- номенклатура;
- повторяемость изготавливаемых изделий;
- масштаб производства и т.д.
Различают следующие
типы производственных процессов:
- Единичный тип производства – это неограниченный ассортимент, но в небольших количествах. Производство не специализированное, универсальное оборудование, постоянная переналадка, высокий уровень квалификации, преобладает ручной труд, высокие затраты, длительный производственный цикл, но более приспособлен к спросу;
- Серийный тип производства – ограниченный ассортимент серий, партий, изделий, повторяются через определенный период времени. В зависимости от размера серии различают: мелкое, среднее и крупносерийное производство.
Появляется возможность
специализации и более оптимального использование пощади. Средний уровень
затрат, средняя степень непрерывности,
средний уровень квалификации.
- Массовое (поточное) производство – это один вид или однородная продукция, но в больших количествах на узкоспециализированных рабочих местах. За каждым рабочим местом закреплена одна операция. Высокая производительность, возможность автоматизации, низкая себестоимость и не высокая квалификация.
Формы организации
производства
Существуют следующие
формы организации производства:
1. Концентрация. Процесс
сосредоточения производства на
более крупных предприятиях. Это
процесс укрупнения производства путем специализации, кооперации,
комбинирования и диверсификации.
Преимущества:
- наличие крупных ресурсов;
- большая устойчивость в конкурентной борьбе;
- возможность автоматизации.
Недостатки:
- увеличение транспортных расходов;
- необходимость больших инвестиций;
- сложность управления.
2. Специализация. Выпуск
однородной продукции или оказание
одного вида услуги. Бывают: предметная (готовая продукция), подетальная
или на уровне технологической операции.
Унификация и стандартизация
производства позволяет осуществить узкую специализацию, что делает
производство более простым, массовым
и способствует экономии затрат.
3. Кооперация – это
форма производственных связей между специализированными
предприятиями, участвующие в совместном
изготовлении определенной продукции,
путём поставки комплектующих изделий,
полуфабрикатов, узлов и агрегатов.
4. Комбинирование –
это создание в одном объединении
производств тесно связанных между собой или комплексным использованием
одного вида сырья или использованием
отходов одного производства другими
или последовательностью технологической
обработкой изделия.
5. Диверсификация. Это
многоотраслевое производство, которое выпускает
разные виды изделий.
Под производственной структурой
понимается состав образующих его участков, служб и формы их взаимосвязи.
Элементы:
- Рабочее место – это неделимое звено, обслуживающееся одним или несколькими рабочими при выполнении определенных операций и оснащенное необходимыми средствами производства.
- Участок – это объединение однотипных рабочих мест;
- Цехи – это наиболее самостоятельные подразделения, которые бывают основными, вспомогательными, подсобными, обслуживающими, побочными. Важную роль в организации играют конструкторские, технологические, экономические, социальные службы, службы маркетинга, производственно-диспетчерские подразделения.
Факторы, влияющие на производственную
структуру:
- народнохозяйственные;
- отраслевые;
- региональные;
- внутренние факторы (особенности выпускаемой продукции, наличие ресурсов, кооперация, специализация, масштаб).
Пути совершенствования производственной структуры:
- укрупнение и разукрупнение;
- соблюдение рационального соотношения между вспомогательными и обслуживающими подразделениями;
- постоянная работа по планированию и нормированию производственного процесса;
- совершенствование организации производства (развитие специализации, кооперации);
- гибкость производственной структуры.
Для координации деятельности
производственных структур создаются
организационные структуры управления:
- Линейные. Принцип централизма. Все решения по управлению принимаются руководителем высшего звена, что обеспечивает оперативность, конфиденциальность, но на более крупных предприятиях возникает проблема перегрузки руководителя и недостатка времени на решение стратегических задач.
- Функциональная структура. На среднем уровне управления создаются специализированные звенья (финансовый отдел, отдел кадров…), которые по своим функциональным назначениям управляют руководителями низшего звена, но появляются противоречивость в принимаемых решениях.
- Линейно-функциональная структура (штатная структура). Специализированные подразделения готовят проекты решений, а руководитель высшего звена принимает их с учетом общих интересов.
- Матричная. Используется при внедрении целевых проектов, когда исполнитель одновременно подчиняется руководителю проекта и непосредственному уководителю.
- Дивизиональная структура. Характерна для крупных предприятий, в рамках которых создаются филиалы, подразделения, которые обладают большой оперативной самостоятельностью, а за вышестоящей структурой управления сохраняется право координации их деятельности с учётом стратегических задач и инвестиционной политики.
Планирование
деятельности предприятия
- Понятие планирования. Принципы и методы.
- Виды планирования
- Бизнес-план предприятия. Назначение, содержание, порядок разработки.
Для успешной деятельности
организации осуществляется процесс
планирования – это разработка и
корректировка планов, включающая предвидение, обоснование,
конкретизацию, и описание деятельности
на ближайшую и отдаленную перспективу.
Планирование – это процесс определения целей, стратегий
и способов их достижения за определенный
период времени, исходя из предположений
о будущих вероятных условий выполнения
плана.
Преимущества:
- позволяет использовать будущие благоприятные условия и выявить проблемы;
- улучшает координацию действий в организации;
- обеспечивает возможности фирмы необходимой информацией;
- способствует более рациональному использованию всех видов ресурсов;
- позволяет увязать интересы каждого работника с общими и задачами организации;
- улучшает контроль;
- обеспечивает объективную оценку работе каждого.
Этапы планирования:
- Постановка целей. Разработка долгосрочных стратегических целей. Конкретизация этих целей и задач перед организацией, определение задач подразделений и каждого работника.
- Планирование работы. Установление основных этапов выполнения работы, разработка планов по реализации поставленных задач, выявление потребностей в обучении и ресурсном обеспечении.
- Текущий контроль. Разработка и внедрение процедур контроля и механизмов обратной связи.
- Оценка достигнутых результатов и подведение итогов. Выявление факторов успешной и неэффективной работы по выполнению планов.
Принципы:
- принцип единства;
- принцип участия;
- принцип приоритетности;
- принцип непрерывности;
- принцип гибкости;
- принцип обоснованности;
- принцип встречности.
Методы планирования:
- балансовый;
- нормативный;
- программно-целевой;
- экономико-математическое моделирование.
Виды планирования
В зависимости от длительности
планового периода различают:
- долгосрочное планирование;
- среднесрочное планирование;
- краткосрочное планирование.
В зависимости от хозяйственной
деятельности различают:
- планы производства;
- планы маркетинга;
- финансовые планы и т.д.
В зависимости от структуры
различают:
- планы объединений;
- планы подразделений;
- планы отдельных работников.
Долгосрочное планирование
учитывает временной фактор на 5-10
лет, но в условиях неопределенности
он не всегда эффективен. Разновидностью
долгосрочного планирования является
стратегическое планирование. Сущность:
выработка главных целей, основных направлений, новых возможностей
фирмы.
Процесс стратегии, планирования включает в себя определенные миссии
и программы фирм.
Исходя из миссии, разрабатываются
различные цели и задачи (внедрение
новых технологий, расширение ассортимента).
Анализ внешней среды и ваших возможностей
путем изучения сильных и слабых сторон,
деятельности и определения той или иной
стратегии. Разработка тактики.
Среднесрочное планирование.
Осуществляется на основе стратегии и охватывает период
от 3 до 5 лет с указанием основных показателей,
объемов производства, инвестиций и их
источников.
Краткосрочное планирование,
где рассматриваются конкретные
цели и задачи и разрабатываются
календарные планы на месяц, квартал,
день.
Это конкретный план действий
с указанием основных мероприятий, сроков, ответственных
лиц и необходимых ресурсов.
Основными разделами
плана развития предприятия являются:
- план производственной программы;
- план повышения экономической эффективности производства;
- план капитальных вложений и капитального строительства;
- план материально-технического обеспечения;
- план маркетинга;
- план по труду и заработной плате;
- план социального развития и т.д.
Таким образом, каждое подразделение
разрабатывает свои планы, которые
увязываются с другими планами,
что обеспечивает их взаимозависимость и согласование.
Также существуют следующие
виды оперативных бюджетов:
бюджет закупок - расходы
на приобретение всех необходимых материалов;
трудовой бюджет –
издержки труда, необходимые для
организации деятельности;
бюджет административных расходов;
финансовый бюджет –
бюджет наличности, дополнительных вложений
в капитал.
Бизнес-планирование
Бизнес-план – это
важнейший документ, необходимый
при освоении новых сфер деятельности
или модернизации существующих.
Бизнес-план – это
план развития предприятия, обосновывающий целесообразность
нового проекта на основе всестороннего
изучения новой деятельности.
Таким образом, бизнес-план
позволяет выявить трудности
и проблемы, показать преимущества
деятельности и доказать прибыльность
этого проекта для привлечения инвесторов.
Структура бизнес-плана
- Титульный лист или оглавление.
- Резюме. Краткие выводы, которые пишутся в конце, но предоставляются в начале.
В резюме указываются
основные положения и идеи бизнес-плана,
выводы, к которым пришёл предприниматель. Это самооценка вашей деятельности
с указанием преимуществ. Должно быть
кратким, понятным и убедительным.
- История бизнеса. Составляется для тех организаций, которые имеют путь развития. Нужно показать реальные успехи, достижения, вызывающие доверие инвесторов.
- Положение дел в отрасли. Описывается размер рынка, способность к развитию, наличие конкурентов и их доля на рынке и делается вывод об общей привлеченности рынка в данной отрасли.
- Описание продуктов и услуг. Детальное описание будущих товаров и способов применения, отличительные особенности, уникальность. Необходимо наглядное представление через фото, макет.
- Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Исследуется деятельность конкурентов, выявляются слабые и сильные стороны и разрабатывается своя конкурентная стратегия с учётом возможных ответных действий со стороны конкурентов.
- План маркетинга. Оценка спроса, ёмкости рынка, характера потребителей, определение сегмента и разработка товарной, ценовой, сбытовой политики и определение своей маркетинговой стратегии.
- План производства. Пишется для тех организаций. Где есть производство. Разрабатывается технология, определяется состав оборудования, численность работников и определяются все затраты.
- Организаторский план. Выбор формы собственности, распределение полномочий и ответственности и управление людьми.
- Правовое обеспечение фирмы (дата создания, регистрация, учредительные документы и законодательная база вашей деятельности).
- Оценка риска и страхования. Возможные риски и основные методы защиты от их влияния.
- Финансовый план. Баланс доходов и расходов. План движения денежных средств, план отчёта доходов и расходов.
- Стратегия финансирования. Расчет сроков окупаемости и оценка эффективности инвестиционного проекта.