Экономика организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:52, курс лекций

Краткое описание

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п., как это указано в первом определении, но любое предприятие также является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Содержание

Тема 1. Предприятие - основное звено экономики …………………………….. 03
Тема 2. Предприятие и рынок . ……………………………………………..…… 06
Тема 3. Кадры предприятия ………………………………………………….. 08
Тема 4. Оплата труда работников предприятия . …………………………..….. 11
Тема 5. Планирование деятельности предприятия …………………………….. 13
Тема 6. Основные фонды предприятия. ………………………………………..…… 15
Тема 7. Оборотные средства предприятия ………….…………………………..… 18
Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства………………… 19
Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия…….... 20
Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции ………….……. 28
Тема 11. Управление предприятием …………………………………..……….....31
Тема 12. Финансы предприятия ……………………………………………………..32
Тема 13. Банкротство в санкции предприятия …………………………………….. 35
Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия ……………….. 36
Литература ………………………………………………..……………………37

Вложенные файлы: 1 файл

экономика организаций..docx

— 94.85 Кб (Скачать файл)

Процесс создания новшества  включает (жизненный цикл новшества):

  1. Стадия исследования
  • фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы (фундаментальные исследования - это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования  - задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования - задачей, которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.);
  • прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные/оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках);
  • экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка (разработка продукта - завершающий этап научных исследований, характеризующийся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Цель разработки продукта - создание/модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе  производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям);
  • Стадия производства
  • первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец - полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам);
  • запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);
  • Стадия потребления
  • поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);
  • устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).

Применительно к нововведению, как к процессу переноса новшества  в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и  включает в себя следующие стадии:

  1. зарождение нововведения - осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств;
  2. освоение нововведения - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
  3. диффузия нововведения - распространение, тиражирование и многократное повторение на других объектах (распространение нововведения - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.д.
  4. рутинизация нововведения - нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Нововведение, как процесс, не может считаться полностью  завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь  жизненный цикл новшества может  прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.

Т.о., оба жизненных цикла  взаимосвязаны, взаимообусловлены  и невозможны один без другого. Оба  жизненных цикла охватываются общим  понятием инновационный процесс, и  основное отличие между ними заключается  в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс ее коммерциализации.

 

3. В России, после Второй мировой войны, были различные инновационные достижения. В качестве примеров приведем следующие:

  • в октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли и началась космическая эра;
  • в ноябре 1957 г. впервые на спутниках были проведены биологические исследования, а также исследования космических лучей и коротковолновой радиации Солнца; возникла новая область науки — космическая физика;
  • в апреле 1961 г. совершен первый космический полет человека - полет      Ю. Гагарина на корабле «Восток»;
  • в марте 1964 г. проведен первый эксперимент по выходу человека в космос, который совершил А. Леонов.

Приведите другие примеры инновационной деятельности отечественных предприятий и  организаций во второй половине XX- начале ХХI в.

Большинство инноваций российских предприятий сводится к банальной  замене старых основных фондов. Собственно научными исследованиями и внедрением новых разработок занимается ограниченное число экспорториентированных отраслей.

Таковы главные результаты опроса 832 предприятий, проведенного Институтом экономики переходного периода  по заказу Центра Карнеги. Инвестиции в инновации осуществляет подавляющее  большинство российских промышленных предприятий. При этом около 60% из них  приобретают новые машины и оборудование, более половины внедряют новую продукцию, 41% занимается обучением и подготовкой  персонала. Еще треть проводит маркетинговые  исследования, такая же часть внедряет новые технологии.

Продолжая космическую тематику инноваций:

  • запуск в 1988 году в космос «многоразового» космического корабля «Буран» (проектирование системы посадки «Бурана» осуществлялось, кстати, в г. Челябинске)
  • участие в строительстве международной космической станции (МКС) - использование новейших разработок российских предприятий космической отрасли;
  • в апреле 2001 г. совершен первый полет туриста (обычного японского миллионера) в космос;

 

4. Инновации могут осуществляться за счет денежных средств - инвестиций, которые также имеют свой цикл, называемый «инвестиционным».

Изобразите  графически инвестиционный цикл от начального этапа до возврата поступлений, используя  цифровые показатели, которые следует  выбрать самостоятельно; сумму инвестиций, срок цикла по годам, годовую сумму  поступлений.

Инвестиционный  цикл - временной интервал от формирования идей (замысла) реального инвестиционного проекта до ликвидации объекта инвестирования. Включает в себя фазы: предынвестиционные исследования; технико-экономическое обоснование; рабочее проектирование; строительство объекта (объектов), включая пусконаладочные работы; эксплуатация объекта инвестирования; ликвидация объекта или его коренная модернизация с новым циклом инвестирования в нее.

Если инвестиции повышают конкурентоспособность предприятия  и обеспечивают прирост доходности его капитала, то ценность предприятия  увеличивается и его владельцы  становятся богаче. В противном случае инвестиции, формально увеличивая пассивы  баланса предприятия (за счет вложений собственного капитала или привлечения  заёмных средств, увеличивающих  обязательства), приведут к снижению ценности предприятия, поскольку рыночная оценка его капитала упадет вслед  за снижением его конкурентоспособности  и прибыльности.

Инвестиции и результаты всегда отличаются временем их осуществления  или получения. Вначале идут выплаты  на приобретение оборудования (инвестиции), а через определенное время — поступления (от продажи продукции, сделанной на этом оборудовании). Инвестиционный цикл выплат и поступлений можно представить графически:   

 

-1000

+300

+400

+400

+300

+100

млн. руб.

0

год 1

год 2

год 3

год 4

год 5

время (лет)


 

Здесь представлен инвестиционный цикл для конкретного проекта. В  начале первого года планируется затратить 1000 млн. руб., а результаты будут получены по окончании следующих пяти лет. Общая сумма поступлений составляет 1500 млн. руб., что превышает первоначальные затраты. Но фактическая ценность одной и той же суммы денег в настоящий момент времени выше, чем в тот или иной момент в будущем. Сегодня ценность 100 руб. больше, чем через год тех же самых 100 руб. Если процентная ставка равна 12% годовых, то сегодняшние 100 руб.=112 руб. через год. Следовательно, необходимо привести показатели выплат и поступлений, приходящиеся на разные периоды инвестиционного цикла, к сопоставимому по времени виду. Для этого применяется метод дисконтированной стоимости. Кроме того, нельзя забывать, что инвестиционная деятельность может дать положительные и отрицательные результаты, носящие внестоимостной характер (социальный, экологический и т.п.).

Чтобы рассчитать порядок  и величину поступлений необходимо сделать прогноз по следующим  показателям:

    • период расчета, шаг расчета;
    • планируемые объемы выпуска;
    • цена реализации;
    • величина инвестиций (первоначальная стоимость оборудования с учетом необходимого его количества);
    • ликвидационная стоимость оборудования;
    • срок функционирования объекта инвестиций (желательно более 5-ти лет);
    • величину текущих затрат (себестоимость).

 

5. Проведите сравнительный анализ проектов инвестиций, 
используя срок окупаемости инвестиций, сделав вывод о наиболее 
предпочтительном варианте:    

    • величина инвестиций составляет 48 тыс. руб., а ежегодные возвратные поступления равны 6 тыс. руб.; 
    • величина инвестиций составляет 48 тыс. руб., а ежегодные возвратные поступления равны 8 тыс. руб.

Собственно простой арифметический подсчет показывает, что второй инвестиционный проект окупится раньше первого. Если даже мы опустим удешевление возвратный поступлений (например, за счет инфляции), то срок окупаемости второго проекта  составит как минимум 6 лет, а первого 8 (все таки достаточно долгосрочные инвестиционные проекты для нашего времени).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции

1. Издержки производства - это существенный фактор в финансовой деятельности предприятия. Различают издержки производства: постоянные, переменные, валовые (общие), средние и предельные.

Какие из них, на Ваш взгляд, требуют тщательного  анализа и учета? Выявите различия между этими издержками. Па основе сравнения каких издержек производства решается проблема увеличения прибыли?

Главной целью развития экономики  является наиболее полное удовлетворение потребностей каждого человека и  общества в целом. Удовлетворение потребностей осуществляется на основе общественного  производства, которое представляет собой процесс создания и преобразования экономических продуктов. Для осуществления  производства необходимы экономические  ресурсы, которые представляют собой  количественную и качественную величину факторов производства. Использование  экономических ресурсов в процессе производства принято называть затратами  на производство. Наиболее эффективным  способом производства является тот, при  котором необходимое количество и качество экономических продуктов  можно производится с меньшими затратами  экономических ресурсов.

Под издержками понимаются все расходы, или затраты, связанные с производством определенного объема продукции и доведением ее до потребителя.

Под издержками производства понимается стоимость использованных при изготовлении продукции материальных и трудовых ресурсов.

Издержки производства классифицируют по ряду признаков. В зависимости  от того, принимают ли издержки форму  реальных денежных расходов или нет, различают явные и неявные  издержки.

Явные (внешние) издержки – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. К ним относятся: заработная плата наемных работников, оплата сырья, материалов, транспортных, финансовых, юридических и других услуг. Только эти издержки  учитываются бухгалтерией, поэтому их часто называют бухгалтерскими. Они фиксируют реально осуществленные денежные затраты и представляют собой себестоимость продукции.

Информация о работе Экономика организаций