Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения вопросов обеспечения экономической безопасности (ЭБ) предприятий обусловлена наличием серьезных угроз: усиление конкурентной борьбы, нестабильность экономических процессов, катастрофическое состояние производственного оборудования, применение морально устаревших и энергоемких технологий, низкий уровень исполнения договорных обязательств субъектов хозяйственной деятельности и т.п. ЭБ обеспечивается множеством инструментов, среди которых первостепенное значение имеет стратегический маркетинг, в силу своей специфики определяющий перспективный путь развития предприятия на основе анализа внутренних возможностей и внешних опасностей.

Содержание

Введение
1. Критерии и показатели ЭБ ХС
1.1 Оценка уровня ЭБ предприятия
1.2 Проблемы измерения. Оценки и анализа ЭБ
2. Виды угроз ЭБ
3. Основные направления обеспечения ЭБ ХС
3.1 Структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия
4. Процессы и механизм обеспечения ЭБ
4.1 Организация мониторинга угроз ЭБ на предприятии
4.2 Разработка системы обеспечения Эб предприятия
5. Организация работы службы безопасности
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 92.52 Кб (Скачать файл)

Предложенное понимание экономической  безопасности предприятия позволяет  утверждать, что оно находится  в экономической безопасности, если его экономические интересы гармонизированы  с интересами субъектов внешней  среды — потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, государства  и общества в целом. Гармонизация интересов предприятия, с интересами взаимодействующих с ним субъектов  внешней среды достигается согласованием  интересов, которое, в зависимости  от статуса субъекта внешней среды, может выступать в различных  формах.

Взаимодействие предприятия с  субъектами внешней среды осуществляется посредством реализации во внешнем  окружении функциональных видов  деятельности. Среди субъектов внешней  среды следует выделить, прежде всего, государство, которое оказывает  наиболее значительное влияние на деятельность предприятия, регулируя практически  все аспекты его деятельности в разных формах. Каждое предприятие  обязательно взаимодействует с  потребителями своей продукции, а также с поставщиками необходимых  ресурсов. Состав субъектов инфраструктуры рынка во многом определяется видом  деятельности предприятия, его организационно-правовой формой. Среди субъектов инфраструктуры рынка выделяются общие и специальные  субъекты. Из общих субъектов ключевую роль играют, например, банки. Для акционерных  обществ важное значение имеют фондовая биржа и субъекты внебиржевой  торговой системы, финансовые посредники (торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании). При этом следует отметить, что  взаимодействие предприятия с субъектами внешней среды осуществляется в  рыночной среде, одним из параметров состояния которой является присутствие  общеэкономических рисков, связанных  со стадией развития экономики страны в целом (подъем или кризис), с  развитием инфляционных процессов, движением ставки банковского процента, с паритетом валют. Как известно, снять или снизить общеэкономические  риски в деятельности предприятия  с помощью известных способов (диверсификация деятельности, передача рисков и т.п.) невозможно.

Взаимодействие предприятия с  субъектами внешней среды может  быть прямым и опосредованным. Под  прямым взаимодействием понимаются непосредственные контакты предприятия  с субъектами внешней среды, осуществляемые временно или постоянно, на документальной или информационной основе, результаты которых оказывают непосредственное влияние на прибыль предприятия. Опосредованное взаимодействие не предполагает непосредственных контактов предприятия  с субъектами внешней среды, деятельность которых, не оказывая прямого влияния на оперативную деятельность предприятия, определяет стратегически важные решения, принимаемые его менеджментом. Опосредованное взаимодействие, не предполагая непосредственных контактов предприятия с субъектами внешней среды, оказывает, тем не менее, влияние на результаты деятельности предприятия, в частности, на его прибыль. Самая важная роль здесь отводится конкурентам предприятия. Значение опосредованного взаимодействия предприятия с субъектами внешней среды резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений, которые составляют среду менеджмента.

Из приведенного понимания экономической  безопасности предприятия, как меры гармонизации интересов предприятия  с интересами связанных с ним  субъектов внешней среды, следует, что в исследовании нуждаются  содержание базового понятия экономической  безопасности — понятия "интересы предприятия", а также органично  связанного с ним критерия соблюдения интересов предприятия. Исходя из значения слова "интерес", определяемого  как польза, выгода, прибыль, представляется возможным рассматривать интересы предприятия как его взаимодействие с субъектами внешней среды, осуществляемое постоянно или в течение определенного  промежутка времени, принудительно  или по выбору предприятия, результаты которого обеспечивают получение прибыли.

Интересы предприятия неотъемлемы  от их субъектов, поскольку интересы предприятия — это персонифицированная  категория. Интересов вообще не существует. В связи с этим необходимо выделить субъекты интересов предприятия. Персонификация субъектов интересов предприятия  обусловлена рядом факторов и  в первую очередь такими, как форма  собственности на средства производства и, соответственно, организационно-правовая форма деятельности предприятия, и  самим видом интересов. В соответствии с названными факторами иерархия субъектов интересов предприятия  может быть представлена следующим  образом: собственник средств производства, руководство предприятия, команда управления предприятием, персонал предприятия. В предложенной иерархии субъектов интересов предприятия доминирующие позиции принадлежат собственнику средств производства и руководству предприятия. Такая иерархия субъектов интересов предприятия справедлива для тех случаев, когда собственник средств производства или руководство предприятия осуществляют контроль над деятельностью предприятия, т. е. одновременно являются контролирующими субъектами. Контроль над предприятием рассматривается как форма реализации экономической власти на господство конкретного лица или группы лиц и основывается на использовании таких экономических категорий, как собственность, власть и право распоряжения доходами предприятия.

Субъект контроля формирует систему  интересов предприятия и, следовательно, оказывает главенствующее влияние  на его экономическую безопасность. Реальный контроль над деятельностью  предприятия может осуществляться сторонними структурами, например, кредиторами. Присутствие такого субъекта контроля над деятельностью предприятия  можно определить по результатам  анализа его финансового состояния  с помощью показателей удельного  веса долго- и краткосрочных кредитов в структуре капитала и оценки структуры кредиторов предприятия. Использование заемных средств  в большом объеме может привести к тому, что реально деятельность предприятия в течение определенного  периода контролируют собственники заемных средств. Кроме того, реальная политика предприятия может формироваться  и реализовываться вне сферы  управления им, например, через различного рода консультативные и совещательные  органы.

Само по себе наличие контролирующего  субъекта нельзя считать положительным  или отрицательным фактором для  деятельности предприятия.

Важным является совпадение или  несовпадение интересов контролирующего  субъекта и предприятия. Если их интересы совпадают, если контролирующий субъект  имеет в структуре капитала предприятия  значительные по объему инвестиции, например, в форме кредитов, если контролирующий субъект заинтересован в устойчивом и динамичном развитии предприятия, то тогда наличие контролирующего  субъекта нельзя считать отрицательным  фактором в развитии предприятия.

В настоящее  время в связи с криминализацией  бизнеса, а также значительным уровнем  коррупции в органах государственной  власти и правоохранительных органах, во всех отраслях бизнеса, так или  иначе, рассматриваются и решаются вопросы обеспечения экономической  безопасности.

Постоянное  усиление факторов, угрожающих экономической  безопасности предприятия и обусловливающих  его депрессивное развитие, ставит вопрос о создании системы мониторинга  состояния и динамики развития предприятия, с целью заблаговременного предупреждения грозящей опасности и принятия, необходимых  мер защиты и противодействия.

Основные  цели должны быть следующими:

- оценка состояния и динамики развития производства предприятия;

- выявление деструктивных тенденций и процессов развития потенциала этого производства;

- определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия угрожающих факторов на потенциал производства;

- прогнозирование последствий действия угрожающих факторов, как на потенциал производства, так и на сферы деятельности, обеспечиваемые продукцией и услугами этого потенциала;

- системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тен- денций ее развития, разработка целевых мероприятий по парированию угроз предприятию.

Мониторинг  должен являться результатом взаимодействия всех заинтересованных служб предприятия. При осуществлении мониторинга  должен действовать принцип непрерывности  наблюдения за состоянием объекта мониторинга  с учетом фактического состояния  и тенденций развития его потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов.

Для проведения мониторинга  необходимо соответствующее методическое, организационное, информационное, техническое  обеспечение. Содержание и последовательность осуществления мониторинга представлены в табл.5.

Изложенный  методический подход и инструментарий анализа и диагностики состояния  предприятия позволяют с достаточной  полнотой исследовать комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия, осмысленно и целенаправленно  организовать и выполнить необходимый  мониторинг, системно анализировать  динамично меняющуюся социально-экономическую  ситуацию, проводить технико-экономическое  обоснование принимаемых управленческих решений.

В настоящее  время значительное внимание уделяется  такому направлению в сфере обеспечения  экономической безопасности, как  конкурентная разведка (или деловая  разведка, бизнес-разведка), которая  занимается сбором и обработкой информации из открытых источников, причем с абсолютно  легальных позиций.

Один  из специалистов в этой области, Н.И. Баяндин определяет конкурентную разведку следующим образом: «Конкурентной разведкой называется деятельность негосударственной организации по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах ее существованию и интересам при условии соблюдения существующих правовых норм».

К основным задачам конкурентной разведки, осуществляемой в интересах обеспечения экономической  безопасности предприятия можно  отнести:

- маркетинговые исследования;

- оценку потенциальных клиентов и партнеров;

- поиск рыночных ниш;

- изучение конкурентов;

- подбор кадров;

- систематизация имеющихся информационных ресурсов и поиск новых.

Теоретически  конкурентная разведка осуществляется на основе открытых материалов (в отличие  от промышленного шпионажа, который  подразумевает проникновение в  конфиденциальную информацию). По оценкам  многих специалистов по разведке, не менее 80-90% используемой информации поступает  именно из открытых источников, поэтому  в целях обеспечения экономической  безопасности необходимо контролировать, какая информация о хозяйствующем  субъекте попала в открытые источники.

С другой стороны, именно через СМИ организуется подача той информации, которую топ-менеджерам или ключевым собственникам необходимо довести до заинтересованных пользователей  для того, чтобы потом получить запланированный эффект (например, выкуп акций у миноритарных акционеров). В ряде случаев представленная информация может быть и ложной.

В целях  обеспечения экономической безопасности предприятия (организации) достаточно часто используется применение методик  оценки финансового состояния для  оценки контрагентов. Причем оценка может  быть произведена как по информации, полученной из официальных источников или от самого контрагента(например, финансовая отчетность), так и по информации, полученной в порядке  ведения деловой разведки. Для  этого возможно применение специальных  программных продуктов.

Торгово-промышленная палата РБ (ТПП) ведет активную работу в области обеспечения экономической  безопасности, организуя и возглавляя эти процессы в ТПП субъектов  федерации, региональных ТПП. Одним  из важнейших направлений деятельности Департамента экономической безопасности ТПП РБ является создание и ведение реестра надежных партнеров и создание национального кредитного бюро, из базы данных которого можно за разумную плату получить информацию о потенциальном партнере.

Это дает возможность небольшим фирмам, которым  не под силу создавать службу безопасности, своими силами, легально получать необходимую  информацию, что должно способствовать укреплению экономической безопасности.

Некоторые специалисты считают, что в качестве негосударственных субъектов обеспечения  экономической безопасности следует  рассматривать и профсоюзы, которые  призваны последовательно проводить  в жизнь политику защиты экономических  интересов работников, работающих по найму, вести борьбу с безработицей, добиваться полной занятости и улучшения  условий труда. Во всем мире значительна  роль профсоюзов в осуществлении  института социального партнерства, причем обоснованная и эффективная  политика профсоюзов по реализации принципов  социального партнерства позволяет  обеспечить участие членов трудового  коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных  условий работы, оплаты труда, установления контроля за соблюдением оплаты труда.

Таким образом, можно отметить, что в настоящее  время сформировался рынок услуг  в области обеспечения экономической  безопасности, причем на этом рынке  представлены как коммерческие структуры, так и некоммерческие организации. Предприятия и организации субъект  имеют возможность осуществить  выбор того субъекта, которому они  могут доверить свою экономическую  безопасность или в соответствии с законодательством образовать собственную службу.

 

3.1 Структура функциональных составляющих  экономической безопасности предприятия

Экономическая безопасность предприятия  – это наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического потенциалов и организационной  структуры предприятия его стратегическим целям и задачам. Исходя из данного  определения, следует выделить основные функциональные блоки системы экономической  безопасности торгового предприятия, обеспечивающие максимальное соответствие менеджмента предприятия и его  ресурсного потенциала:

Информация о работе Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта