Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:49, курсовая работа
Поставленная тема данной курсовой работы «Финансовое планирование на предприятии» актуальна всегда. Это связано с тем, что планирование заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить степень различных рисков, связанных не только с деятельностью организации, но и с факторами внешней среды.
Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.
Разработка плана движения денежных средств происходит в несколько этапов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Плановая сумма амортизационных отчислений определяется на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам) и норм амортизируемых отчислений.
На втором этапе на основе нормативов составляется смета затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы (в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия, которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции.
На следующем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем году в результате изменения: себестоимости сравниваемой продукции; цен на реализуемую продукцию предприятия; цен на покупные материалы и комплектующие; оценки основных средств и капиталовложений предприятия; оплаты труда (в связи с возможной инфляцией).
Необходимым условием
разработки плана является сбалансированность
объема производства с прогнозом
объема реализации продукции. Для предприятия
целесообразно задействовать
Следующим документом является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год.
Так как в России небольшой опыт разработок финансовых планов большой интерес вызывают зарубежные методики планирования. Например, "метод разработки финансового плана на нулевой основе". Каждый вид деятельности в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование. Для этого менеджеры должны подготовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем прибыли от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. Если окажется, что у какой-то сферы деятельности низкий рейтинг, то может оказаться целесообразно перевести ресурсы в более эффективную сферу.
Заключительным документом финансового плана является составление бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах в активах и пассивах в результате планированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия.
В результате сравнения
фактических показателей с
Оперативное планирование осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
Платежный
календарь позволяет решать
Платежный календарь составляют на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Необходимо учитывать объемы производства и реализации, состояние запасов, дебиторскую задолженность в целях контроля за финансовым планом. Притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Информационной базой платежного календаря служат планы, составленные на предприятии: план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений; а также выписки по счетам предприятия и прилоьжения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработной платы; внутренние приказы.
Процесс составления платежного календаря можно разделить на 6 этапов:
Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на расчетном счете, которые являются страховым запасом. Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями с учетом остатка средств на счетах означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этом случае необходимо перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализации продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников. Излишек говорит о стабильности и платежеспособности предприятия.
На многих
предприятиях составляется
Кроме платежного календаря должен составляться также кассовый план. Это – план оборота наличных денежных средств через кассу. Кассовый план не только отражает платежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.
Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, так же необходим его кассовый план для того, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
Исходные данные
для составления кассового
Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание уделяется распределению прибыли. Завершают аналитическую записку выводами о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования [1, c.69].
Расчетная часть является самостоятельной частью курсовой работы и выполняется по соответствующим вариантам, предусмотренным Методическими указаниями. Ко всем расчетам необходимо дать пояснения хода их выполнения. Формы расчетов следует перенести на отдельные листы бумаги. Рекомендуется выполнять расчетную часть курсовой работы с применением системы электронных таблиц Microsoft Excel.
При составлении баланса доходов и расходов (финансового плана) промышленного предприятия необходимо:
1. Исчислить
и распределить
2. Рассчитать
смету затрат на производство
продукции (табл. 1). При определении
производственной
3. Рассчитать
потребность в собственных
Потребность в оборотных средствах по статьям «Производственные запасы», «Незавершенное производство», «Готовая продукция» определяется исходя из нормы запаса в днях и однодневного (планового) оборота по соответствующим статьям на производство на IV квартал. При этом величина однодневного (планового) оборота по производственным запасам исчисляется исходя из величины материальных затрат, незавершенному производству – из себестоимости валовой продукции, а по готовой продукции – исходя из производственной себестоимости товарной продукции, используя данные по сметам I и II. Величину остатков по счету «Расходы будущих периодов» на конец периода исчислить на основе данных сметы, где встроке 9 указано изменение этих остатков. Величина остатков на начало года приведена в таблице 12.
Если при расчетах потребности в оборотных средствах выявляется снижение на конец года, то высвобождение средств из оборота направляется на покрытие расходов, осуществляемых из прибыли.
4. Определить
объем реализуемой товарной
5. Определить
источники капитальных
6. Составить проект отчета о прибылях и убытках (табл. 8). Данные для расчета представлены в таблицах 6 и 7.
При расчете прибыли (убытка) планируемого года исходить из определения, что в ее состав входит прибыль от реализации продукции, прочих доходов за минусом прочих расходов. Следует применить классификацию доходов и расходов, данную в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации» (ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99) с учетом требований главы 25 Налогового кодекса.
При составлении таблицы 8 следует учесть, что не все прочие доходы и расходы расшифровываются. Студент имеет право расширить таблицу и дополнить соответствующие сводные строки расшифровками всех или наиболее значимых видов доходов и расходов.
Выручка от реализации выбывшего имущества отражается как прочие доходы (строка 7). Расходы по реализации выбывшего имущества – как прочие расходы (строка 8).
По строке 4 «Проценты
к получению» отражаются прочие доходы
в сумме причитающихся в
При этом организация, имеющая финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, отражает доходы, подлежащие получению по акциям по сроку в соответствии с учредительными документами, по строке 6 «Доходы от участия в других организациях». Эти доходы облагаются налогом на прибыль по ставке 9%.
По строке 5 «Проценты к уплате» раздела «Прочие доходы и расходы» отражаются расходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).