Формирование и развитие ассортиментной политики как основы коммерческой деятельности промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим условием устойчивого экономического роста и реализации стратегии индустриально-инновационного развития России на 2008-2020 годы является обеспечение сбалансированной деятельности всех секторов экономики. Мировая практика показывает, что статус сырьевого придатка на международной экономической арене не стабилен, необходимо развитие отечественного производства, в том числе отраслей легкой промышленности, способных конкурировать на рынке готовой продукции. Россия обладает достаточным потенциалом качественного обновления и динамичного развития экономики, которое, как известно, сопровождается структурными изменениями, формированием новых приоритетных отраслей, производств и так далее. Одним из важнейших направлений модернизации российской экономики является легкая промышленность. При этом решение задач инновационного развития отечественного производства содействует повышению его конкурентоспособности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики 5
1.1 Теоретико-методологические основы формирования ассортиментной политики швейного предприятия 5
1.2 Анализ экономических условий и предпосылок перспективного развития ассортиментной стратегии предприятий швейного предприятия 10
Глава 2. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия 15
2.1 Общая характеристика торговой марки “ZARINA” 15
2.2 Анализ ассортиментной политики торговой марки “ZARINA” 16
Глава 3. Совершенствование ассортиментной политики швейного предприятия, выпускающего товары под брендом “ZARINA” 19
3.1 Совершенствование ассортиментной стратегии швейного предприятия с учетом современных экономических условий 19
3.2 Разработка предложений о повышении эффективности групп товаров бренда “ZARINA” 24
Заключение 27
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 528.50 Кб (Скачать файл)

Как показывает мировая практика, приоритет в формировании экономически стабильной швейной отрасли и конкурентоспособного товарного рынка принадлежит предприятиям малого и среднего бизнеса, при условии усиления их рыночных позиций: повышения эффективности деятельности каждого предприятия и увеличения их общей доли в отраслевой совокупности.

    1. Анализ экономических условий и предпосылок перспективного развития ассортиментной стратегии предприятий швейного предприятия

 

В данной работе с целью определения экономических предпосылок дальнейшего развития ассортиментной стратегии предприятий швейной промышленности проведен анализ современного состояния легкой промышленности в целом, и особенностей развития отраслевых предприятий в аспекте формирования ассортиментной политики, потребительского рынка, как важного потенциала динамичного роста промышленного производства.

«Стратегия развития легкой промышленности России на 2008-2020 годы» формирует государственную экономическую политику и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отрасли экономики и отхода от сырьевой направленности. Опыт многих индустриально-развитых стран показывает, что текстильная и швейная промышленность представляет важный сектор экономики, занимая значительную долю в валовом внутреннем продукте, экспортном обороте и в общей занятости населения.

Однако объективно существуют перспективы ускоренного роста  объемов производства текстильной  продукции, которые обусловлены  развитием пилотного кластера в  легкой промышленности. Создание кластеров - главная инновация в экономическом развитии страны, позволяющая осуществить комплексный подход в становлении отраслей легкой промышленности. Вследствие экономических преобразований последних лет, как установлено, структуру обрабатывающей промышленности по статистическим данным составляют по размерности 93,5% - малые предприятия, по формам собственности в общем объеме доминируют субъекты частного бизнеса, на их долю приходится 94%. При этом, выбирая путь инновационного развития, необходимо учитывать, что сегодня сфера существования на рынке предприятий связана с целой группой макроэкономических и отраслевых факторов риска, эта ситуация усугубляется вступлением России во Всемирную Торговую Организацию. В ходе анализа состояния швейной отрасли на настоящий момент выявлены следующие виды рисков: риски интеграционного характера, технологические риски, сырьевые риски, риски, связанные с недостатком квалифицированных кадров и так далее. Специфика швейного производства такова, что минимизировать степень данных рисков возможно еще на стадии стратегического планирования путем повышения обоснованности принимаемых решений по текущему и оперативному управлению ассортиментом выпускаемой продукции. [7]

На предприятиях швейной  отрасли важнейшей областью управленческой деятельности является товарная политика, включающая комплекс мероприятий по управлению ассортиментом продукции (в том числе маркетинговая деятельность): формирование целей, инструментов и механизмов реализаций. В работе нами проведен анализ текущей деятельности исследуемых предприятий швейной отрасли по формированию их ассортиментной стратегии, который позволил определить следующие характерные особенности.

Во-первых, подавляющее  большинство предприятий швейной  отрасли строит свою ассортиментную политику на принципах оперативности (принципы реактивной стратегии), работая по гарантированным заказам государства и отдельных учреждений на продукцию только специального назначения.  Это обусловлено тем, что рынок специальной одежды является динамично развивающимся и стратегически выгодным для предприятий, так как обеспечивает быструю оборачиваемость вложенных средств, устойчивую экономическую прибыль и способствует расширению производства.

Во-вторых, обновление товарного  ассортимента предприятий осуществляется в основном за счет модификаций уже внедренных в производство моделей, так как для кардинального изменения ассортимента выпускаемой продукции, разработки проектов по организации производства нового товара необходимы дополнительные инвестиции. Однако в настоящее время инновационный процесс на швейных предприятиях активизируется, и включает следующие направления:

  1. Внедрение нового высокотехнологического оборудования;
  2. Применение качественно нового сырья (материалы, фурнитура);
  3. Использование элементов трансформаций и модификаций при разработке конструктивно-композиционного решения моделей. В комплексе перечисленные направления деятельности предприятий нацелены на инновацию конечного продукта.

В-третьих, на швейных  предприятиях не адаптируются инновационные технологии на стадиях стратегического планирования производства, на низком уровне организована маркетинговая деятельность. В практике производств используется «стихийный» принцип разработки ассортимента для потребителя, отсутствует система изучения и контроля спроса на продукцию, не внедряются научно-обоснованные методы формирования товарного ассортимента. [8]

Потенциальные возможности  потребительского рынка зависят  от уровня платежеспособного спроса населения на товары и услуги.  Платежеспособный спрос на одежду, как на товар, определяется признаками субъективного и объективного характера, которые непосредственно исходят от следующих факторов: численность населения, определяющая емкость потребительского рынка; уровень денежных доходов, покупательная способность населения.

Основным внутренним резервом роста платежеспособного  спроса на потребительском рынке  являются денежные доходы на душу населения. В последние годы прослеживается активный рост уровня реальных денежных доходов в 2010 году на 14,5%, а в 2011 году на 15,3% по сравнению с предыдущим годом. В соответствии с увеличением денежных доходов населения увеличиваются потребительские расходы, которые в свою очередь также являются индикатором уровня жизни населения. В составе денежных расходов по статистическим данным на непродовольственные товары более 35% приходится на одежду, ткани и обувь, этот показатель имеет четкую тенденцию к росту.

Таким образом, процесс  снижения темпов роста и объемов  выпуска продукции в отраслях легкой промышленности происходит на фоне роста уровня жизни населения и увеличения покупательского спроса на внутреннем рынке. Данную тенденцию можно проследить по графику на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика изменения показателей физического объема промышленной продукции, потребительских расходов на одежду, ткани и покупательной способности среднедушевых денежных доходов

Динамика изменения  физического объема продукции текстильной  и швейной промышленности нестабильна, так в 2008 году наблюдается снижение объемов производства на 4,6%. При этом темпы роста потребительских расходов и покупательной способности денежных доходов составили соответственно 32,5% и 20%. Статистические показатели свидетельствуют о том, что за период 2008-2009 г.г. на рынке потребительских товаров наметилась четкая тенденция дисбаланса между спросом со стороны потребителя и предложением со стороны производства. Ситуация изменилась в 2010 году, так темпы роста показателей практически сравнялись за счет увеличения производства текстильной продукции. По данным на 2011 год прирост объема продукции составил 2,7%, при этом потребительские расходы на одежду увеличились на 51,9%, покупательная способность - на 21,9%. Как следствие, объем розничного товарооборота по одежде ежегодно растет за счет продукции импортного производства. [9]

Таким образом, в исследовании на основе анализа тенденций рыночной ситуации выявлены предпосылки, определяющие приоритеты перспективного развития ассортиментной стратегии предприятий швейной  отрасли:

  • Во-первых, преобладание в структуре отрасли малых и средних предприятий, способных гибко манипулировать ассортиментной политикой в зависимости от конъюнктуры рынка, создает основу повышения экономической активности отрасли в целом;
  • Во-вторых, тенденция преимущественного использования отраслевыми предприятиями стратегии снижения себестоимости, которая обусловлена следующими негативными факторами: низким уровнем организации управленческого менеджмента, неэффективной маркетинговой политикой может быть устранена, так как на предприятиях имеются производственные возможности дифференциации выпускаемой продукции;
  • В-третьих, наличие платежеспособного спроса на швейную продукцию, который определен на основе анализа потенциальных возможностей потребительского рынка, диктует необходимость научно-обоснованных практических разработок в области создания эффективных механизмов формирования ассортиментной стратегии предприятий. [10]

Обобщая изложенное отметим, что в легкой промышленности имеются предпосылки устойчивого экономического роста, этому способствует активная государственная политика создания благоприятных условий для приоритетных отраслей в комплексе индустриально-инновационного развития экономики России: поддержка развития малого предпринимательства, создание отраслевого кластера, позволяющего эффективно использовать производственные факторы и направленное динамичное развитие отрасли.

 

Глава 2. Формирование ассортиментной политики предприятия

2.1 Общая характеристика  торговой марки “ZARINA”

 

Зарина берет свое начало от швейной питерской фабрики «Первомайская Заря», руководители которой в 1993 году перешли от пошива одежды по государственным заказам к самостоятельной деятельности. Таким образом, они смогли шить одежду соответствующую мировым веяниям моды.

Сам же логотип ZARINA (рисунок 3) был зарегистрирован только в 2002 году, однако к этому году марка уже и так имела довольно большую популярность среди российских женщин, явное подтверждение этого клуб постоянных покупательниц созданный еще в 1995 году. 

Рисунок 3

На сегодняшний день ZARINA является одной из трех лучших российских масс-марок женской одежды в России.

Модный бренд может  похвастаться оригинальным дизайном своих  моделей, разработкой которых занимается группа дизайнеров, а фешн-консультантом  компании является французский модельер Жан Филипп Буайе, работавший в свое время с такими модными домами как Кристиан Диор, Чарльз Жордан и Карл Лагерфельд.

 Привлечение иностранных специалистов  позволяет Зарине выпускать коллекции  вполне соответствующие мировым  модным веяниям. Таким образом, российские марки одежды вполне могут соответствовать европейским. К тому же покупка нарядов от российских производителей позволяет существенно экономить семейный бюджет. [25]

На сегодняшний день ZARINA находится  под управлением Компании «Мэлон Фэшн Груп», к которой относятся еще два бренда одежды: befree и LOVE REPUBLIC. Каждый из брендов имеет четкое позиционирование и ярко выраженную целевую аудиторию, свой характер и программу продвижения. Такой подход позволяет представить компанию практически во всех сегментах massmarket. Позиционирование каждой марки отражает потребности покупателя: эффектный, гламурный бренд LOVE REPUBLIC не затрагивает интересов более молодой и женственной марки befree или более зрелой и респектабельной марки ZARINA. По данным на 1 мая 2013 года под управлением Компании находится 490 магазинов. Из них 475 в России (371 - собственная розничная сеть, 104 по системе франчайзинга). 15 магазинов расположены на территории Украины, 1 магазин открыт в Казахстане. [26]

Целями деятельности «Zarina» являются:

      1. Удовлетворение спроса потребителей за счет продажи качественных, недорогих и модных товаров.
      2. Обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.
      3. Максимизация прибыли.

Для решения поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:

      1. Определение и формирование спроса потребителя.
      2. Налаживание хозяйственных связей с поставщиком.
      3. Организация поставки товаров.
      4. Организация продажи товаров.
      5. Сокращение издержек обращения товаров.

Для налаживания связей с покупателями регулярно проводятся различные молодежные акции, показы одежды, а также осуществляется рекламная деятельность.

2.2 Анализ ассортиментной  политики торговой марки “ZARINA”

 

 

«ZARINA» имеет широкий ассортимент, он включает свитера, джемпера, жакеты, куртки, пальто, брюки, юбки и многое другое.

Рассмотрим товарный ассортимент  «ZARINA» по поведению товаров на рынке.

Товары-лидеры. К ним можно отнести  товары из новой коллекции. Например, при поступлении зимней коллекции товарами-лидерами будут куртки, пальто, свитеры, то есть то, что актуально в холодное время года.

К товарам - локомотивам можно отнести  оставшийся ассортимент из новой  коллекции такие, как платья, юбки, джемпера, брюки.

«Зазывные» товары — это товары из распродажи коллекции прошлого сезона.

К рентабельным товарам относятся  различные аксессуары (сумки, шарфы, ремни) и нижнее белье.

 

Таблица 2.1. - Товарный ассортимент «ZARINA» по поведению товаров на рынке

 

Товары - лидеры

Товары - локомотивы

«Зазывные» товары

Рентабельные товары

Куртки, пальто, свитера

Блузки, брюки, юбки, футболки

Товары из распродажи предыдущей коллекции

Сумки, ремни, шарфы, нижнее белье

Информация о работе Формирование и развитие ассортиментной политики как основы коммерческой деятельности промышленного предприятия