Формирование и использование прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка прибыли предприятия, анализ ее использования и распределение, всоответствии с поставленной целью, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды прибыли, систематизировать экономические факторы, влияющие на величину прибыли;
- проанализировать порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- оценить динамику, состав и структуру активов, их состояние и движение;
- анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1.Экономическое содержание прибыли и источники ее формирования. 7
1.1. Понятие прибыли. 7
1.2.Характеристики прибыли. 8
1.3. Факторный анализ формирования чистой прибыли предприятия 11
2. Направления распределения прибыли. 12
2.1. Методика анализа распределения чистой прибыли 12
2.3 Расчет резервов увеличения прибыли. 14
2.4. Прогнозирование прибыли от реализации. 18
3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………… 19
3.1. Расчет производственной мощности и обоснование
производственной программы ……………………………………… 19
3.2. План материально-технического обеспечения производства…… 20
3.3. План по труду и заработной плате ………………………………… 22
3.4. План по себестоимости продукции ……………………………….. 27
3.5. Разработка ценовой политики предприятия ……………………… 31
3.6. Обоснование планируемых результатов деятельности ………….. 33
3.7. План образования и распределения прибыли …………………….. 34
3.8. Расчет основных показателей хозяйственной деятельности
предприятия ………………………………………………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Используемая литература 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Экономике предприятия.docx

— 178.54 Кб (Скачать файл)

     1.2.Характеристики прибыли. 

     1.Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли.

     2.Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха.

     3.В процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потеряет вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности.

     4.В количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

     5.Является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

     В обоих случаях под прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия. Основной целью финансового анализа является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности. В анализе используются следующие показатели прибыли:

     - балансовая прибыль; 

     - прибыль от реализации продукции  (работ, услуг);

     - прибыль от прочей реализации;

     - внереализационные результаты (доходы и расходы от внереализационных операций);

     - налогооблагаемая прибыль; 

     - чистая прибыль.

     Балансовая  прибыль представляет собой часть балансовой прибыли, которая служит базой для расчета налога, подлежащего внесению в бюджет. В процессе анализа определяется состав балансовой прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемы период. При изучении динамики и выполнения плана балансовой прибыли применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим в первом случае и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми. На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. Количественно можно измерить факторы первого, второго и третьего порядков.

     К факторам первого порядка относятся  изменения:

  1. прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
  2. прибыли от прочей реализации;
  3. внереализационных финансовых результатов.

     В свою очередь прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) зависит  от следующих факторов:

  1. объема реализованной продукции;
  2. структуры реализованной продукции;
  3. полной себестоимости реализованной продукции;
  4. цен на реализованную продукцию.

     При расчете влияния факторов первого  порядка на балансовую прибыль используется аддитивная факторную модель:

     

     где ПБ - балансовая прибыль;

     ПР - прибыль от реализации товаров;

     ПП - прибыль от прочей реализации;

     ВР - внереализационные результаты.

     Количественное  изменение каждого фактора равно  влиянию этого фактора на изменение  балансовой прибыли.

     Чистая  прибыль – сумма прибыли, которая  остается в распоряжении предприятия  после уплаты всех налогов, экономических  санкций и прочих обязательных отчислений. Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Величина суммы чистой прибыли зависит от факторов изменения прибыли до налогообложения и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме, а именно доли налогов, экономических санкций и др.  
 
 
 
 
 
 

1.3. Факторный анализ формирования чистой прибыли предприятия. 

     Чистая  прибыль является одним из важнейших  экономических показателей, характеризующих  конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли  до налогообложения и суммой внесенных  в бюджет налогов из прибыли, экономических  санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли.

     Ее  величина зависит от факторов изменения  прибыли до налогообложения и  факторов, определяющих удельный вес  чистой прибыли в общей ее сумме, т.е. от доли налогов и экономических  санкций.

     Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение общей суммы прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме:

     ΔЧП = ΔПxixУдЧПо

     где ΔПxi - изменение общей суммы прибыли за счет каждого фактора;

     УдЧПо - плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в общей сумме.

     Изменение чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме прибыли до налогообложения на фактическую ее величину в отчетном периоде:

     ΔЧП =П1x(-ΔУдxi)

     где П1 - фактическую величина прибыли в отчетном периоде;

(-ΔУдxi) - прирост удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме прибыли до налогообложения 
 

     2.1. Методика анализа распределения чистой прибыли. 

     В процессе анализа необходимо изучить  данные об использовании чистой прибыли  в динамике и выяснить факторы, определяющие распределение прибыли. Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть:

  • изменение суммы чистой прибыли (ЧП);
  • изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли (Дотч):

 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

     Способом  абсолютных разниц можно рассчитать, как изменялась сумма отчислений в соответствующий фонд за счет:

     а) доли отчислений от чистой прибыли

       

     б) суммы чистой прибыли

       

     Зная  факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли:

       

     Полученные  результаты покажут вклад каждого  фактора в формирование суммы капитализированной и потребленной прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Расчет резервов увеличения прибыли. 

     Под хозяйственными резервами понимают возможности повышения эффективности  деятельности предприятия на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.

     Резервы роста прибыли – это количественно  измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением. В общем виде резервы увеличения прибыли можно представить на рисунке . 

     

       Схема подсчета резервов роста  прибыли

     При подсчете резервов роста прибыли  за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

     Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле:

      (6)

     где – резерв увеличения суммы прибыли;

     П – плановая сумма прибыли на единицу i-ой продукции;

     РПi – количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.

     Для выявления и подсчета резервов роста  прибыли за счет снижения себестоимости  может быть использован метод  сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно  выбрать базу для сравнения. В  качестве такой базы могут выступать  уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный; достигнутый на передовых предприятиях; базовый, фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран. При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:

      (7)

     где – резерв снижения себестоимости продукции за счет i – го вида ресурсов;

      – фактический уровень использования  i-го вида производственных ресурсов;

       – потенциальный (возможный)  уровень использования i-го вида производственных ресурсов.

     Обобщающая  количественная оценка общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:

      (8)

     где - общая величина резерва снижения себестоимости продукции. Результаты анализа прибыли за отчетный период (год) используются для определения направлений поиска резервов ее роста на последующий период. Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:

      (9)

     где ΔУДi - изменение удельного веса каждого сорта;

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии