Финансовые риски деятельности организации: оценка, возможности минимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью проекта является оценка рисков деятельности предприятия и разработка рекомендаций по внедрению системы управления рисками на ОАО «РЕАЛ НЕДВИЖИМОСТЬ».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- изучение теоретических основ, методов оценки и управления рисками;
- проведение анализа деятельности и оценка рисков предприятия;
- разработка рекомендаций по управлению рисками, позволяющих повысить эффективность деятельности компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РИСКИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Экономическая сущность рисков и их классификация 5
1.2 Методы оценки экономических рисков 11
1.3 Методы управления рисками 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЕАЛ НЕДВИЖИМОСТЬ» 23
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 23
2.2 Оценка рисков 23
2.3 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска 32
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОСОБОВ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ НА ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» 36
3.1 Рекомендации по улучшению системы минимизации рисков 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Вложенные файлы: 1 файл

oglavlenie_kursovoy.docx

— 120.12 Кб (Скачать файл)

Страхование является одним из наиболее распространенных способов уменьшения негативного воздействия рисков. В широком смысле, страхование представляет собой предохранение от чего - то нежелательного и неприятного. В этом смысле все меры, которые направлены на предупреждение и снижение риска, можно рассматривать как страхование от риска.

В узком смысле страхование рассматривается как один из методов предупреждения и снижения риска. В таком понимании страхование представляет собой соглашение, согласно которому страховщик (например, какая-либо страховая компания) за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить страхователю (например, хозяину какого-либо объекта) убытки или их часть (страховую сумму), которые, в свою очередь, возникли вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и/или случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.

Различают страхование личное, имущественное и страхование ответственности. В системе страхования экономических рисков преимущественное распространение получили имущественное страхование и страхование ответственности.

Задача системы управления риском страхового портфеля заключается в достижении эффективной системы страховой защиты, организованной в надежных страховых и перестраховочных компаниях по оптимальному набору рисков с использованием приемлемых тарифов, обеспечивающей независимость финансового результата компании от рисков, подлежащих страхованию.

Система управления рисками страхового портфеля включает следующие этапы:

  1. Идентификация рисков страхового портфеля.

  1. Ранжирование рисков по факторам воздействия и последствиям от реализации каждого риска.

  1. Выявление группы критических рисков.

  1. Разработка мероприятий по снижению рисков.

  1. Мониторинг и контроль результатов.

  1. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации системы управления риском страхового портфеля.9

Близок к применению страхования еще один метод диссипации рисков - аутсорсинг.

При использовании данного метода ответственность за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий возлагается на стороннюю организацию. При этом чаще всего такая передача ответственности осуществляется на основе договора.

В качестве примера можно назвать такие мероприятия, как использование услуг охранной фирмы, введение внешнего кризисного управления, наличие внешнего ответственного исполнителя работ в течение установленного гарантийного срока и т. д.

Одним из вариантов аутсорсинга является также факторинг. Термин «факторинг» от англ. - посредник, агент. В факторинговых операциях участвуют три стороны: фактор-посредник, которым может быть коммерческий банк или специализированная факторинговая компания, поставщик и покупатель.

В мировой практике под факторингом понимается ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором клиенту в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала.

Основная цель факторингового обслуживания - инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту, как без финансирования, так и с финансированием.10

Резервирование средств как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств. По своей сути резервирование средств представляет собой децентрализованную форму создания резервных (страховых) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте. Поэтому в литературе резервирование средств на покрытие убытков часто называют самострахованием.

В зависимости от назначения резервные фонды могут создаваться в натуральной или денежной форме.

Сущность метода разделения риска состоит в создании такой ситуации на фирме, при которой ни один отдельный случай реализации риска (возникновения ущерба) не приводит к серии новых убытков. Это достигается за счет изменения подверженности риску, т. е. количественной характеристики носителя риска, которому может быть нанесен ущерб. Практическое использование этого метода управления риском на уровне фирмы возможно в двух формах.

1. Дифференциация рисков. Такой подход предполагает пространственное разделение источников возникновения убытков или объектов, которым может быть нанесен ущерб. Этот метод аналогичен методу диверсификации.

2. Дублирование наиболее значимых объектов, подверженных риску. Такими объектами могут быть документация или иная информация, виды деятельности фирмы, оборудование, являющееся ключевым для системы жизнеобеспечения предприятия.

Данный метод применим к любым видам рисков, если только для них возможно разделение риска.

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.

Диверсификация является наиболее распространенным вариантом разделения рисков. Направлена на снижение риска за счет разделения между видами деятельности, сортами (видами) выпускаемой продукции, экономическими субъектами. К основным методам минимизации риска относятся различные варианты диверсификации деятельности, рынка сбыта продукции, закупок сырья.

Диверсификация деятельности предприятия направлена на снижение воздействия рисков недоиспользования профильной технологии, упущенной выгоды, ухудшения финансового состояния предприятия. Данный метод минимизации риска связан с освоением новых производств, технологий, расширением ассортимента вырабатываемой продукции, видов предоставляемых услуг и др. Возможности диверсификации деятельности предприятий (организаций) обусловлены технологическими особенностями, составом и структурой складского хозяйства, ассортиментом вырабатываемой продукции .11


Подобный подход наблюдается при использовании методов компенсации рисков. Одним из вариантов компенсации рисков является хеджирование.

Хеджирование - это своего рода специфическая форма страхования имущественных интересов, система мер, позволяющих исключить или ограничить риски финансовых операций в результате неблагоприятных изменений в будущем курса валют, цен на товары, процентных ставок и т. п. Такими мерами являются: валютные оговорки, форвардные операции, опционы и др.

Форвардный контракт - контракт о поставке актива в некоторый будущий момент с оплатой в момент поставки.

Фьючерсный контракт, или фьючерс, - стандартизированный контракт типа форвардного, заключаемый при посредстве биржи, тогда как форвардный контракт заключается напрямую между покупателем и поставщиком. Фьючерс требует от участников внесения денежных сумм на их счета для поддержания так называемой маржи - залоговой суммы, гарантирующей выполнение сторонами условий контракта. В отличие от форварда прибыли/убытки по фьючерсам фиксируются ежедневно (это делает биржа путем перечисления средств между маржевыми счетами участников такого контракта).

Если не имеются возможности использовать перечисленные методы для управления рисками, применяют его лимитирование либо уклонение, отказ от риска.

Лимитирование представляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска. Лимитирование отрицательного воздействия рисков может быть направлено либо на снижение частоты ущерба или предотвращения убытка, либо на уменьшение размера убытков.

Таким образом, управление риском в системе РМ подразумевает разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия (организации) рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение исходного уровня риска до приемлемого. В зависимости от среды функционирования предприятия, существующих ограничений определяются стратегия, практические методы и приемы управления рисками.

Качественное управление рисками повышает шансы предприятия (организации) добиться успеха в долгосрочной перспективе и уменьшить опасность ухудшения его финансового положения.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЕАЛ НЕДВИЖИМОСТЬ»

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия

Строительная компания «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» расположенная в г. Химки Московской области входит в состав строительного холдинга, направленного на строительство и сдачу в аренду помещений, а также ведение предпринимательской деятельности. «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» - это крупная, динамично развивающаяся компания.

Помимо ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» холдинг включает в себя: ЗАО «Новотек», ООО «Вектор Системы», ООО «Строй-ресурс», ООО "ИНЖСПЕЦСТРОЙ", ЗАО «Согласие», ОАО «Искра», также частный детский садик, расположенный в г. Химки, медицинский центр и строящийся ледовый спорткомплекс.

В основе миссии компании лежит Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, Покупка и продажа собственного недвижимого имущества и сдача внаем собственного недвижимого имущества.

Технико-экономические показатели деятельности ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» приведены в таблице 2.1 (приложение А).

По данным таблицы основные показатели значительно увеличились на 01.01.2012 год. Так выручка от реализации выросла по сравнению с прошедшим периодом на 5191,44 тыс. рублей. Наблюдается уменьшение затрат на рубль реализованных услуг на 0,16 копеек. Произошло это из-за увеличения коммерческих расходов при условии, что цены на продукцию оставались на уровне 2011 года. Производительность труда увеличилась на 26%, что позволяет сделать вывод об уровне автоматизации труда.

2.2 Оценка рисков

Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.

Оценку финансового положения предприятия следует осуществлять, основываясь на главных документах финансовой отчетности, таких, как бухгалтерский баланс и отчет о финансовом состоянии (ранее отчет о прибылях и убытках).

Оценку риска на основе анализа финансового состояния фирмы проведу на примере ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» в два этапа: исследование результативных критериев деятельности предприятия и анализ на основе специальных коэффициентов.

Все рассматриваемые данные, представленные в анализе, являются результатом функционирования данного предприятия в течение 2012 года.

Этап первый – анализ результативных критериев деятельности предприятия. Результативные критерии – это основные итоговые показатели деятельности фирмы, такие, как оборот или объем продаж, сумма активов и ликвидность.

Проанализируем наличие, состав и размещение активов предприятия. Исходной базой является бухгалтерский баланс предприятия.

За 2012 г. общая стоимость активов уменьшилась на сумму 1161,68 тыс. руб. Данное увеличение в большей степени было вызвано снижением оборотного капитала на 1081,10 тыс. руб. или 2%. Однако, если рассматривать структуру активов, то удельный вес внеоборотных активов увеличился на 2% и составил 63,9% стоимости активов. Увеличение произошло в основном за счет сумм отложенных налоговых активов в размере 466,67 тыс. руб. Однако произошло снижение стоимости основных средств на сумму 547,2 тыс. руб.

В целом увеличение доли внеоборотных активов можно с одной стороны оценить положительно, т.к. они слабее подвержены инфляции, подвержены меньшему риску финансовых потерь в процессе хозяйственной деятельности и практически защищены от недобросовестных действий партнеров. С другой стороны необходимо отметить то, что внеоборотные активы относятся к группе слаболиквидных активов в коротком периоде времени и поэтому не могут служить средством обеспечения потоков платежей при снижении уровня платежеспособности предприятия и угрозе его банкротства.

Величина Текущих Активов (ТА) в производстве составила на начало периода 33568,05 тыс. руб. или 61,9% всех активов, на конец периода – 33487,46 тыс. руб. или 63,9 % всех активов, т.е. из стадии обращения средства перетекают в стадию производства. В приложении Б представлена таблица, отражающая анализ состава и размещения активов предприятия.

Основным фактором, повлиявшим на снижение оборотного капитала в абсолютном выражении, является снижение запасов с 20687,6 тыс. руб. до 19606,5 тыс. руб. Удельный вес запасов во всех активах уменьшился с 38,1 % до 36,1 %. С точки зрения устойчивости данная тенденция является положительной, т.к. она свидетельствует об увеличении ликвидности оборотного капитала.

Размер дебиторской задолженности в 2012 году снизился на 8,9% и составил 5077,37 тыс. руб. или 21,6% стоимости имущества. Это говорит о том, что теперь эта часть текущих активов не отвлекается на кредитование потребителей товаров, работ, услуг прочих дебиторов, а используется в производственном процессе.

Денежные средства в абсолютном выражении возросли с 286,31 тыс. руб. до 2983,83 тыс. руб. Их удельный вес в составе активов увеличился на 5,1% и составил на конец отчетного периода 5,6%. Это говорит о росте ликвидности оборотного предприятия.

Таким образом, в изменении структуры оборотного капитала можно отметить тенденции увеличения ликвидности.

При анализе оборотных активов по категориям риска следует отметить, что произошло увеличение доли активов, подверженных риску, в минимальной и средней группах, уменьшилась доля активов с малой степенью риска, что связано со снижением размера дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Увеличилась группа оборотных активов с минимальной степенью риска за счет роста доли денежных средств в структуре текущих активов.

Информация о работе Финансовые риски деятельности организации: оценка, возможности минимизации