Фирма как экономический субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы, сформулирована основная цель курсовой работы – исследование деятельности, эффективности и проблем фирмы как основного субъекта рыночной экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить комплекс следующих задач:
1. Исследовать специфику организации фирмы как субъекта экономики при определении её целей, движущих мотивов и задач;
2. Анализ показателей эффективности деятельности фирмы и характеристика её финансового положения;
3. Определить возможности роста экономического потенциала фирмы;
4. Выявление проблем функционирования фирм и развития предпринимательства в отечественной экономике;
5. Охарактеризовать возможные факторы и условия повышения работы фирм.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность фирмы и ее типы
1.1. Понятие и природа фирмы
1.2. Виды фирм
1.3. Цели деятельности фирмы
Глава 2. Показатели, характеризующие эффективность работы фирмы ООО «Interier Plus».
2.1. Краткая экономическая характеристика фирмы.
2.2. Основные показатели эффективности работы фирмы
Глава 3. Тенденции и перспективы развития фирмы как основного звена рыночной экономики.
3.1. Факторы повышения эффективности работы фирмы
3.2. Перспективы развития фирмы в рыночных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Фирма как экономический субъект.docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

 

На основе данных таблицы 4 видно, что за рассматриваемый период произошло увеличение управленческого  персонала на 1 человека за 3 года, доля же их сократилась. Также на 1 человека увеличилась численность сотрудников  основного производства. Имеет место  тенденция к увеличению сотрудников  вспомогательных служб, их численность  за 3 года увеличилась на 6 человек, а  доля увеличилась на 7,5%. Увеличение численности сотрудников произошло  в связи с увеличением объемов  производства и реализации продукции.

Из таблицы 4 видно, что  численность работников по всем категориям за анализируемый период растет. Удельный вес управленческого персонала  и работников основного производства уменьшается, а удельный вес вспомогательных служб в 2012 году увеличился на 7,5% по сравнению с 2010 годом.

2.2. Основные показатели  эффективности работы фирмы

Выбор показателей эффективности  работы фирмы зависит от целей  анализа. Таковыми могут быть.

1. Стратегические цели. Необходимо  сравнить результаты деятельности  данной фирмы с результатами  деятельности ее конкурентов  или связанных с нею фирм.

 Для этого выбираются  обобщающие показатели и показатели  каких-либо элементов деятельности.

2.Тактические цели. Руководство  контролирует деятельность фирмы.  Рассчитываются показатели эффективности  функционирования отдельных подразделений  или производства какой-либо определенной  продукции.

3. Задачи планирования. Необходимо  сопоставить выгодность использования  различных ресурсов или различных  сочетаний данных ресурсов за  какой-либо период для определения  возможных изменений в будущем.

4.Прочие цели руководства.  Переговоры с профсоюзами о  заключении коллективного договора, оценка влияния ожидаемых государственных  ограничений и т.д.

Деятельность фирмы (предпринимательская  деятельность) может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую  физическую продукцию, а товары и  услуги — через готовые сделки — превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и инвесторов и  затем вновь вводимых в производство.

На этапах инвестирования производства и реализации продукции  участников предпринимательской деятельности интересуют различные аспекты использования  факторов производства, и поэтому  система показателей эффективности  их использования достаточно сложна и многообразна.

Обобщающие показатели эффективности  деятельности фирмы в целом определяются сопоставлением объема всех средств  фирмы и совокупного результата ее деятельности.

К этим показателям относятся:

рентабельность всего  капитала (активов) фирмы

PA=П/А                    (2.2.1)

где П — прибыль; А — капитал (активы) фирмы — совокупность

всех средств;

оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы

Ro=Q/A                      (2.2.2)

где Q — объем реализованной продукции;

издержки на единицу реализованной  продукции

S = И/Q                      (2.2.3)

где И — общие издержки;

рентабельность производства

Р = П/ Ф,                     (2.2.4)

где Ф — среднегодовая  стоимость основных и оборотных  фондов.

Наиболее обобщающим показателем  в этой группе является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия  в денежном выражении, независимо от источника привлечения этих средств). Этот показатель называют также нормой прибыли или показателем окупаемости  средств. Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются главным объектом внимания администрации предприятия.

Норма прибыли отражает достигнутый  на предприятии определенный баланс экономических интересов всех участников бизнеса и «аутсайдеров».

Конкретно интересы каждого  представлены другими, частными по отношению  к рассматриваемому показателями. Так, для собственников предприятий важен необходимый уровень рентабельности собственного капитала как отношение чистой прибыли (после уплаты налогов и процентов) к величине собственного капитала.

Для более полного анализа  деятельности фирмы по использованию  факторов производства требуются дальнейшая дифференциация показателей и установление взаимосвязей между обобщающими  и частными показателями.    

 

 

Глава 3. Тенденции и перспективы развития фирмы как основного звена рыночной экономики.

3.1. Факторы повышения эффективности работы фирмы

 

Факторы - это силы, причины, внешние обстоятельства, воздействующие на какой-либо процесс или явление.

В зависимости от степени  и характера влияния на уровень  эффективности

производства факторы  можно объединить в три группы:

- материально-технические;

- организационно-экономические;

- социально-психологические.

     Материально-технические факторы связаны с использованием новой техники, прогрессивной технологии, новых видов сырья и материалов.           

Решение задач совершенствования  производства достигается путём:

- модернизации оборудования;

- замены морально устаревшего  оборудования новым, более

производительным;

- повышения уровня модернизации производства: установки станков-

автоматов, автоматизированного  оборудования, использования автоматических линий, автоматизированных систем производства;

- внедрения новых прогрессивных технологий;

- использования новых видов сырья, прогрессивных материалов, и

другими мерами.

Научно-технический прогресс - главный источник всестороннего  и последовательного роста производительности. Поэтому для использования в

производственном процессе достижений научно-технического прогресса  в

современных условиях требуется  направление инвестиций в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, внедрение прогрессивных технологий и новейшей техники, повышение доли затрат на активную часть основных производственных фондов - машин, оборудования.

Комплекс  материально-технических факторов и их влияние на повышение эффективности можно охарактеризовать следующими показателями:

- энерговооружённостью труда – потреблением всех видов энергии на

одного промышленного  рабочего;

- электровооружённостью труда – потреблением электроэнергии на одного промышленного рабочего;

- технической вооружённостью труда - объёмов основных производственных фондов, приходящихся на одного работника;

- уровнем механизации и автоматизации - долей рабочих, занятых механизированным и автоматизированным трудом;

Важный материально-технический  фактор - повышение качества продукции, удовлетворение общественных потребностей меньшими затратами средств и труда, потому что изделия лучшего качества заменяют большее количество изделий низкого качества. Повышение долговечности изделий равнозначно дополнительному увеличению их выпуска.

Материально-технические  факторы - важнейшие, они обеспечивают экономию не только труда, но и сырья, материалов, оборудования, энергии и др.

     Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда, производства и управления. К ним относятся: совершенствование организации управления производством, в том числе:

- совершенствование структуры аппарата управления;

- совершенствование систем управления производством;

- улучшение оперативного управления производственным процессом;

-  внедрение и развитие автоматизированных систем управления

производством (АСУП), включение  в сферу действия  АСУП максимально  возможного количества объектов;

- улучшение материальной, технической и кадровой подготовки

производства;

- использование передовых методов и приёмов труда;

- совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

- применение технически обоснованных норм затрат труда,

расширение сферы нормирования труда рабочих - повременщиков и  служащих;

- использование гибких форм организации труда;

- улучшение профессионального подбора кадров, улучшение их

подготовки и повышение  квалификации;

- улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха;

- совершенствование систем оплаты труда, повышение их стимулирующей роли.

Без использования этих факторов невозможно получить полный эффект от факторов материально-технических.

     Социально-психологические факторы - это качество трудовых коллективов, их социально- демографический состав, уровень подготовки, дисциплинированности, трудовой активности и творческой инициативы работников, система ценностных ориентаций, стиль руководства в подразделениях и на предприятиях в целом и др.

В условиях развития в нашей  стране рыночных отношений обостряются  также

общественные условия, которые, с одной стороны, тормозят, а с  другой –

стимулируют рост эффективности  производства. Среди них: повышение  уровня безработицы, усиление конкуренции товаропроизводителей, развитие малого бизнеса и другие.

 

3.2. Перспективы развития фирмы в рыночных условиях

Исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, на ряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Другой ключевой фактор —  осознание предпринимателями своей  социальной ответственности. В такой  стране, как Россия, где чувство  социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения  социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать  потенциально более важным элементом  общественно-политической жизни, чем  в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача —  перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия  рынка не только на его внешние  условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения  в рамках компаний, внедрить современную  систему управления, расширить экономическую  демократию.

Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных  и акционированных предприятиях новой культуры отношений между  работниками, многие из которых стали  одновременно и собственниками, и  управляющими, осознания акционерами  своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно  важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства — оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в  том числе налогового, способствующего  развитию бизнеса. Важным  фактором становления отечественного предпринимательства  должно стать создание соответствующей  институциональной структуры —  развитие бизнес-инкубаторов информационно-консультативное обслуживание предприятий, в числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В развитой  экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых  различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

В условиях рыночной экономики через  фирмы граждане осуществляют предпринимательскую  деятельность "исходя из того, что  предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке".

Информация о работе Фирма как экономический субъект