Финансовые риски деятельности организации: оценка, возможности минимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью проекта является оценка рисков деятельности предприятия и разработка рекомендаций по внедрению системы управления рисками на ОАО «РЕАЛ НЕДВИЖИМОСТЬ».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- изучение теоретических основ, методов оценки и управления рисками;
- проведение анализа деятельности и оценка рисков предприятия;
- разработка рекомендаций по управлению рисками, позволяющих повысить эффективность деятельности компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РИСКИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Экономическая сущность рисков и их классификация 5
1.2 Методы оценки экономических рисков 11
1.3 Методы управления рисками 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЕАЛ НЕДВИЖИМОСТЬ» 23
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 23
2.2 Оценка рисков 23
2.3 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска 32
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОСОБОВ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ НА ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» 36
3.1 Рекомендации по улучшению системы минимизации рисков 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Вложенные файлы: 1 файл

oglavlenie_kursovoy.docx

— 120.12 Кб (Скачать файл)

К независящим от предприятия причинам возникновения данных рисков следует отнести в первую очередь непрогнозируемую неплатежеспособность хозяйствующих партнеров, так как несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении его партнеров, и т.д. по цепочке вплоть до платежеспособности рядовых покупателей, не получающих зарплату на предприятии.

Рассматривая систему управления рисками, используемую на предприятии ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы диссипации и самострахование.

Данное предприятие распределяет общий риск путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Участниками являются акционеры общества, которые имеют свой вклад в уставной капитал в виде акций.

Следующим методом диссипации риска, применяемым на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации.

ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» занимается несколькими видами деятельности: проведение строительных работ, продажа и сдача в аренду нежилых помещений. В зависимости от качественных характеристик той или иной услуги её цена может значительно меняться. Таким образом, ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» ориентируется на потребителей с разными финансовыми возможностями. Местоположение потребителей также различается. Кроме города Москвы и Московской области общество занимается своей деятельностью в Санкт-Петербурге, Твери, Клину, Солнечногорске, Саратове и др. городах.

Можно также отметить, что на данном предприятии используется диверсификация закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих.

Анализируя используемую в данной организации систему управления рисками в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так предприятие незащищено от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка недостаточно снижены риски неисполнения договоров, возникновения дебиторской задолженности, возникновения непредвиденных потерь и т.д. Причинами такого положения является отсутствие страховой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию рисков.

 

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОСОБОВ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ НА ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ»

3.1 Рекомендации по улучшению системы минимизации рисков

Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема товара. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата товаров и т. п.

Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже изготовленной продукции и идти на прочие дополнительные затраты. Кроме того, может измениться и объем произведенной продукции.

Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность поставщиков сырья, материалов и покупателей произведенной продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или путем приобретения акций, создавать резервные запасы исходных материалов и пр.

Кроме того, страхование может использоваться для снижения рисков возникновения непредвиденных расходов. Существует целый ряд видов страхования на случай перерыва в хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, могут, например, заключить договор страхования на случай перерывов в своей деятельности в связи с поломками оборудования. Такое страхование проводится в дополнение к страхованию оборудования и прочих установок из-за воздействия воды, сырости, злоумышленных действий третьих лиц и других непредвиденных обстоятельств.

Отдельно стоит рассматривать страхование временной прибыли и страхование от потери дохода в результате изменения конъюнктуры рынка. По таким договорам страховая компания несет ответственность в случае возникновения у страхователя убытков, если он не смог из-за страхового случая обеспечить поставку продукции или оказать услуги в тот период, когда спрос на них был максимальным. Потеря прибыли может произойти в результате замены на предприятии устаревшего оборудования, внедрения новой техники, выплаты штрафных санкций и арбитражных судебных издержек.

Для предупреждения рисков или их минимизации необходимо установить на предприятии жесткую имущественную ответственность материально ответственных лиц, организовать охрану территории производственного предприятия.

Помимо страхования обществу целесообразно использовать такой метод минимизации рисков как самострахование или резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.

На ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» создать резервный фонд.

Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются:

- формирование резервного  фонда предприятия. Он создается  в соответствии с требованиями  законодательства и устава предприятия;

- формирование целевых  резервных фондов. Примером такого  формирования могут служить фонд  страхования ценового риска; фонд  уценки товаров на предприятиях  торговли; фонд погашения безнадежной  дебиторской задолженности и  т.п.;

- формирование системы  страховых запасов материальных  и финансовых ресурсов по отдельным  элементам оборотных активов  предприятия. Размер потребности  в страховых запасах по отдельным  элементам оборотных активов  устанавливается в процессе их  нормирования;

- нераспределенный остаток  прибыли, полученной в отчетном  периоде.

Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе определения непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы производства.

Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.

Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков.

При осуществлении нового производственного проекта может быть использован способ определения структуры резерва непредвиденных расходов путем его деления на общий резерв, который должен покрывать изменения в смете, доставки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы и специальный резерв, включающий в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.

После выполнения работы, для которых выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв проекта.

 

 Проанализировав баланс ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» можно сказать о присутствии маркетингового риска. Данные риски включают вероятность недостижения плановых объемов сбыта в натуральном и денежном выражениях и, как следствие, невозврат кредита. Основным недостатком работы организации было то, что часть строительных объектов реализовывалась в регионах с низкими доходами населения, хотя предлагаемая продукция в большей степени рассчитана на богатые регионы. В результате такой деятельности объемы продаж были недостаточными.

В ходе работы по устранению этого риска необходимо разработать методику определения привлекательности регионов, а также составить план продвижения строительства в данные регионы путем открытия там собственных представительств.

Основным выявленным финансовым риском оказалось низкое качество пассивов. В пассивах компании преобладали краткосрочные кредиты, которые брались под проценты, существенно превышающие рентабельность предприятия. Такая ситуация обусловлена необходимостью финансирования «раздутых» оборотных средств.

В связи с этим рекомендуется разработать порядок улучшения структуры пассивов за счет как «удлинения» кредитов и снижения процентных ставок, так и использования других видов внешнего финансирования (лизинг, облигационный заем, венчурное финансирование).

Другим направлением улучшения финансового состояния ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» - снижение объема оборотного капитала. Необходимый результат может быть достигнут за счет уменьшения доли сырья в себестоимости и снижения срока реализации готовой продукции (благодаря мероприятиям в области маркетинга и сбыта). Предлагаемый комплекс мер позволит существенно снизить риск невозврата предприятием полученных займов.

Одним из основных источников рисков, ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ», включаемых в отчетность, является неисполнение дебиторами (покупателями и заказчиками) своих обязательств. Рекомендуется использование методики оценки подобного рода рисков наиболее эффективным методом - построение Отчета о старении дебиторской задолженности (aging report, overdue report).

Для этого ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» необходимо регулярно формировать управленческий отчет, в котором вся дебиторская задолженность будет ранжирована по срокам просрочки платежа. Чем больше срок неоплаты, тем выше риск невозврата дебиторской задолженности.

Данный отчет предоставляет информацию для принятия решения о приостановлении отгрузок покупателям, которые несвоевременно отплачивают свои счета. На его основании принимаются также административные решения в отношении специалистов отдела продаж, не работающих должным образом с клиентами в части сбора дебиторской задолженности. Те же сведения можно использовать и для повышения мотивации менеджеров по продажам.

Для эффективного управления дебиторской задолженностью, ликвидностью и заемной политикой для данного предприятия рекомендуется использовать такой способ снижения риска хозяйственной деятельности как лимитирование. Лимитирование может применяться при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, должна включать:

- предельный размер (удельный  вес) заемных средств, используемых  в хозяйственной деятельности;

- минимальный размер (удельный  вес) активов в высоколиквидной  форме;

- максимальный размер  товарного (коммерческого) или потребительского  кредита, предоставляемого одному  покупателю;

- максимальный период  отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

На исследуемой организации применяются некоторые виды такого способа снижения риска как диверсификация. Однако возможности этого способа минимизации риска в ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» не исчерпаны. Так целесообразным будет применение диверсификации финансовой деятельности при одновременном увеличении масштабов последней. В частности увеличение краткосрочных финансовых вложений приведет к росту ликвидности, а их диверсификация к снижению риска.

ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» необходимо учитывать риск неоптимального распределения ресурсов, экономические колебания и изменения вкуса клиентов и действия конкурентов. Для данного предприятия эти риски имеют особенное значение, т. к. строительная отрасль характеризуется наличием острой конкурентной борьбы как между отечественными компаниями.

Кроме вышеперечисленных рекомендаций по снижению рисков ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ» могут быть использованы методы минимизации рисков, связанные с включением дополнительных пунктов в контракты с контрагентами, таких как:

- обеспечение востребования  с контрагента по финансовой  операции дополнительного уровня  премии за риск;

- получение от контрагентов  определенных гарантий;

- сокращение перечня форс-мажорных  обстоятельств в контрактах с  контрагентами;

- обеспечение компенсации  возможных финансовых потерь  по рискам за счет предусматриваемой  системы штрафных санкций.

 

 На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена вопросу организации системы управления в организации. Была достигнута поставленная в курсовом проекте цель, а именно: оценены риски деятельности организации и разработана система рекомендаций по совершенствованию системы управления рисками на ОАО «РЕАЛ-НЕДВИЖИМОСТЬ».

Информация о работе Финансовые риски деятельности организации: оценка, возможности минимизации