Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 02:34, курсовая работа
Предмет исследования - анализ прибыли предприятия.
Объект исследования - ОАО «МСО».
Целью исследования является факторный анализ прибыли предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения роли и значения прибыли в экономичес-
кой эффективности деятельности организации. 5
1.1. Прибыль – роль и значение в условиях рынка. 5
1.2. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание 7
1.3. Задачи и организация анализа прибыли 13
2. Характеристика и структура управления ОАО "МСО" 19
3. Факторный анализ прибыли. 23
Заключение. 28
Список литературы 30
Приложения 32
Содержание
Введение
1. Теоретические основы изучения роли и значения прибыли в экономичес-
кой эффективности деятельности организации. 5
1.1. Прибыль – роль и значение в условиях рынка. 5
1.2. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание 7
2. Характеристика и структура управления ОАО "МСО" 19
3. Факторный анализ прибыли.
Заключение.
Список литературы
Приложения
Введение
Важнейшей составной частью информации о финансовом положении организации являются данные о формировании финансовых результатов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности коммерческих организаций. При этом в современных условиях хозяйствования в число важнейших объектов учетного наблюдения выдвигается собственный капитал, образующийся в результате получения организацией прибыли.
Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Для получения максимальной прибыли и избегания банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее.
Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
В настоящее время актуальность управления прибылью предприятий все более возрастает в силу усиления конкурентной борьбы предприятий за капитал инвесторов и акционеров. Рост прибыли является общей целью для всех участников деятельности организации и объединяет их разносторонние интересы.
Предмет исследования - анализ прибыли предприятия.
Объект исследования - ОАО «МСО».
Целью исследования является факторный анализ прибыли предприятия.
В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, социальную роль прибыли в условиях развивающейся рыночной экономики;
- рассмотреть сущность и содержание показателей прибыли;
- определить задачи организации анализа прибыли на предприятии;
- провести факторный анализ прибыли на примере ОАО «МСО».
Теоретическую базу курсовой работы составили научные и периодические источники по исследуемой теме.
Информационной базой для проведения исследования послужили данные годовой бухгалтерской и статистической отчетности ОАО «МСО»; первичного бухгалтерского учета в ОАО «МСО».
1. Теоретические основы изучения роли и значения прибыли в экономической эффективности деятельности организации
1.1. Прибыль – роль и значение в условиях рынка
В современной экономической науке термин «прибыль» и его содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого в качестве дохода от производства и реализации до понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности.
Прибыль как сложная экономическая категория выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций, основными из которых являются: воспроизводственная, контрольная, стимулирующая.
Прибыль выступает одним из основных индикаторов финансового благополучия и жизнеспособности в ближайшей перспективе, обеспечивая возможность рассчитываться по своим обязательствам, а также финансировать и расширять производственную деятельность, увеличивать научно-технический потенциал за счет катализированных средств. В этом реализуется воспроизводственная функция.
Прибыль, будучи основным обобщающим показателем в системе оценочных критериев, характеризует экономический эффект от производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия. В этом проявляется контрольная функция прибыли.
Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что чистая прибыль является главным источником финансирования социальных программ, материальных поощрений для членов трудового коллектива.
Прибыль - это также важнейший источник бюджетных ресурсов государства, что подтверждается данными налоговой статистики.
Таким образом, стабильная прибыль предприятия - основной фактор экономического и социального развития. В связи с этим понятен интерес к проблемам прибыльности и максимизации финансового результата, а, следовательно, и к комплексному системному анализу прибыли.
В соответствии с определениями, данными в разное время, прибыль - это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д.С. Милль); по теории трудовой ценности Маркса - часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона характеризует прибыль как вид дохода от капитала, включающий вознаграждение за труд предпринимателя, страховую премию за риск, процент за пользование и чистый барыш. В Современном финансово-кредитном словаре прибыль как итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности, выступает в качестве главного критерия эффективности производства. По новому Налоговому кодексу РФ прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Наиболее общее понятие прибыли как разницы между доходами экономического субъекта хозяйствования и расходами, в том числе и полными издержками производства и реализации, способно объединить многообразные подходы к ее определению: политико-экономический (прибыль для социалистических и капиталистических предприятий), бухгалтерско-финансовый (балансовая, чистая и т.д. прибыль), экономико-математический.
1.2. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание
В процессе формирования прибыли используются показатели, которые подвергаются неоднозначному толкованию в экономической литературе, что требует определенного уточнения. Для этого по данным формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" составим модель построения прибыли (рис. 1) и дадим экономическую характеристику основным ее показателям.
Валовая прибыль - первый показатель в отчете о прибылях и убытках, в определении которого нет единства понимания его экономического содержания. Согласно п. 23 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, валовая прибыль - это разность показателей "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".
Не противоречит действующему Положению по бухгалтерскому учету определение валовой прибыли, данное в Современном экономическом словаре, как разницы между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство.
Вместе с тем валовой прибылью обозначают конечную общую или суммарную прибыль отчетного периода.
Валовая прибыль и брутто-прибыль в экономической литературе признаются синонимами. А.Д. Шеремет пишет: «Брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации в отпускных ценах предприятия и затратами, включаемыми в производственную себестоимость»[1].
┌─────────────────────────────
│ Доходы │ │ Расходы │
├─────────────────────────────
│Выручка (нетто) от продажи │ │
│товаров, продукции, работ, услуг │ │Себестоимость проданных товаров, │
│(за минусом налога на добавленную│ - │продукции, работ, услуг │
│стоимость, акцизов, экспортных │ │(стр. 020) │
│пошлин и других аналогичных │ │
│обязательных платежей) (стр. 010)│ │
└───┬─────────────────────────
│Валовая прибыль (брутто-прибыль) (стр. 029) │
└─────────────────────────────
┌──────────────────────┴──────
│ Прибыль (убыток) от продаж (стр. 050) │
┌──────────┴──────────────────
│Проценты к получению (стр. 060) │ │Проценты к уплате (стр. 070) │
├─────────────────────────────
│Доходы от участия в других │ │
│организациях (стр. 080) │ │
├─────────────────────────────
│Прочие операционные доходы │ │Прочие операционные расходы │
│(стр. 090) │ │(стр. 100) │
├─────────────────────────────
│Внереализационные доходы │ │Внереализационные расходы │
│(стр. 120) │ │(стр. 130) │
└──────────┬──────────────────
│ Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140) │
┌──────────┴──────────────────
│Отложенные налоговые активы │ │Отложенные налоговые обязательства │
│(стр. 141) │ - │(стр. 142) │
├─────────────────────────────
│
└──────────┬──────────────────
│Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 190)│
└────┬────────────────────────
│ Справочно: │
│Базовая прибыль (убыток) на акцию │
│Разводненная прибыль (убыток) на акцию │
└─────────────────────────────
Рисунок 1. Схема формирования показателей прибыли