и применение комплекса соответствующих современных средств организационной техники. 
Внедрение современных средств вычислительной техники не только облегчит труд счетных работников и сократит сроки составления отчетности, но и улучшит качество отчетных калькуляций за счет применения более рациональных приемов включения в себестоимость отдельных затрат и повышения точности их составления. 
Нормативно-справочная информация (НСИ) создается и используется в хозяйстве с целью обеспечения рациональной организации машинной обработки данных; сокращения трудоемкости работ по подготовке документов для машинной обработки данных, по вводу и проверке; обеспечения максимальной автоматизации вычислительных процессов; создания благоприятных условий для организации сбора, обработки и использования различных видов экономической информации. 
Наличие НСИ позволяет изъять из первичных документов реквизиты постоянного характера и вводить их в память ЭВМ в виде справочной информации. Это позволяет в несколько раз сократить трудоемкость работ по подготовке и переработке учетных данных. 
Затем надо отразить переменную информацию, которая возникает непосредственно в процессе хозяйственной деятельности. В условиях использования ЭВМ сбор и регистрацию исходной информации можно осуществлять как ручным способом, так и с использованием технических средств.  
В результате работы с ЭВМ бухгалтера получат информацию, которая необходима для управления и контроля над хозяйственной деятельностью, а также информацию, используемую для контроля за функционированием автоматизированной системы обработки данных. 
Построение автоматизированной обработки учетных данных на предприятии должно базироваться на следующих принципах: 
1. автоматизация процесса обработки учетной информации с момента ввода исходных данных, что позволит получать результативную информацию в разрезах, определяемых системой учета, и в соответствующей форме при сохранении принципа двойной записи; 
2. перенос данных первичного учета в электронную форму, что позволяет создавать информационные массивы, подобные накопительным и сводным регистрам учета, с целью последующей их обработки; 
3. хранение условно-постоянной информации на машинных носителях, что ведет к возможности её многократного использования и освобождению пользователя от трудоемкой работы по внесению этой информации в первичные, сводные и отчетные документы. 
Пользователь получает необходимую ему информацию о затратах, ориентирует бухгалтерский учет на совершенствование технологии обработки учетных данных и на выполнение им информационного обеспечения органов управления и контроля. [9] 
Автоматизация учёта затрат на производстве производится применительно к организации технологии производственного процесса конкретного производителя с учётом отраслевых особенностей. 
Учёт затрат на производство является сводным вторичным участком учёта по отношению к учёту труда и заработной платы, ТМЦ, основных средств и др. Поэтому он основан на документах первичного и сводного учёта деятельности предприятия. 
Автоматизацию учёта затрат на производстве целесообразно проводить после автоматизации учёта по различным участкам и синтетическим счетам. Учёт затрат на производство можно разделить на отдельные комплексы задач, которые выполняются в определённой последовательности: определение прямых расходов; учёт и распределение накладных расходов; учёт потерь в производстве; учёт незавершённого производства; учёт затрат основного производства и составление вводных регистров; расчёты по калькуляции себестоимости продукции. 
В зависимости от видов и технологии выпускаемой продукции, от метода учета, затраты на производство и выпуск готовой продукции учитываются в регистрах различной формы. При позаказном методе на каждый заказ открывают карточку затрат и выпуска. 
Записи в карточку производятся сводными данными за каждый месяц. Для разноски данных используют соответствующие ведомости учета затрат на производство. Печать осуществляется на компьютере. На оборотной стороне карточки разноску данных производят за каждый месяц. Фактическая себестоимость по каждому элементу затрат получается путем сложения остатка на начало месяца по этому элементу с затратами за отчетный месяц (по данным лицевой стороны карточки) и вычитания из суммы остатка на конец месяца. 
Плановая себестоимость выпуска исчисляется путем умножения норматива по каждому элементу затрат на количество выпущенных изделий. Итог плановой себестоимости сопоставляется с фактическим итогом и устанавливается экономия или перерасход по себестоимости выпущенного изделия за отчетный месяц. Фактическую себестоимость единицы получают путем деления суммы затрат на выпуск за отчетный месяц на количество выпущенных изделий. После обработки карточек за отчетный месяц картотеку передают в бухгалтерию (в группу учета производства). 
Для определения себестоимости товарной продукции, учета вы-полнения плана и контроля выполнения задания по снижению себестоимости сравнимой продукции на промышленных предприятиях составляют калькуляции, в которых отражают по каждому изделию или группе изделий фактическую себестоимость единицы в сопоставлении с плановой и среднегодовой себестоимостью. Номенклатура статей калькуляции предусмотрена соответствующей отраслевой инструкцией по учету производства и калькулированию готовой продукции. Калькуляционные листы содержат плановые и отчетные данные по каждой статье калькуляции на весь выпуск изделий и на единицу продукции. 
Входные данные в калькуляционный лист по плановой себестоимости вносятся на основании справочника-ценника, сведений по затратам, данные по фактической себестоимости на весь выпуск и на единицу изделия по ка-ждой статье калькуляции рассчитывают на компьютере. 
Следующим этапом работы является свод калькуляций, который обычно составляется раз в квартал и с начала года. На основании сводов выявляют среднюю себестоимость за каждый квартал и с начала года. 
Для совершенствования учета расходов предлагается развивать планирование расходов на ТОО «Темиржолсу-Кокшетау». 
Главной целью планирования является установление целесообразной структуры расходов и их объёма на предстоящий определенный период. Плановые бюджеты (бюджетирование) составляются «снизу вверх» в разрезе действующих, структурных, внутриструктурных подразделений и суммированием в целом по компании. Бюджет текущих расходов включается в план доходов и расходов.  
Важнейшими этапами планирования текущих расходов являются:  
- пооперационный анализ расходов за прошедший период по накопленным данным бухгалтерского учета;  
- прогноз изменения факторов, влияющих на объем и структуру расходов;  
- составление плановых калькуляций по видам продукции, товаров, работ, услуг;  
- разработка сводного плана (бюджета) по компании в целом;  
- анализ будущего отражения планируемых расходов на счетах бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой для обеспечения понятности и сопоставимости при оценке качества планирования.  
Особое внимание в процессе операционного анализа уделяют причинам возникновения излишних расходов, не обусловленных нормальным ходом производственного цикла.  
Согласно п. 9 СБУ 7 затраты на производство продукции (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:  
- материальные затраты;  
- затраты на оплату труда;  
- отчисление на страхование;  
- износ средств;  
- прочие затраты.  
Провести анализ экономического содержания элементов затрат зачастую довольно затруднительно. Возникают сверхнормативные затраты сырья, материалов и энергоресурсов, перерасходы по оплате труда. Возникают затраты по содержанию излишних товарно-материальных запасов, изменение амортизационной политики, изменение уровня ставок и видов налогообложения, изменения уровня ставок вознаграждений по привлекаемым заемным средствам, изменения уровня цен на закупаемые материалы, энергоносители, тарифов на транспортные перевозки и иные факторы, оказывающие существенное влияние на величину текущих расходов.  
Расчеты по сопоставлению плановых калькуляций на отдельные группы однородной продукции (товаров, работ, услуг) осуществляют в разрезе установленных статей учетной номенклатуры эксплуатационных затрат. В процессе составления плановой калькуляции используются методы калькулирования расходов, такие как нормативный, попередельный, позаказный, соответственно, эти же методы применяются в бухгалтерском учете состоявшихся расходов как товарно-материальных запасов.  
Позаказный метод и калькуляцию расходов применяют при мелкосерийном и индивидуальном производстве, например, на ремонтных предприятиях, в экспериментальных цехах. Все прямые затраты учитывают в разрезе установленной номенклатуры статей по отдельным заказам. Заказы открывают в планово-производственном отделе предприятия на специальных бланках, которые затем поступают в цеха-исполнители заказов и в бухгалтерию. Каждому заказу присваивается код, который проставляют в карточке учета затрат на производство и на всех документах по расходу материалов, начислению заработной платы рабочим и др.  
Фактическая себестоимость при позаказном методе будет определяться после окончания заказа, до этого все затраты составляют незавершенное производство. Недостаток позаказного метода заключается в том, что при изготовлении сложных, не повторяющихся или редко повторяющихся заказов трудно организовать нормирование материальных и трудовых затрат.  
Попередельный метод и калькуляцию расходов применяют при массовом производстве продукции, в котором из исходного сырья путем последовательной обработки в ходе технологического процесса вырабатывают готовый продукт. Этот метод применяют на предприятиях, комплексно использующих исходное сырье, например, в металлургической, химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях. Например, на предприятиях текстильной промышленности имеются 3 передела – прядильный, ткацкий и отделочный; в черной металлургии – доменный, сталеплавильный, прокатный; в кожевенном производстве – зольный, дубильный и отделочный.  
Затраты на производство при попередельном методе учитывают по отдельным фазам, стадиям, переходам, которые обобщенно называют переделами. В результате после каждого передела вырабатывают полуфабрикат, а в конечном итоге – готовую продукцию. Перечень переделов устанавливают на основе данных о технологических процессах с учетом используемого оборудования, прерывности процессов производства, характера выпускаемых полуфабрикатов, продукции и др. специфических условий. При этом учитывают возможности организации планирования и учета затрат по переделам, учета и оценки незавершенного производства, калькуляции себестоимости полуфабрикатов собственного производства и готовой продукции.  
При применении попередельного метода должны быть использованы основные элементы нормативного метода – систематическое выявление и учет изменения норм.  
В документации по расходу ресурсов, трудовых затрат и оперативной отчетности должен отражаться не только фактический расход материальных, энергетических и др. затрат, но и расход их по нормам или основанным на них производственных заданиях (рецептурам, смескам и т.п.). Необходимо обеспечить своевременное выявление экономии или дополнительных затрат за счет отступлений от установленного технологического процесса, изменений состава израсходованных материальных затрат, ассортимента выпуска продукции, ее сортности и т.п. Применяется 2 варианта попередельного метода учета затрат и калькуляции себестоимости продукции: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. При полуфабрикатном варианте отмеченные калькуляции составляют по каждому переделу (фазе, стадии, агрегату), включая накладные расходы. При бесполуфабрикатном варианте калькулируют только себестоимость готовой продукции, которая образуется из материальных и трудовых и др. затрат на первом переделе и затрат на обработку, возникающих на последующих переделах.  
Учет затрат на производство при попередельном методе ведут в карточках учета затрат на производство или ведомостях, открываемых на каждый передел.  
В металлургической, лесоперерабатывающей и других отраслях промышленности, где из исходного сырья в одном производственном процессе получают продукцию разных сортов или марок для определения ее себестоимости, применяют коэффициенты. Например, при распиловке леса из одного исходного сырья получают доски обрезные, доски необрезные разных сортов, деловой и дровяной горбыль. В таких случаях первый сорт определенного наименования принимают за единицу, а остальные сорта имеют коэффициенты больше или меньше единицы, обычно, исходя из отпускной цены данного сорта к цене того сорта, который принят за единицу.  
Основной недостаток позаказного и попередельного метода учета затрат состоит в том, что фактическую себестоимость продукции определяют по окончании отчетного периода или же после выполнения заказа, а это лишает возможности руководства предприятия (цеха) следить в течение отчетного периода за соответствием фактических затрат на производство установленным по плану (нормам). Кроме того, при этих методах учета фактическую себестоимость единицы продукции и всего выпуска сравнивают с данными по плану (плановыми калькуляциями, в которых нормы затрат рассчитаны как средние величины на весь планируемый период, в силу чего они не всегда могут точно отражать действительный уровень затрат на производство).  
Эти недостатки устраняют путем применения нормативного метода, при котором фактическую себестоимость единицы продукции и всего выпуска сопоставляют с нормативной себестоимостью, которую, в отличие от плановой себестоимости, определяют на основе действующего на данный период технологического процесса производства, а также прогрессивных норм расхода материальных, трудовых и других затрат. В нормативную калькуляцию вносят изменения норм по мере осуществления мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства. Учет затрат построен таким образом, что отклонения от норм расхода материальных, трудовых и других расходов выявляют в ходе производства, когда еще есть возможность повлиять на них, а не после отчетного периода или после выполнения заказа, когда такой возможности уже нет.  
Нормативный метод калькуляции расходов и калькуляции себестоимости продукции в основном применяют при массовом производстве, хотя он может быть применен в мелкосерийном и индивидуальном производстве. Организацию работ по нормативному методу начинают с составления технологических и нормативных карт, в которых определяют расход материалов, заработной платы и другие затраты. На основе нормативных карт составляют нормативные калькуляции, в которых указана нормативная себестоимость единицы продукции. При их составлении исходят из действующей технологии производства, норм времени и расценок по оплате труда, норм расхода материалов и покупных полуфабрикатов с указанием черновой массы, чистой массы и отходов, действующих цен на материалы и покупные полуфабрикаты, утвержденных квартальных смет накладных расходов.  
Необходимо установить порядок оформления изменений норм и смет расходов, а также порядок извещения заинтересованных отделов и цехов (центров затрат) об изменениях технологического процесса, норм и смет. При нормативном методе важно также упорядочить складское и весоизмерительное хозяйства, хранение и отпуск материалов на производство, обеспечить цехи счетчиками и устройствами для определения потребления воды, пара, газа, электроэнергии не только в целом по цеху, но и по отдельным видам продукции (если энергетические и другие расходы относятся на продукцию прямым путем).  
Учет отклонений от норм организуется в зависимости от технических особенностей оборудования, сырья и материалов, нормирования их расхода и технологического процесса производства. На отклонения от норм влияют такие факторы, как замена материалов, качество их использования (качество раскроя), использование отходов вместо полноценных материалов и др. Выявление отклонений от норм по расходу материалов производится путем документирования, партионного раскроя материалов, инвентаризации (инвентарным методом).  
Методом документирования пользуются для определения отклонений, возникших вследствие замены материалов, а также отклонений по сверхнормативному расходу штучных материалов. Отклонения от норм по расходу штучных материалов, а также в связи с заменой материалов оформляются специальными (сигнальными) документами (лимитными картами, накладными).  
Методом партионного раскроя пользуются при выявлении отклонений от норм по каждой партии дорогостоящих материалов, отпущенных в производство (коже, текстилю и др.). Отклонения от действующих норм определяются путем сопоставления фактического расхода материалов на выпуск продукции по партии с нормативным расходом. Если применение метода партионного раскроя затруднено, используют инвентарный метод.  
Инвентарным методом определяют отклонения за смену, пятидневку, декаду, месяц путем сопоставления фактического расхода материалов с их расходом по установленным нормам. Для определения фактического расхода материалов на начало смены, пятидневки, декады или первое число месяца, следующего за отчетным, производится инвентаризация неизрасходованных материалов в цехах на рабочих местах. Для выявления и учета отклонений в планово-диспетчерском бюро предприятия ведут карты учета использования материалов. В них проставляются текущие нормы расхода материалов или полуфабрикатов на изделия (детали), а также количество изделий (деталей), изготовленных из этих материалов или полуфабрикатов. Количество изделий (деталей) определяется на основании данных учета выработки рабочих. Периодически по данным учета составляются отчеты цехов об отклонениях расхода материалов от действующих норм.  
На предприятиях швейной, обувной, трикотажной, резиновой и др. отраслей промышленности, в которых плановые нормы близки к действующим, для исчисления себестоимости продукции вместо нормативных могут быть применены плановые калькуляции. При составлении нормативных, плановых и отчетных калькуляций необходимо применять единую номенклатуру статей расходов.  
Фактическая себестоимость продукции исчисляется путем прибавления к нормативной себестоимости или вычета из нее выявленных в отчетном месяце отклонений от норм и изменений норм.  
Согласно методическим рекомендациям к СБУ 7 «Учет товарно-материальных запасов в части формирования состава и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» все затраты на производство включаются в себестоимость отдельных видов продукции (в т. ч. отдельных изделий, изделий, изготовляемых по индивидуальным заказам) или групп однородной продукции. В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.  
Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции.  
Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и др.), включаемые в себестоимость продукции через их распределение.  
В группировке затрат по статьям прямые расходы, как правило, учитываются в разрезе элементов, а косвенные образуют комплексные статьи (состоят из затрат, включающих несколько элементов), различающиеся по их функциональной роли в производственном процессе.

3.2 Пути повышения эффективности  деятельности предприятия

На ТОО «Темиржолсу-Кокшетау» не существует маркетингового отдела со дня основания предприятия. Его функции выполняет руководитель предприятия. Конечно, качество и эффективность такого маркетинга неудовлетворительны. 
Задачи стоящие перед вновь создаваемым отделом маркетинга: 
- изучить рынок потребления холодной воды; 
- проанализировать социальный состав населения г. Щучинск; 
- проанализировать группу неплательщиков, выявить причины возникновения задолженности, разработать пути решения выявленных проблем; 
- разработать план мероприятий по формированию общественного мнения среди населения г. Кокшетау о необходимости своевременно рассчитываться за предоставляемые ТОО «Темиржолсу-Кокшетау» услуги; 
- лоббировать в местных законодательных органах интересы ТОО «Темиржолсу-Кокшетау»; 
- изучить внутреннюю среду организации и разработать эффективную кадровую и социальную политику.  
В ходе формирования в Казахстане рыночных отношений пересматриваются многие теоретические представления, категории и концепции. В условиях рынка концепцией управления является маркетинг, воплощающий в себе мировой опыт производственно-рыночной деятельности, впитавший последние достижения в области экономики, математики, кибернетики, психологии и многих других наук. 
Рыночные условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Важная роль в реализации этих задач отводится маркетингу в сфере услуг. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, комплекс мер эффективного воздействия на конкурентные позиции предприятия в рыночных условиях. 
Разнообразные проблемы управления и организация маркетинга в сфере услуг тесно взаимосвязаны со спецификой производства, в отраслях которого сложно переплетены природные, биолого-энергетические, хозяйственно-организационные и коммерческие проблемы, от полного решения которых зависят успех или неудача производственной и предпринимательской деятельности. 
Коммунальные услуги является основным комплексообразующим звеном экономики страны взаимными поставками услуг обеспечения водой№ электричеством и пр..  
Маркетинг – одна из базовых концепций деятельности на рынке, без знания которой невозможно заниматься бизнесом, управлять производством. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг является ведущей функцией управления, определяющей рыночную и производственную стратегию предприятий, основанную на знании потребительского спроса. 
Маркетинг в ТОО – комплексная система организации производства и сбыта услуг, содержащая анализ рынка, взаимодействие различных видов деятельности предприятия: планирование, ценообразование, продажа (покупка), доставка сырья, продукции (товаров) и оказание услуг. Она направлена на наиболее полное и быстрое удовлетворение спроса потребителей на продукты, продовольствие и услуги. 
Основная цель маркетинга – обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели. Она достигается с помощью превосходства над конкурентами, завоевания доли рынка, обеспечение роста продаж (прибыли). 
Задачей маркетинга в ТОО является обеспечение максимально возможной устойчивости в деятельности предприятия, планомерности развития и достижения стратегических целей. В процессе маркетинговой деятельности решаются также другие, более частные задачи (функции) предприятия: 
обеспечение надежной, своевременной и достоверной информацией о рынке, товарах, потребителях и конкурентах; 
производство товара, максимально соответствующего возможностям предприятия; 
воздействие на потребителя, спрос, рынок, конкурентов. 
Экономический смысл маркетинга в ТОО заключается в достижении следующих результатов: 
создание конкурентоспособных товаров; 
успешное продвижение товаров; 
удовлетворение потребностей покупателей; 
ускорение отдачи инвестиций; 
прибыльность производства и реализации товаров. 
Основная проблема ТОО – это отсутствие в их организационной структуре маркетинговых отделов. Это объясняется либо недостатком средств на создание подобного отдела и поддержание его функционирования на необходимом уровне, либо тем что руководители не понимают всю важность существования и работы такого отдела.  
Не имея возможности продавать свой товар по реальным ценам предприятия вынуждены теперь продавать свои услуги по ценам ниже рыночных.  
Государственные закупки производятся в недостаточном для развития объеме, поэтому предпринимателям надо надеяться только на себя. Первым шагом должна стать ориентация не на производство (как при командно-административном управлении экономикой), а на спрос.

Таблица 3.2.1 — Сравнительные характеристики маркетинговой и производственно-сбытовой ориентации ТОО 
Характеристика Маркетинговая ориентация Производственно-сбытовая ориентация 
У руководителя предприятия на первом месте: Реальные и потенциальные потребности покупателя Потребности производства 
На ответственных должностях: Экономист, менеджеры, отвечающие за сбыт продукции Инженеры и другие специалисты, отвечающие за производство продукции 
Производят: Только то, что безусловно будет продано То, что удастся произвести 
Ассортимент продукции: широкий узкий 
Планирование на основе целей с учетом: Всех внешний факторов Внутрипроизводственных факторов 
Горизонт планирования преимущественно: долгосрочный Краткосрочный 
Главное внимание обращено: На учет вкусов, запросов реальных и потенциальных покупателей На возможное снижение себестоимости продукции 
Исследования рынка направлены: На анализ рынка На совершенствование производства 
Ценовая политика формируется с учетом: Конъюнктуры рынка Действующих прейскурантов и себестоимости продукции 
Разработка новой продукции идет на основе анализа: Всех рыночных факторов Возможностей производства 
Производственный процесс: Максимально гибкий Как правило, жесткий 
Упаковку рассматривают как средство: Прежде всего формирование спроса Только для сохранения товара 
Конкурентоспособность товара рассматривают через призму: Цены потребления Продажной цены 
Философия предприятия Производить то, что продается Продавать то, что производится 
Организация отдела маркетинга в ТОО «Темиржолсу-Кокшетау» 
Организация маркетинга – это структурное построение управления маркетинговыми функциями, устанавливающие подчиненность и ответственность за выполнение поставленных заданий. Ориентация на маркетинг влечет за собой изменение системы организации и методов управления, коррекцию отношений между основными и функциональными подразделениями предприятия в целях обеспечения лучшего взаимодействия между ними на основе знания текущих и потенциальных запросов потребителя. 
Создание маркетингового отдела будет иметь несколько этапов, в ходе реализации которых обязательно будет проводиться мониторинг эффективности создания отдела. 
В первый этап \»Подготовительный\» входят такие задачи, как создание профессиональной команды маркетологов, способной вести планомерное и научное изучение рынка. На этот этап должно уйти не более месяца. С помощью конкурсов, объявлений о приеме на работу, личных связей необходимо набрать на испытательный срок штат из 3 сотрудников и одного начальника отдела.  
Требования выдвигаемые персоналу: опыт работы в ТОО, высшее образование (желательно экономическое), знание персонального компьютера, а также рекомендация с места прежней работы. В ходе реализации проектного предложения возможны кадровые замены, организация курсов повышения квалификации для сотрудников данного отдела. 
Второй этап – это само создание отдела, презентация, а также выработка задач, принципов работы отдела, если такие уже существуют, то обсуждение их всем отделом. Также во втором этапе необходимо провести изучение внутренней среды организации, выявление проблем, которые можно с помощью маркетинга решить.  
По истечении второго месяца необходимо внести на рассмотрение к руководителю пакет предложений по усовершенствованию организационной структуры предприятия. Эта работа по своей сути не сложная, но она поможет персоналу почувствовать свою необходимость для развития данной организации. Принятые руководством предложения должны быть отмечены, а по истечении определенного срока вновь проведены исследования внутри организации. Если есть положительные сдвиги, то сотрудники отдела маркетинга должны позаботится о том, чтобы все об этом узнали, так как существует расхожее мнение среди рабочих, что маркетинговые образования бесполезны. То есть первый месяц сотрудники маркетингового отдела должны посвятить организации собственной, распределению обязанностей и т. д. Познания начальника отдела в области менеджмента в этом этапе сыграют не последнюю роль. 
Организация службы. Организационная структура отдела маркетинга может иметь одну из следующих форм или ориентацию по функциям, товарам, рынкам и покупателям, регионам (сегментам): функциональная, товарная, рыночная, региональная. В нашем случае будет целесообразно будет выбрать товарную организацию службы маркетинга. Весь маркетинг разделен по отдельным товарам, товарным группам. Данная структура особенно эффективна для предприятий ТОО. 
Третий этап – это логический переход из второго этапа. В этот период начинается изучение внешней среды: предприятий – производителей продукции, посредников, предприятий – потребителей продукции (рестораны, мельницы, гостиницы, школы, частный сектор) и прочих участников рынка. 
Начиная со своего района изучение должно перейти на более широкие сферы. Изучение будет заключаться не только в анкетировании и анализе, но и в сборе достоверной информации об товарооборотах. С учетом этой информации руководитель будет принимать правильные, выгодные решения. 
Также в функции маркетингового отдела будет входить прогнозирование. 
Итак, третий этап, он же последний закончится в конце года со дня начала реализации проектного предложения. В конце года должен быть проведен анализ деятельности маркетингового отдела, его полезность для развития предприятия. 
Дополнительные доходы маркетингового отдела: 
Небольшие предприятия для проведения маркетинговых исследований могут объединить свои финансовые средства и сделать заказ нашему маркетинговому отделу на изучение того или иного сегмента рынка.

Таблица 3.2.2 — План мероприятий

№ Срок Содержание Ответственный  
1 1-ый месяц Набор штата, покупка оборудования, снятие офиса. Зам. директора по филиалам и учету и планированию 
2 2-ой месяц Начало работы. Изучение внутренней среды организации Начальник отдела маркетинга 
3 3-12 месяцы Изучение внешнего сектора экономики. Реализация проектного предложения по составленному плану Начальник отдела маркетинга 
4 1-12 месяцы Каждый месяц проводится мониторинг деятельности маркетингового отдела Сотрудник отдела 
Расходы на создание маркетингового отдела ложатся на предприятие ТОО «Темиржолсу-Кокшетау». Но если таких средств не окажется, то вполне можно совместно с другими, соседними производителями продукции ТОО создать такое маркетинговое подразделение, которое бы работало на тех кто финансировал его образование. 
Итак, вот примерный расклад расходов на создание и организацию работы маркетингового отдела.

Таблица 3.2.3 — Заработная плата работников за 1 год. 
№ Должность З/п (тг) З/п за 12 м. (тг) 
1 Руководитель отдела 15000 180000 
2 Сотрудник (по анализу рынка) 10000 120000 
3 Сотрудник (по взысканию долгов) 10000 120000 
4 Сотрудник (по ценообразованию, по расчету себестоимости) 10000 120000 
Всего 45000 
540000

На заработную плату уйдет 540000 тысяч тенге или $3698,6. 
Также в статью расходов войдет покупка орг. техники, которая необходима для эффективной деятельности отдела. Обоснованием покупки компьютера является то, что при подсчете результатов анкетирования и другой статистической информации использование ЭВМ сохраняет массу времени.

Таблица 3.2.4 — Прайс-лист на орг. технику на 01.04.2007 года. Магазин \»ВИСТ\»

№ Наименование Цена ($)  
1 Компьютер Pentium200, 1mb, 2,5 Gb, CD-rom, multimedia, monitor, keybord, mouse 570 
2 Printer Epson LQ-100+ 100 
3 Xerox 5201 250 
4 Комплект канцтоваров (бумага, ручки и пр.) 100 
Всего 1020

Так как офис принадлежит предприятию, то все расходы на его содержание, свет, телефон и прочее не будет учитываться в этом проектном предложении. 
Расходы на приобретение техники составили $1020 или 132600 тысяч тенге. 
Всего в этот проект необходимо вложить 132600+540000=672600 или $5173. 
Стратегическое планирование в этом проектном предложении имеет важное значение и ему необходимо уделить особое внимание. То есть уже при создании маркетингового отдела будет написан план на первые 5 лет, где будут отражены финансовая и методологическая разделы планирования. 
Финансирование маркетингового отдела мы предлагаем производить за счет сокращения малоэффективных штатных единиц. Допустим в бухгалтерии, штат которой насчитывает 9 человек можно сократить на 2 единицы.

Заключение

Информация о работе Учет и анализ накладных расходов на предприятии