Финансово-экономический анализ в организации, осуществляющей пассажирские автомобильные перевозки на примере МУ ОГПАТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 12:38, дипломная работа

Краткое описание

Объект дипломной работы - Муниципальное Унитарное «Орловское городское пассажирское автотранспортное предприятия».
Предметом исследования является – финансово-хозяйственная деятельность МУ ОГПАТП. Период исследования 2009 – 2011 гг.
Цель дипломной работы – провести анализ финансово-хозяйственной деятельности МУ ОГПАТП и определить основные направления улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность анализа финансово-хозяйственной
деятельности
1.2 Источники информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
МУ ОГПАТП
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ финансового состояния предприятия
3. Основные направления повышения уровня финансово – хозяйственной деятельности МУ ОГПАТП
3.1 Мероприятия, направленные на повышение уровня финансово–хозяйственной деятельности предприятия
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ-1.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

 

Наибольший удельный вес в составе оборотных активов предприятия занимают оборотно-производственные фонды – 61,82%. Однако, следует отметить, что их доля была незначительна в 2009 году – 13,56%, но постоянно увеличивалась в течение всего периода исследования. Фонды обращения составляли значительную долю оборотных активов предприятия в 2009 году – 86,44%, но из-за уменьшения величины денежных средств – на 54637 тыс.руб., в отчетном году доля фондов обращения снизилась до 38,18%. Следует отметить тенденцию к снижению величины оборотных активов предприятия, наметившуюся за период исследования. Группировка оборотных активов таким способом позволяет оценить, какая часть из них вовлечена в реальное производство, а какая находится в сфере обращения. Немаловажно, также оценить степень риска оборотных активов предприятия.

 

Таблица 7 - Анализ оборотных активов МУ ОГПАТП в зависимости от степени риска за 2009 – 2011 гг.

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

отклонение 2011 к 2009 гг

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

Низкая степень риска

55875

83,44

3770

23,14

1238

7,76

-54637

-75,68

Малая степень риска

1545

2,31

2426

14,89

2574

16,13

1029

13,83

Средняя степень риска

371

0,55

705

4,33

481

3,01

110

2,46

Высокая степень риска

9173

13,70

9394

57,65

11661

73,09

2488

59,39

Итого

66964

100,00

16295

100,00

15954

100,00

-51010

0,00


 

Наибольшую долю среди оборотных активов компании занимают активы с высокой степенью риска – 73,09%, доля оборотных активов с высокой степенью риска постоянно росла в течение периода исследования.

Структурный вес низко-рискованных активов значительно снизился с 83,44% в 2009 году до 7,76% в 2011 году, что в купе со значительным ростом высокорискованных активов является тревожным сигналом для предприятия.

Оборотные активы с малой степенью риска увеличились за период исследования на 1029 тыс.руб. и их доля составила 16,13% в 2011 году. Наименьший же удельный вес среди всех оборотных активов компании имеют активы со средней степенью риска – 3,01%, их сумма увеличилась на 110 тыс.руб. в 2011 году по сравнению с 2009 годом.

При формировании оборотных активов предприятие подвергает свой бизнес высокому риску, но в тоже время старается сохранить оптимальную для своей деятельности структуру оборотных активов.

Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии, для этого воспользуемся данными внутреннего учета.

 

Таблица 8 - Численность и структура работников МУ ОГПАТП за 2009 - 2011гг.

Категории работников

численность сотрудников

Темп роста, %

2009 год

2010 год

2011 год

2010 к 2009 гг

2011 к 2011 гг

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Водители хоз. авт.

20

2,09

20

2,04

20

2,09

100

100

Линейные водители

269

28,08

291

29,72

292

30,48

108,18

100,34

Ремонтно-вспомогательные рабочие, в т.ч.

211

22,03

213

21,76

207

21,61

100,95

97,18

основные

143

14,93

144

14,71

141

14,72

100,70

97,92

вспомогательные

68

7,10

69

7,05

66

6,89

101,47

95,65

Руководители, спец.служащие

205

21,40

183

18,70

165

17,22

89,27

90,16

Кондукторы

253

26,40

272

27,78

274

28,60

107,51

100,74

Итого

958

100

979

100

958

100

102,19

97,85

Укомплектованность на один автобус, человек

Линейные водители

1,5

1,6

1,8

108,99

110,10

Ремонтные рабочие

1,2

1,2

1,3

99,72

108,64

Руководители и спец.служащие

1,1

1

1

93,46

100

Кондукторы

1,4

1,5

1,7

109,15

111,25


 

Численность сотрудников предприятия в отчетном году составила 958 человек, это на 21 человек меньше чем в 2010 году.

Основу работников предприятия составляют водители автобусов на линии (линейные водители) – 30,48% в 2010 году и кондукторы – 28,6% в 2011 году. Доля этих сотрудников в общей численности увеличивалась в течение всего периода исследования, то есть количество принятых на работу сотрудников данной специальности превышало количество уволившихся.

На предприятии сформирован значительный штат ремонтных рабочих – 207 человек (2011 год) или 21,61% от общей численности. Специфика деятельности предприятия предполагает необходимость содержать значительный штат рабочих-ремонтников.

Следует отметить, что достаточно существенной является доля сотрудников руководящего звена и прочих работников непроизводственных специальностей – 17,22% в отчетном году. Хотя происходит постепенное уменьшение работников данной категории – на 22 человека в 2010 году и на 18 человек в 2011 году. Численность водителей хозяйственного транспорта остается неизменной в течение всего периода исследования – 20 человек.

Для более наглядного представления о структуре работников предприятия в данной таблице приведен расчет укомплектованности сотрудников на один линейный автобус.

Доля линейных водителей и кондукторов приходящаяся на каждый, выходящий на маршрут автобус, приближается к 2, то есть, предприятие имеет возможность снижать нагрузку на сотрудников, используя сменный график работы. В то же время, несмотря на снижение численности непроизводственных сотрудников, их доля в расчете на один автобус равна 1 в отчетном году, что, несомненно, много и свидетельствует о низкой организации и эффективности труда этих работников.

Рассмотрим показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

 

Таблица 9 – Эффективность использования трудовых ресурсов МУ ОГПАТП за 2009 - 2010гг.

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Отклонение 2011 к 2009 гг

Производительность труда, тыс.руб./чел

178,29

183,58

220,66

42,37

Рентабельность затрат на оплату труда, %

-110,71

-79,46

-80,26

30,45

Зарплатоотдача, руб/руб

1,43

1,41

1,41

-0,02

Зарплатоемкость, руб/руб.

0,70

0,71

0,71

0,01


 

В динамике за три года исследования произошло увеличение производительности труда на 42,37 тыс.руб. на человека. Увеличение производительности труда произошло из-за значительного роста выручки от продаж в 2011 году.

Величина производительности труда работников предприятия фактически показывает количество продукции, выработанное сотрудниками предприятия, но не отражает эффективность их работы в полной мере. Для того чтобы оценить прибыльность работы сотрудников компании используется показатель – рентабельность затрат на оплату труда.

В течение всего периода исследования значение данного показателя оставалось отрицательным, так как предприятие получало убыток от осуществления своей деятельности. Однако, наметилась тенденция к увеличению рентабельности затрат на оплату труда – в 2011 году показатель увеличился на 30,45% и составил -80,26%.

Зарплатоотдача отражает долю выручки предприятия, приходящуюся на сумму выплаченной заработной платы работников. В динамике данный показатель незначительно снизился – на 0,02 руб./руб. и составил 1,41 руб./руб.

Показатель зарплатоемкости является обратным показателю зарплатоотдачи и его увеличение в динамике на 0,01 руб./руб. является отрицательной тенденцией в развитии предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет сделать следующие выводы:

- стоимость имущества МУ ОГПАТП в динамике за период исследования непрерывно уменьшается, темп снижения составляет 92,02%

- основу имущества компании составляют основные средства, доля которых в отчетном году составила 84,69%, а темп роста стоимости основных средств составляет 119,73%

- основными источниками финансирования деятельности предприятия являются собственный капитал – 49,86% от суммы пассивов и краткосрочные обязательства – 49,23%

- показатели движения и качественного состояния основных средств ухудшаются в динамике за период исследования: коэффициент ввода основных средств уменьшился на 0,248, а коэффициент изношенности основных средств увеличился на 0,66, то есть основные средства МУ ОГПАТП практически не обновляются и все теряют свою ценность

- при формировании оборотных активов предприятие подвергает свой бизнес высокому риску, так как доля высокорискованных оборотных активов в общей структуре оборотных средств составляет 73,09% в отчетном году

- предприятие хорошо укомплектовано водителями и кондукторами (1,8 чел./автобус и 1,7 чел./автобус), что позволяет предприятию использовать систему работы по сменам и снижать нагрузку на своих сотрудников В рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности необходимо провести и анализ финансового состояния предприятия, рассчитав относительные коэффициенты и сгруппировав их в таблицы.

 

2.3 Анализ финансового состояния предприятия

 

Анализ финансового состояния предприятия целесообразно начать с оценки его платежеспособности. Анализ платежеспособности является отправной точкой в определении финансового состояния конкретного хозяйствующего субъекта.

Для оценки платежеспособности предприятия помимо относительных коэффициентов, важным является оценка ликвидности баланса организации. Все активы и пассивы предприятия группируются по степени их ликвидности и срочности, на основе сгруппированных данных определятся превышение суммы одной из групп активов над соответствующей группой пассивов или наоборот.

 

Таблица 10 - Анализ ликвидности баланса МУ ОГПАТП за 2009 – 2011 гг.

Статьи актива

Тыс. рублей

Статьи пассива

Тыс. рублей

Степень ликвидности баланса

2009 год

A1

55875

П1

20334

А1>П1

A2

1705

П1

53105

А2<П2

A3

9384

П3

1146

А3>П3

A4

125315

П4

117694

А4>П4

Баланс

192279

Баланс

192279

 

2010 год

A1

3770

П1

12440

А1<П1

A2

2586

П2

30205

А2<П2

A3

9939

П3

1092

А3>П3

A4

173278

П4

145836

А4>П4

Баланс

189573

Баланс

189573

 

2011 год

A1

1238

П1

27758

А1<П1

A2

2574

П2

14936

А2<П2

A3

12142

П3

1608

А3>П3

A4

160975

П4

132627

А4>П4

Баланс

176929

Баланс

176929

 

Информация о работе Финансово-экономический анализ в организации, осуществляющей пассажирские автомобильные перевозки на примере МУ ОГПАТП