Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:24, курс лекций

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Содержание

Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики
1.1. Общая характеристика предприятия
1.2. Управление и структура предприятия
1.3. Внешняя среда предприятия
Раздел II. Ресурсы предприятия
2.1. Персонал предприятия
2.2. Производственные фонды
2.3. Нематериальные ресурсы и активы
2.4. Финансовые ресурсы предприятия
Раздел III. Организация деятельности предприятия
3.1. Производственный процесс и его организация
3.2. Инфраструктура предприятия
3.3. Инновационные процессы на предприятии
3.4. Коммерческая деятельность предприятия
Раздел IV. Планирование и мотивация деятельности
4.1. Государственное экономическое регулирование
4.2. Планирование деятельности предприятия
4.3. Мотивация и оплата труда
4.4. Основы технического нормирования на предприятии
Раздел V. Результаты и эффективность деятельности предприятия
5.1. Продукция предприятия, ее качество
5.2. Себестоимость продукции
5.3. Финансовые результаты
5.4. Интегральная эффективность предприятия

Вложенные файлы: 1 файл

яркина уч.пособ.doc

— 506.00 Кб (Скачать файл)

Фотография рабочего времени проводится в три этапа. На первом этапе проводится предварительное изучения работы, выбор объекта наблюдения. Объект выбирается в зависимости от цели наблюдения. Если надо получить устойчивые показатели образцовой работы, то выбирается лучший рабочий, а если необходимо изучить причины невыполнения норм, то отстающие рабочие. 

Второй этап включает непосредственное наблюдение и изучение всех затрат времени с точность до одной минуты. Результаты фиксируются в специальных наблюдательных листах. При этом виды работ и перерывы по мере их регистрации вносятся в графу "Наименование затрат времени", а момент их окончания - в графу "Текущее время". 

На третьем этапе на основании данных наблюдательного листа составляются таблица одноименных затрат и фактический баланс рабочего времени. В заключение проводится анализ результатов проведенных наблюдений, устанавливаются нерациональные затраты и прямые потери рабочего времени, которые исключаются при составлении проектируемого баланса, а также определяется коэффициент возможного повышения производительности труда за счет устранения потерь и нерациональных затрат рабочего времени. 

5. Результаты и эффективность  деятельности предприятия

5.1. Продукция предприятия, ее качество

5.1.1. Общая характеристика продукции

Результат труда чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции). 

Готовая продукция - это изделия промышленного предприятия, которые завершены производством, соответствуют государственным стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество и предназначены для реализации на сторону.   

Полуфабрикаты - это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.   

Незавершенное производство - это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции.

Продукты труда распадаются на средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары). 

Планирование и учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (производство труб - в т и м, тканей - м и кв.м). 

Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента. 

Номенклатура - это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент - характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.

Объем продукции в стоимостном выражении определяется показателями:  
- товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера);  
- валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы;  
- чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений;  
- реализованная продукция - это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной покупателем в отчетном периоде. 

5.1.2. Производственная программа  предприятия

Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении на определенный период (год, квартал, месяц).

Производственная программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности. 

Предприятия промышленности формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей. 

Производственная программа состоит из трех разделов:  
- план производства продукции в натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей;  
- план производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;  
- план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги. 

Исходными данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия. 

5.1.3. Качество продукции и его оценка

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.   

Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

В различных отраслях промышленности для характеристики качества используются различные показатели. Например, в пищевой промышленности:  
- физико-химические показатели - характеризуют состав пищевых продуктов;  
- органолептические показатели - это внешний вид, цвет, вкус, запах;  
- эстетические показатели - характеризуют художественное оформление пищевой продукции (упаковки);  
- технологические показатели - удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов и т.д.;  
- патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом. К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты, территориального распространения;  
- показатели сохраняемости - определяют способность различных видов пищевой продукции сохранять потребительские свойства в течение сроков, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией;  
- показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обуславливающие ее безопасность для здоровья человека при ее использовании, хранении или транспортировке. 

В машиностроении применяются следующие показатели для оценки качества продукции:  
1) показатели назначения продукции, которые подразделяются на:  
 а) классификационные (грузоподъемность, скороходность, производительность, мощность);  
 б) конструктивные (удобство управления, размещения, обзора);  
 в) эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы); 

2) показатели  надежности (безотказность, ремонтнопригодность, сохраняемость и долговечность)

3) технологичность  конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их соединения, материалоемкость изделия и др.); 

4) показатели стандартизации и унификации (коэффициент нового уникального конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации); 

5) эргономические  показатели, которые можно разделить на:  
 а) гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность);  
 б) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и др.);  
 в) физиологические и психофизиологические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); 

6) эстетические  показатели включают гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность  внешнего вида, соответствие окружающей  среде, соответствие стилю и др.; 

7) патентно-правовые  показатели характеризуют патентную  чистоту продукции, ее конкурентноспособность  на мировом рынке; 

8) показатели  экономичности изделия определяют  размеры затрат, необходимых для  проведения мероприятий, повышающих  его качество. 

Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:  
- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;  
- коэффициент обновления ассортимента продукции;  
- доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;  
- доля производственного брака;  
- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др. 

5.1.4. Методы обеспечения качества

Основными элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества. 

Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.

Стандартизация охватывает установление:  
- единиц измерений, терминов и обозначений;  
- требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;  
- единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;  
- требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;  
- единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п. 

Основой стандартизацией являются стандарты и технические условия. 

Стандартом называется нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.

В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения нормативно-технические документы подразделяются на: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических и инженерных товариществ, стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты. 

Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).   

Сертификация - это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном международным - ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача соответствующего документа (сертификата).

Сертификация - важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности, пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты. 

Государственный надзор за качеством осуществляет Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальные органы - центры стандартизации, метрологии и сертификации. 

Внутрипроизводственный технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его. 

Основными задачами управления качеством продукции на предприятии на современном этапе являются:  
- систематическое приведение уровня качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное воздействие на развитие потребностей;  
- обеспечение конкурентноспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;  
- определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых видов продукции;  
- определение состава целевых программ качества и др. 

5.2. Себестоимость продукции

5.2.1. Общая характеристика себестоимости

Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы. 

В себестоимость продукции включают следующие затраты:  
- на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы;  
- исследование рынка;  
- непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;  
- на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции;  
- на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, хранение и др.);  
- набор и подготовку кадров;  
- другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции. 

Информация о работе Экономика предприятия