Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении формирования и оценки затрат на производство и реализацию продукции на предприятии
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы издержек предприятия;
- провести анализ затрат производства;
- рассмотреть влияние различных факторов на затраты производства;
-определить пути снижения затрат в ОАО «Хлебодар»
В принципе все магазины
ежедневно размещают заказы на следующий
день до 24.00 текущего дня. Это означает,
что все производство основывается
на полученных заказах. В действительности
многие потребители размещают
Ежедневно после 14.00 сотрудник отдела сбыта суммирует все полученные заказы на продукцию, которую завод должен произвести и доставить на следующий день. Заказы регистрируют в специальном журнале по каждому виду продукции.
Эти журналы являются основанием для производственных планов доставки. Отдел сбыта составляет план доставки по каждому потребителю.
По каждому заказу отдел сбыта также выписывает накладную, копию которой идет вместе с товаром в магазин. Оригиналы накладных направляются в бухгалтерию, копии – в плановый отдел.
Форма оплаты:
• безналичный расчет
• наличная оплата в кассу завода с 8 до 17 часов.
Доставка продукции:
• специализированным транспортом поставщика
• путем самовывоза по доверенности.
Фасовка:
• хлебобулочная продукция фасуется по заявке в пленку (без дополнительной оплаты).
Органами управления являются:
- генеральный директор (единоличный
исполнительный орган).
В подчинении директора находится главный
инженер занимающийся вопросами производства
продукции. Главному инженеру непосредственно
подчиняются механическая, технологическая
и производственная служба. Так же главному
инженеру подчиняются начальники следующих
цехов, входящих в производственную службу:
-начальник кондитерского цеха;
-начальник цеха диетических и профилактических изделий;
-начальник цеха хлебопечения.
Рисунок 4 - Организационная структура ОАО «Хлебодар» г. Омск
ОАО «Хлебодар» имеет 5 производственных цехов:
- кондитерский цех;
- хлебный цех;
- цех штучных булочных изделий;
- сухарно-бараночной цех;
- цех диетических и профилактических изделий.
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ОАО «Хлебодар»
Для осуществления своей
деятельности предприятие должно располагать
набором экономических и
Таблица 1. – Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Хлебодар» за 2010-2011 г.г.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
Отклонение в абсолютном выражении 2011г. к 2010г. |
Производственная мощность, т. |
14600 |
14600 |
- |
Выпуск продукции в натуральном выражении, т. |
7300 |
7592 |
292 |
Коэффициент использования производственной мощности |
0,5 |
0,52 |
0,02 |
Товарная продукция, тыс. руб. |
37104 |
37390 |
286 |
Реализованная продукция, тыс. руб. |
37104 |
37390 |
286 |
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
8682 |
9789 |
1107 |
Фондоотдача, руб. |
4,27 |
3,82 |
-0,45 |
Численность промышленно-производственного персонала, чел. |
142 |
142 |
- |
Производительность труда, тыс. руб. |
261,3 |
263,31 |
2,014 |
Среднемесячная оплата труда, руб. |
5816,31 |
6403,17 |
586,86 |
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. |
33648 |
33120 |
-528 |
Прибыль (убыток) от реализации (продаж) продукции, тыс. руб. |
3456 |
4270 |
814 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
2390 |
2952 |
562 |
Затраты на рубль реализованной (проданной) продукции, руб. |
0,91 |
0,89 |
-0,02 |
По данным таблицы 1, в результате оценки технико-экономических показателей ОАО «Хлебодар» наблюдаются следующие изменения: производственная мощность предприятия не изменилась по своей величине на протяжении 2010-2011г.г. Это объясняется в отсутствии у предприятия как достаточно определенной долговременной перспективы, так и финансовых средств, требуемых для его дальнейшего производственно-технического развития.
Выпуск продукции в натуральном выражении в 2011г. увеличился по сравнению с 2010г. на 292 т., что свидетельствует о нестабильности выпуска продукции.
Коэффициент использования производственной мощности колеблется в пределах 0,48 - 0,52. Такое использование производственных мощностей в настоящих условиях, когда предприятие имеет постоянный, непрерывный характер работы, следует признать положительным.
Показатель товарной продукции
в сравнении с показателем
выпуска продукции в
Причиной увеличения товарной продукции является рост цен на продукцию. При этом динамика показателя реализованной продукции повторяет динамику показателя товарной продукции, то есть в 2011г. произошло увеличение продукции на 286 тыс. руб. Показатель стоимости основных производственных фондов предприятия в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличился на 1107 тыс. руб. Основной причиной увеличения показателей стоимости основных производственных фондов является приобретение основных фондов непроизводственного назначения. Предприятием были приобретены два грузовых автомобиля для доставки готовой продукции по магазинам.
Показатель фондоотдачи в 2011г. по сравнению с 2010г. уменьшился на 0,45 руб.
Показатель численности
промышленно-производственного
Производительность труда в 2011г. наблюдается увеличение показателя на 2,01 тыс. руб., то есть производительность труда в 2011г. увеличивается незначительно по сравнению с 2010г., причиной этого явилось увеличение товарной продукции небольшими темпами, а численность работников практически не изменилась.
Среднемесячная оплата труда на протяжении 2010-2011г.г. имеет динамику увеличения, в 2011г. по сравнению с 2010г. она увеличилась на 586,86 тыс. руб., что свидетельствует о финансовом оздоровлении предприятия. Причиной увеличения среднемесячной оплаты труда является повышение цен на потребительском рынке, в результате инфляционных процессов повышается уровень оплаты труда.
Показатель полной себестоимости товарной продукции отражает затраты предприятия, связанные с его основной производственной деятельностью, указывает на его товарную направленность. За период с 2010-2011г. происходит уменьшение на 528 тыс. руб., причиной увеличения себестоимости в 2010г. является рост товарной продукции, то есть товарная продукция имеет аналогичную тенденцию увеличения.
Показатель прибыли от реализации продукции в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличилась на 814 тыс. руб. Это связано с увеличением выручки от продажи продукции.
Прибыль до налогообложения, также как и прибыль от реализации, на протяжении имеет динамику увеличения, в 2011г. увеличивается по сравнению с 2010г. на 562 тыс. руб., при этом прибыль до налогообложения меньше прибыли от продаж. Это вызвано тем, что предприятие имеет большие операционные и внереализационные расходы, проценты к уплате.
В рассматриваемом периоде затраты на рубль реализованной продукции имеют нестабильный показатель, если 2010г. они увеличиваются на 0,01 тыс. руб., то в 2011г. опять снижаются до 0,89 тыс. руб. Увеличение затрат на рубль реализованной продукции в 2010г. вызвано увеличением себестоимости товарной продукции. Причиной снижения затрат на рубль реализованной продукции в 2011г. является то, что помимо увеличения себестоимости товарной продукции значительно возрастает реализованная продукция.
Завершая обобщенную оценку, акцентируем внимание на том, что рентабельность продукции в целом – это итоговый показатель, характеризующий результативность производственной деятельности пищевого предприятия. Показатель рентабельности в ОАО «Хлебодар» в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличился на 2,6 %.
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Для оценки финансового состояния предприятия ОАО «Хлебодар» проанализируем финансовые результаты его хозяйственной деятельности за 2010-2011г.г. Для анализа используем данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2010-2011г.г.
Таблица 2. - Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Хлебодар» за 2010-2011 г.г.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
Отклонение в абсолютном выражении 2011г. к 2010г. |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. |
1553 |
1778 |
+225 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
372 |
355 |
-17 |
Отложенные налоговые активы |
1 |
- |
-1 |
Отложенные налоговые обязательства |
- |
2 |
+2 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
2390 |
2952 |
+562 |
Проценты к получению |
63 |
- |
-63 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
54 |
38 |
-16 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
1183 |
1356 |
+173 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
3456 |
4270 |
+814 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
37104 |
37390 |
+286 |
Коммерческие расходы тыс. руб. |
898 |
883 |
-15 |
Производственная |
32750 |
32237 |
-513 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
33648 |
33120 |
-528 |
Прочие доходы уменьшаются в 2011г. по сравнению с 2010г. на 16 тыс. руб., в то время, как прочие расходы имеют тенденцию к в 2011г. по сравнению с 2010г. на 173 тыс. руб.
Прибыль от продаж имеет тенденцию увеличения в 2011г. на 814 тыс. руб. по сравнению с 2010г. Это обусловлено следующими изменениями: выручка от реализации продукции имеет тенденцию увеличения в 2011г. по сравнению с 2010г. - увеличивается на 286 тыс. руб. Существенную роль на формирование прибыли от продаж, а также на конечный финансовый результат оказали управленческие, коммерческие расходы и себестоимость продукции. В 2011г. наблюдается уменьшение коммерческих расходов по сравнению с 2010г. на 15 тыс. руб. Именно это повлияло на увеличение прибыли от продаж в 2010-2011 г.г. Полная себестоимость продукции также уменьшается в 2011г. на 528 тыс. руб. по сравнению с 2010г.
В результате сравнительного анализа можно сделать вывод, что финансовый результат деятельности предприятия ОАО «Хлебодар» за период 2010-2011г.г. имеет положительное значение, но в 2011г. наблюдается значительное уменьшение данного показателя за счет увеличения расходов, уменьшения доходов предприятия, процентов к уплате.
Основным источником прибыли ОАО «Хлебодар» является выручка от реализации готовой продукции, несмотря на увеличение коммерческих и прочих реализационных расходов и себестоимости продукции.
Расчет удельного веса каждого из показателей отчета произведен по отношению к выручке от реализации продукции. Чистая прибыль предприятия по отношению к выручке в 2011 г. увеличивается на 0,57%. Отложенные активы по отношению к выручке в 2010г. составили 0,0027%. Отложенные налоговые обязательства имели место только в 2011 г. и составили 0,005%. Прибыль до налогообложения в 2011 г. по сравнению с 2010г. увеличилась на 1,47%. На динамику прибыли до налогообложения оказывают влияние следующие показатели: проценты к получению в 2011г. по сравнению с 2010 г. уменьшаются на 0,17%. Проценты к уплате в 2010 г. и 2011г. не имели места. Значение операционных расходов и доходов по отношению к выручке от реализации аналогично расчету по абсолютному отклонению, то есть операционные доходы в 2011г. уменьшаются на 0,04%, операционные расходы увеличиваются на 0,36%. Показатели внереализационных расходов и доходов по отношению к выручке имеют следующие значения: внереализационные доходы 2011г. отсутствуют. Внереализационные расходы 2011 г. увеличились на 0,07%.
Показатель прибыли от продаж по отношению к выручке в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 2,11%, что показывает о значительном возрастании выручки. Коммерческие расходы уменьшаются на 9,8% в 2011г.
Таким образом, значительное увеличение коммерческих и управленческих расходов, себестоимости продукции повлияло на прибыль от продаж, а также в целом на финансовый результат предприятия.