Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:24, курс лекций
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики
1.1. Общая характеристика предприятия
1.2. Управление и структура предприятия
1.3. Внешняя среда предприятия
Раздел II. Ресурсы предприятия
2.1. Персонал предприятия
2.2. Производственные фонды
2.3. Нематериальные ресурсы и активы
2.4. Финансовые ресурсы предприятия
Раздел III. Организация деятельности предприятия
3.1. Производственный процесс и его организация
3.2. Инфраструктура предприятия
3.3. Инновационные процессы на предприятии
3.4. Коммерческая деятельность предприятия
Раздел IV. Планирование и мотивация деятельности
4.1. Государственное экономическое регулирование
4.2. Планирование деятельности предприятия
4.3. Мотивация и оплата труда
4.4. Основы технического нормирования на предприятии
Раздел V. Результаты и эффективность деятельности предприятия
5.1. Продукция предприятия, ее качество
5.2. Себестоимость продукции
5.3. Финансовые результаты
5.4. Интегральная эффективность предприятия
В планировании
используются следующие основные методы:
- нормативный - на основе прогрессивных
норм использования ресурсов;
- балансовый - целенаправленное согласование
направлений использования ресурсов с
источниками их образования (поступления)
по всей системе взаимосвязанных материальных,
финансовых и трудовых балансов;
- экстраполяции - выявленные в прошлом
тенденции развития предприятия распространяются
на будущий период;
- интерполяции - предприятие устанавливает
цель в будущем и, исходя из нее, определяет
промежуточные плановые показатели;
- факторный - на основе расчетов влияния
важнейших факторов на изменение плановых
показателей;
- матричный - путем построения моделей
взаимосвязей между производственными
подразделениями и показателями;
- экономико-математического моделирования
с применением ЭВМ и другие.
4.2.2. Стратегия развития предприятия
Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой.
Основными задачами
формирования стратегии предприятия являются:
- выбор эффективных направлений хозяйственной
деятельности, которые необходимо развивать;
- определение размера капитальных вложений
и других ресурсов, необходимых для осуществления
выбранных направлений хозяйственной
деятельности;
- оценка результатов отдачи.
Стратегический
план предприятия составляется в такой
последовательности:
1. Анализ деловой окружающей внешней и
внутренней среды.
2. Определение хозяйственной политики
предприятия.
3. Формулировка базовой стратегии и выбор
стратегической альтернативы.
4. Формулировка функциональных стратегий:
маркетинга, НИОКР, производства, организационных
изменений, а также финансовая, социальная
и экологическая стратегия.
Стратегический
план предприятия состоит из следующих
разделов:
1) Цели и направления деятельности;
2) Текущие и долгосрочные задачи;
3) Базовая стратегия;
4) Функциональные стратегии;
5) Описание наиболее важных программ;
6) Описание внешних операций;
7) Объем капитальных вложений и распределение
ресурсов;
8) Формулировка резервных стратегий.
При составлении стратегического плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец последнего года плана; финансовый план.
Стратегия предприятия разрабатывается на различные периоды времени в зависимости от степени предсказуемости будущего, продолжительности периода внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащенности (от 3 до 10 лет).
Существуют следующие
разновидности базовых стратегий:
- стратегия роста, обосновывающая намерения
предприятия увеличивать объем производства,
продаж, капитальных вложений и т.п.;
- стратегия стабилизации - это план деятельности
предприятия в условиях нестабильности
объемов продаж и доходов;
- стратегия выживания - это оборонительная
стратегия, применяемая в условиях глубокого
кризиса деятельности предприятия.
Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений.
Методы выбора стратегии:
- метод PIMS - моделирование влияния стратегических
факторов на показатели эффективности
предприятия (рентабельность, прибыль);
- метод кривых освоения - строится на зависимости
размеров затрат на производство от его
объема;
- метод жизненного цикла товара, т.е. для
каждой стадии (освоение, рост, зрелость,
спад) определяются приоритетные стратегические
направления и действия;
- метод Бостонской консультативной группы
(матричный). Показателями, формирующими
оценочную матрицу, являются темп роста
производства и контролируемая данным
предприятием доля рынка;
- метод "мак-кинси" (матричный), основными
оценочными показателями служат конкурентная
позиция предприятия (слабая, средняя,
сильная) и привлекательность рынка (аналогичные
три оценки).
4.2.3. Содержание средне и
Планы предприятия
включают следующие основные разделы:
- маркетинговая программа: планы маркетинга
для основных видов продукции (услуг) и
в целом по всей продукции;
- производственная программа: задания
по производству отдельных видов продукции
в натуральном и стоимостном выражении
(в показателях валовой, товарной и реализуемой
продукции) с учетом повышения качества;
- план развития науки и техники: мероприятия
по созданию и освоению новых изделий,
внедрению новой техники и технологии;
- план по труду и кадрам: рост производительности
труда, численность персонала по категориям,
фонд оплаты труда, средняя заработная
плата работников, балансовый расчет дополнительной
потребности в рабочих и служащих и источников
ее обеспечения;
- план капитального строительства: объемы
капитальных вложений, строительных и
строительно-монтажных работ, технического
перевооружения предприятия, ввод в действие
основных фондов и производственных мощностей;
- план материально-технического обеспечения:
определение потребности производства
в материально-технических ресурсах и
источников их удовлетворения с расчетами
по снижению удельных расходов сырья,
материалов, топлива, энергии;
- план по издержкам производства, прибыли
и рентабельности: себестоимость основных
видов продукции, валовой товарной и реализованной
продукции; смета затрат на производство;
прибыль и рентабельность по видам деятельности
и в целом по предприятию;
- финансовый план: потребность в собственных
оборотных средствах и задание по ускорению
их оборачиваемости; баланс доходов и
расходов; взаимоотношения с бюджетом,
кредитные отношения;
- план социального развития коллектива:
мероприятия по улучшению условий труда,
отдыха и быта работников предприятия;
- план мероприятий по охране природы и
рациональному использованию природных
ресурсов включает такие направления:
охрана и рациональное использование
водных ресурсов; охрана воздушного бассейна;
охрана и рациональное использование
минеральных ресурсов.
Показатели, применяемые
в планирования и, подразделяются:
- по экономическому содержанию - на натуральные,
трудовые и стоимостные;
- по экономическому назначению - на количественные
и качественные (производительность труда,
фондоотдача, материалоемкость);
- по способу характеристики предмета
- абсолютные (прибыль) и относительные
(рентабельность).
Оперативное планирование
Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:
1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;
2) Диспетчеризацию,
обеспечивающую:
- сплошной контроль за ходом производственного
процесса и оперативное устранение неполадок
и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
- организацию доставки на рабочие места
сырья, материалов, заготовок, инструмента;
вывоз готовой продукции, отходов производства;
контроль исправности оборудования; подачу
энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию
контроля качества.
Различают:
- межцеховое
оперативное планирование - обеспечивающее
скоординированную
- внутрицеховое
оперативное планирование - осуществляющее
распределение работ по
4.2.4. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложить следующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта.
Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в банке. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор.
В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей: чистая текущая стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности); период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат); норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от продажи равен издержкам производства).
4.3. Мотивация и оплата труда
4.3.1. Мотивация трудовой
Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.
Главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.
Система мотивации
на уровне предприятия должна гарантировать:
- занятость всех работников трудом;
- предоставление равных возможностей
для профессионального и служебного роста;
- согласованность уровня оплаты с результатами
труда;
- создание условий безопасности труда;
- поддержание в коллективе благоприятного
психологического климата и др.
Методы мотивации
можно классифицировать на:
1) экономические (прямые) - повременная
и сдельная оплата труда; премии за качественные
и количественные показатели труда; участие
в доходах предприятия; оплата обучения
и др.;
2) экономические (непрямые) - предоставление
льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания,
питания на предприятии;
3) неденежные - повышение привлекательности
труда, продвижение по службе, участие
в принятии решений на более высоком уровне,
повышение квалификации, гибкие рабочие
графики выхода на работу и др.
Основными формами мотивации работников предприятия являются:
1. Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.
2. Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой; увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе; более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.
3. Мероприятия,
повышающие привлекательность
4. Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.
5. Моральное поощрение работников.
6. Повышение
квалификации и продвижение
4.3.2. Современная политика оплаты труда
Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Размер оплаты труда зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.
Расходы на оплату труда состоят из:
1) основной заработной
платы - вознаграждения за выполненную
работу в соответствии с
2) дополнительной заработной платы - вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. В нее входят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций;
3) других поощрительных и компенсационных выплат в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства либо которые проводятся сверх установленных указанными актами норм.
В основу организации
оплаты труда положены следующие основные
принципы:
- осуществление оплаты труда в зависимости
от количества и качества труда;
- дифференциация заработной платы в зависимости
от квалификации работника, условий труда
и отраслевой принадлежности предприятия;
- систематическое повышение реальной
заработной платы, т.е. превышение темпов
роста номинальной заработной платы над
инфляцией;
- превышение темпов роста производительности
труда над темпами роста средней заработной
платы;
- предоставление предприятиям максимальной
самостоятельности в вопросах организации
и оплаты труда.
Оплата труда обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы (воспроизводительная функция) и мотивирует работников для эффективных действий на своем рабочем месте (стимулирующая функция).
Организация оплаты труда на предприятии состоит из следующих элементов: формирование фонда оплаты труда; нормирование труда; установление тарифной системы; выбор форм и систем оплаты труда.