Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса…….5
План………………………………………………………………………………5
1.Франчайзинг: субъекты, условия заключения………………………………5
2.Технико - экономическая характеристика предприятия, анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга…………………14
3.Перспективы использования франчайзинга в России………………………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса…….5

План………………………………………………………………………………5

1.Франчайзинг: субъекты, условия  заключения………………………………5

2.Технико - экономическая  характеристика предприятия, анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга…………………14

3.Перспективы использования  франчайзинга в России………………………28

Заключение……………………………………………………………………….33

Список используемой литературы……………………………………………..34

Приложение…………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.   

Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.       Для нашей экономики франчайзинг является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребителей общества в различных услугах.

Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.

В настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого и среднего, затрудняется повышенными коммерческими рисками. Реализация современных бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат.

Организация предприятия бизнеса на условиях франшизы значительно снижает предпринимательские риск, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки малого и среднего предпринимательства, одного из возможных решений столь важной государственной задачи.

Цель данной работы – изучить опыт внедрения франчайзинга, как формы взаимодействия малого и крупного бизнеса, в экономику России. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимозависимых задач:

  • изучить содержание франчайзинга и обобщить зарубежный и отечественный опыт ведения франчайзингового бизнеса;
  • проанализировать, на примере действующей российской фирмы, преимущества и недостатки бизнеса на основе франчайзинга;
  • обосновать перспективы использования франчайзинга в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса.

 

План

1.Франчайзинг: субъекты, условия заключения.

2.Технико - экономическая  характеристика предприятия, анализ  преимуществ и недостатков использования  франчайзинга.

3.Перспективы использования  франчайзинга в России.

 

  1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения.

Само слово “франчайзинг” произошло от французского “franchise”, что означает “льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса”. Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от “franchise” имеют различное звучание, что в ряде случаев вводит в заблуждение отечественных предпринимателей и вызывает появление элементов недоверия, как к самому термину, так и к системе в целом.  [4,с 267]

Франчайзинг является вертикальной маркетинговой системой, предполагающей корпоративное стратегическое планирование, управление конфликтами и контроль над каналами распределения, что гарантирует стабильность деятельности партнеров по бизнесу. 

Франчайзинг предоставляет широкие возможности для развития структуры отношений в целом, интеграции крупного, среднего и малого бизнеса, продвижения организаций-производителей и отечественных товаров на внутреннем и международном рынке, придания "фирменности" российским товарам и организациям, формирования дополнительной системы контроля качества продукции, создания условий для формирования приверженности населения российскому производителю, достижения определенного уровня защищенности участников малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест.

Что же такое франчайзинг и в чем его преимущество перед другими схемами работы. По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей как правило ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи (рис. 1.1).  [3,с 87]

Взаимодействие крупного (корпорации, фирмы и т.п.) и мелкого предприятия осуществляется на основе договора франчайзинга, в котором прописываются все условия франчайзера и обязанности франчайзи.

Франчайзером в терминологии российского права является владелец прав, т.е. правообладатель. Франчайзи-юридическое или физическое лицо, которому эти права передаются на определенных условиях, в нашей терминологии - пользователь.

Правообладатель имеет право передавать свои права неограниченному числу лиц с правом или без права дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Право дальнейшей передачи оговаривается в договоре, лицо, наделенное правом дальнейшей передачи - субфранчайзер, в нашей терминологии первый пользователь, лицо, не наделенное правом дальнейшей передачи полученных прав - второй пользователь.  

Использование передаваемых франчайзером прав не лишает франчайзи юридической самостоятельности, однако в целях сохранения своей репутации франчайзер наделяется контрольными функциями в части использования пользователем переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности. Корпоративные стандарты должны быть разработаны франчайзером и являются предметом франшизы, т.е. всего пакета предложений, являющихся предметом договора. 

Отсутствие внутренних стандартов в большинстве организаций, пытающихся перейти в своей практике на систему франчайзинга не просто не позволяет сделать этого, но и подтверждает незнание самого существа указанных системных связей.

 Франчайзинг предполагает собой длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных перспективных целей. На стадии разработки безусловно возникают определенные трудности, т.к. вся система договорных отношений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпоративная философия ведения бизнеса. И это естественно требует изменения стереотипов мышления у всех без исключения сотрудников фирмы франчайзера, только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге. 

Если франчайзеру франчайзинг интересен с точки зрения продвижения фирмы, продвижения товаров, услуг или работ, расширения рынка, на котором действует франчайзер, франчайзи мало что даст использование, скажем товарного знака франчайзера (за исключением широко известных марок (например, "Красный Октябрь", "Прима" и др.) или дорогостоящей технологии (она может быть интересна только сформировавшимся и платежеспособным организациям). Здесь следует учитывать, что потенциальный франчайзи в большинстве своем является представителем малого бизнеса и специфика его интереса склоняется в сторону правильной организации своего бизнеса, утверждения и удержания на рынке. Поскольку франчайзинг предполагает выплату франчайзеру роялти, то потенциальный франчайзи готов будет платить только в случае оправданности этих платежей, а также потенциальной и видимой возможности реализовать указанный выше интерес. Из сказанного следует, что франчайзером должна быть выработана система поддержки франчайзи, о которой он должен быть максимально информирован. По смыслу франчайзинг - это льготное предпринимательство и льготой в данном случае будет именно пакет услуг, который будет предложен франчайзером. 

В зависимости от направления можно выделить четыре вида франчайзинга: франчайзинг товара, производственный франчайзинг, сервисный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата. Если первые три вида франчайзинга "завязаны" на конкретной деятельности, то франчайзинг бизнес-формата предполагает собой не только расширение деятельности во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включение в систему различных разнородных направлений деятельности. В основе франчайзинга бизнес-формата должна лежать единая методология, внутрисистемные интересы, идентификация франчайзера и франчайзи, т.е. становление их частью единой корпоративной системы. 

Франчайзинг базируется на постоянном сотрудничестве и высокой степени доверия сторон, единообразии участников системы, высокой степени предпринимательской инициативы, отлаженной системе информационных связей, коммуникаций и инструментов маркетинга, поддержки сторон и ориентации на долгосрочный коммерческий успех. 

Моделируя систему франчайзинга необходимо исходить из интересов сторон, которыми они естественно будут руководствоваться в своей деятельности.  [2,с 105]

Для заключения гражданско-правовых договоров, в том числе и договора франчайзинга, установлена определенная процедура. Согласно законодательству, договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем его существенным условиям, при том, что форма договора соответствует подлежащему случаю (ст.432 п.1 ГК РФ). Закон считает существенными три категории условий:    

  1. Условия о предмете договора (например, комплекс исключительных прав, закрепленных за франчайзером для договора франчайзинга);
  2. Условия, существенные или необходимые для договоров данного вида в соответствии с законом или иными правовыми актами (например, предоставление по договору франчайзинга комплекса исключительных прав за вознаграждение);
  3. Условия, по которым должно быть достигнуто соглашение (например, если одна из сторон настаивает на нотариальном удостоверении договора, договор считается законным именно с момента заверения нотариусом, даже если закону этого не требуется).

При несоблюдении вышеуказанных условий договор признается незаконным, а сделка считается недействительной со всеми вытекающими последствиями недействительности сделки. [7]

Большинство экономистов сходятся на том, что система франчайзинга возникла в XVIII в. в британской системе так называемых «связанных домов» и в американской системе — в знаменитой фирме «Зингер». Суть британской системы «связанных домов» заключалась в том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии на нее выдавались лишь тем лицам, которые торговали пивом только на постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соответствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма франчайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распространение, ибо вполне устраивала обе стороны. Как пишут Дж. Стэн-ворт и Б. Смит, система «связанных домов» появилась как защитный механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объем продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов», доказав, что является эффективным коммерческим механизмом, существует до сих пор. Примерно в тот же период в несколько иной форме франчайзинг начал использоваться в США компанией по производству швейных машин предпринимателя и изобретателя Зингера (Singer Sewing Machine Company). Фабрика Зингера в г. Элизабет, США, первой в мире внедрила методы массового производства задолго до того, как их стали применять в новой мощной индустрии XX в. — в автомобилестроении. К началу XX в. швейных машин марки «Зингер» было произведено около 21 млн. Здание компании в Нью-Йорке имело 48 этажей и было самым высоким в городе. При таком огромном производстве, естественно, встали проблемы реализации продукции, обслуживания швейных машин и замены неисправных деталей. Организовать это централизованно было бы весьма невыгодно, поскольку швейные машины расходились по всему миру. В таких условиях была задумана и создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам в США и в других странах исключительные права продавать швейные машины и обслуживать их в пределах определенной территории. Это были по сути первые дистрибьюторские соглашения с дополнительными обязательствами франчайзи (дилера) обслуживать машины по первому требованию покупателя. Именно франчайзинговая система фирмы «Зингер» послужила образцом и толчком для дальнейшего развития этой системы в ряде других отраслей. Так, в 1898 г. фирма «Дженерал Моторс» использовала независимые мелкие фирмы, чтобы увеличить дистрибьюторскую сеть способом, не требующим инвестиций. При этом дилер не имел права продавать машины других производителей. От него требовалось также вложить свой собственный капитал в дело, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания и поддерживать имидж фирмы-продавца франшиз. Следует отметить, что система продажи автомашин с помощью франшиз ведется и в наше время в ряде стран мира. Франчайзинг получил широкое распространение в индустрии безалкогольных напитков, продаваемых в бутылках («Кока-Кола», «Пепси» и др.). В 1930-х годах франчайзинговая система распространилась на нефтеперерабатывающие компании и бензозаправочные станции США и стала стремительно развиваться во всем мире. При этом франчайзер получал выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи — от того, что включался в проверенную, хорошо зарекомендовавшую себя коммерческую систему. В 1977 г. была создана Британская франчайзинговая ассоциация (БФА), а вслед за ней- Международная ассоциация франчайзинга МАФ (International Franshising Association). Как считает В.А. Рубе, первопроходцем на франчайзинговом рынке в России явилась фирма «Кодак», которая открыла здесь в 1988 г. первую экспресс-лабораторию. В настоящее время их насчитывается более 500. Другая наиболее распространенная и успешно действующая франчайзинговая система в России — фирма «1С» (разработка и обслуживание бухгалтерских программ). Непосредственно сама фирма продает лишь 5% своего продукта, остальную его часть она распространяет через 800 фирм-операторов по всей России. За 1997 г. объем продаж этих фирм превысил 12 млн. долл. И все же наиболее широкое распространение в России франчайзинговая система получила в отрасли быстрого питания. Московский рынок быстрого питания почти на 1/3 заполнен иностранными франчайзинговыми фирмами. Большое развитие этот рынок получает и на периферии. Речь идет о франчайзинговой сети кафе-мороженых «Баскин-Робинс» и российско-канадском предприятии «Москва-Макдоналдс». По данным самой фирмы, ею инвестировано в «Маккомплекс» 45 млн. долл. США. Система «Маккомплекс» — это современный пищеперерабатывающий и распределительный центр, в котором работают мясная и молочная линии, пекарня, отдел контроля качества. Свыше 75% необходимого сырья и продукции закупается более чем у 100 российских поставщиков.

Информация о работе Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса