Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:48, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, сформулирована основная цель курсовой работы – исследование деятельности, эффективности и проблем фирмы как основного субъекта рыночной экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить комплекс следующих задач:
1. Исследовать специфику организации фирмы как субъекта экономики при определении её целей, движущих мотивов и задач;
2. Анализ показателей эффективности деятельности фирмы и характеристика её финансового положения;
3. Определить возможности роста экономического потенциала фирмы;
4. Выявление проблем функционирования фирм и развития предпринимательства в отечественной экономике;
5. Охарактеризовать возможные факторы и условия повышения работы фирм.
Введение
Глава 1. Сущность фирмы и ее типы
1.1. Понятие и природа фирмы
1.2. Виды фирм
1.3. Цели деятельности фирмы
Глава 2. Показатели, характеризующие эффективность работы фирмы ООО «Interier Plus».
2.1. Краткая экономическая характеристика фирмы.
2.2. Основные показатели эффективности работы фирмы
Глава 3. Тенденции и перспективы развития фирмы как основного звена рыночной экономики.
3.1. Факторы повышения эффективности работы фирмы
3.2. Перспективы развития фирмы в рыночных условиях
Заключение
Список использованной литературы
Тема : «Фирма как экономический субъект»
Содержание:
Введение
Глава 1. Сущность фирмы и ее типы
Глава 2. Показатели, характеризующие эффективность работы фирмы ООО «Interier Plus».
2.1. Краткая экономическая характеристика фирмы.
2.2. Основные показатели эффективности работы фирмы
Глава 3. Тенденции и перспективы развития фирмы как основного звена рыночной экономики.
3.1. Факторы повышения эффективности работы фирмы
3.2. Перспективы развития фирмы в рыночных условиях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Главной отличительной чертой, раскрывающей
преимущества рыночной экономики, является
конкуренция. Именно она способствует
прогрессу рыночного общества и
поступательному движению цивилизации.
Каждый действительно грамотный
экономист знает, что рынок тем
эффективнее, чем он больше удовлетворяет
условиям совершенной конкуренции.
Только на таком рынке цены служат
надежной информацией о том, что,
как и сколько нужно
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности выступает фирма.
В наиболее односложном понимании фирма представляет собой организацию, владеющею одним или несколькими предприятиями и использующую экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью получения прибыли.
Столь подробное определение дано, поскольку темой данной курсовой работы выступает: «Фирма как экономический субъект»
Актуальность темы обусловлена тем, что изучение закономерностей трансформации такого экономического института как фирма дает возможность ответить на ряд вопросов, значимых с точки зрения понимания существа происходящих в экономике, процессов и определения границ экономического сектора, внутри которого лежит область принятия реальных экономических решений.
Теоретическое обоснование роли фирмы, как субъекта рыночной экономики в свете современных экономических воззрений является важной, современной и значимой темой.
Исходя из актуальности темы, сформулирована основная цель курсовой работы – исследование деятельности, эффективности и проблем фирмы как основного субъекта рыночной экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить комплекс следующих задач:
1. Исследовать специфику
2. Анализ показателей
3. Определить возможности роста
экономического потенциала
4. Выявление проблем функционирования фирм и развития предпринимательства в отечественной экономике;
5. Охарактеризовать возможные
Объектом исследования выступает фирма ООО «Interier Plus».
Предметом является оценка экономических категорий и показателей, характеризующих деятельность фирмы в условиях рынка.
Тема курсовой работы является достаточно разработанной. Можно отметить в этой связи работы отечественных экономистов P.M. Нуреева, Е.С. Балабанова, А.В. Ермишина, и многих других.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Сущность фирмы и ее типы
1.1. Понятие и природа фирмы
Фирма — это организационно-
Фирма — это имущественный
комплекс, используемый собственниками
этого имущества для
При установлении размеров
фирмы, масштабов ее деятельности учитывают,
по крайней мере, следующее. С увеличением
размеров фирмы, расширением поля деятельности
значительно возрастает сложность
ее деятельности, обусловленной как
увеличением масштабов, так и
расширением номенклатуры продукции.
Возрастание сложности
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна.
Первоначально слово «фирма» (от ит. Firma — подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма-элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью.
В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т.д.
В России фирмы могут создаваться
с правом юридического лица и преследовать
извлечение прибыли в качестве основной
цели своей деятельности (коммерческие
организации). Это могут быть хозяйственные
товарищества и общества, производственные
кооперативы, государственные и
муниципальные унитарные
Во-первых, фирма представляет
собой организационно-
Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы - это общность людей, объединенных едиными мотивам действия.
В-третьих, фирма - совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки - трансакции.
Можно выделить следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка - о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов.
Фирмы возникают и
в связи с большими затратами
на осуществление
Внутрифирменные экономические
связи (внутрифирменные трансакции)
охватывают многогранную деятельность
фирмы по организации производства,
рациональному использованию
Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой. Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму.
В этом аспекте выделяет следующие существенные моменты.
1. По мере того как
фирма становится крупнее,
2. Может случиться
так, что в результате роста
числа организуемых трансакций
предпринимателю не удастся
3. Цена реализации одного
или более факторов
Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов.
Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:
а) ниже издержки организации и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;
б) менее склонен предприниматель делать ошибки и тогда рост их числа уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;
в) больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.
Объяснение необходимости
существования фирмы как
Внутри фирмы осуществляется
сложная управленческая деятельность,
построенная по иерархическому принципу.
В процессе управления соблюдаются
соподчиненность и
Здесь уместно дать еще
одно определение фирмы -
То, как фирма будет действовать на рынке, каковы будут ее результаты ее деятельности зависит не только от размеров фирмы (количества используемых ресурсов), но и от того, кто в фирме принимает решения, какие цели преследует и какую ответственность при этом несет. Существуют разные виды фирм. В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить на:
а) частные коммерческие предприятия;
б) частные некоммерческие предприятия;
в) государственные предприятия;
г) смешанные (частно-государственные) предприятия.
Частные коммерческие предприятия (организации) – это фирмы, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Деятельность таких предприятий определяется рынком. Частные некоммерческие (неприбыльные) предприятия (организации) – предприятия, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Последнее не означает, что такие предприятия вовсе не могут иметь прибыль. Они создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, а извлечение ими прибыли трактуется законом, не как основная, но как сопутствующая цель. При этом, в отличие от коммерческих фирм, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Частными некоммерческими предприятиями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п. Зачастую в форме таких предприятий действуют образовательные и лечебные учреждения, базы отдыха и т.д.
Государственные предприятия
могут быть как коммерческими, так
и некоммерческими. Обычно деятельность
таких предприятий определяется
политическими решениями, а не рынком.
В рыночной экономике большинство товаров
и услуг производится частными коммерческими
предприятиями.
Частные коммерческие предприятия могут
иметь следующие организационно-правовые
формы: индивидуальное предприятие, полное
товарищество, коммандитное товарищество,
общество с ограниченной ответственностью,
общество с дополнительной ответственностью,
акционерное общество, производственный
кооператив. Рассмотрим их особенности.
Индивидуальное предприятие создается
гражданином, осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Такой предприниматель отвечает по своим
обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом, за исключением имущества,
на которое по закону взыскание не может
быть обращено.
Полное товарищество – товарищество,
участники которого занимаются предпринимательской
деятельностью от имени товарищества
и несут солидарную ответственность по
его обязательствам своим имуществом.
Коммандитное товарищество (товарищество
на вере) – товарищество, в котором наряду
участниками, занимающимися предпринимательской
деятельностью от имени товарищества
и несущими солидарную ответственность
по его обязательством своим имуществом,
имеется один или несколько вкладчиков
(коммандитистов). Последние не занимаются
предпринимательской деятельностью и
несут риск убытков только в пределах
своих вкладов.