Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:59, курсовая работа
Актуальность изучения вопросов обеспечения экономической безопасности (ЭБ) предприятий обусловлена наличием серьезных угроз: усиление конкурентной борьбы, нестабильность экономических процессов, катастрофическое состояние производственного оборудования, применение морально устаревших и энергоемких технологий, низкий уровень исполнения договорных обязательств субъектов хозяйственной деятельности и т.п. ЭБ обеспечивается множеством инструментов, среди которых первостепенное значение имеет стратегический маркетинг, в силу своей специфики определяющий перспективный путь развития предприятия на основе анализа внутренних возможностей и внешних опасностей.
Введение
1. Критерии и показатели ЭБ ХС
1.1 Оценка уровня ЭБ предприятия
1.2 Проблемы измерения. Оценки и анализа ЭБ
2. Виды угроз ЭБ
3. Основные направления обеспечения ЭБ ХС
3.1 Структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия
4. Процессы и механизм обеспечения ЭБ
4.1 Организация мониторинга угроз ЭБ на предприятии
4.2 Разработка системы обеспечения Эб предприятия
5. Организация работы службы безопасности
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Вместе с тем анализ содержания специальной литературы по рассматриваемой проблематике дает основание сделать вывод о том, что до настоящего времени не сложилась единая точка зрения по вопросам комплексного, системного подхода к обеспечению ЭБ хозяйствующего субъекта экономики, механизма ее оценки и мониторинга в постоянно меняющихся рыночных условиях среды. Также нет привязки обеспечения ЭБ к современным методам управления в рыночных условиях. Отсюда вытекает необходимость поиска наиболее действенных методов и приемов, позволяющих самостоятельно успешно управлять предприятиями в сложных постоянно меняющихся условиях окружающей среды. С одной стороны, необходимо не только поддерживать стабильное функционирование предприятия, но и стремиться к перспективному развитию его деятельности, с другой стороны, рынок постоянно меняется и предлагает (навязывает) все новые условия, игнорирование которых может привести не только к провалу перспективных начинаний, но и поставить под удар стабильность существующего положения предприятия. В данном аспекте хорошо подходит по своей сути инструмент маркетинга, основу которого и составляет достижение целей предприятия во взаимосвязи с рыночными условиями. Неоправданно упрощенное применение маркетинга в нашей стране, не умоляет его истинных возможностей, как системы рыночного сознания и системы действия, позволяющие посредством ориентации на рынок добиться и социально-экономического успеха, и стабильного существования отдельно взятого хозяйствующего субъекта а, следовательно, всей экономической системы общества.
В этом направлении и рассматривается разделение маркетинга на стратегический и операционный. В настоящее время руководители предприятий зачастую ограничиваются лишь второй составляющей маркетинга, что и приводит к дестабилизации деятельности предприятия, созданию опасного состояния, выход из которого весьма проблематичен. Поэтому в современных условиях целесообразно использовать комплексный маркетинг, позволяющий не только успешно функционировать в постоянно меняющихся условиях рынка, но и вовремя принимать оперативные корректирующие меры, с целью недопущения опасной ситуации для предприятия, либо меры для снижения последствий возможного риска, связанного с этой ситуацией.
Итак, я рассмотрела ЭБ, как показатель состояния и возможностей предприятия, во взаимосвязи с таким рыночным инструментом, как стратегический маркетинг. Выбор данного инструмента обуславливается его спецификой, включающей в себя не только систему действий, но и систему мышления. Ориентация на рынок с учетом всех его возможностей и опасностей позволит выработать программу развития с наименьшим риском, либо подготовиться к нему, что существенно снизит последствия его реализации.
Список использованных источников
1. Басовский Л. Е. Экономика. - М.: Инфра-М, 2002.
2. Владимиров А. Н. Лучшие рефераты по экономике. - Феникс, 2001.
3. Мамедов О. П. Современная экономика. - Март, 2002.
4. Пелих А. С. Экономика предприятия. - Март, 2002.
5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфо-М, 2002.
Приложение
Таблица 1. Функциональные составляющие экономической безопасности фирмы (ЭБФ)
Наименование составляющей ЭБФ |
Условия ЭБФ |
Пути обеспечения ЭБФ |
Финансовая |
Рациональное использование |
Достигается путем: а) формирования стратегии
производственной, кадровой, управленческой,
кредитной и др. политики предприятия;
в) практической реализации направлений
разработанной стратегии; с) постоянного
анализа эффективности |
Технико-технологическая |
Соответствие применяемых на предприятии
технологий мировым стандартам, их
конкурентоспособность и |
1.
Изучение состояния технико- 2. Составление инструкций
обеспечения технико- З. Разработка плана по обеспечению
технико-технологической |
Политико-правовая |
Соблюдение юридических |
Создание и разработка методики анализа ущерба и исследования возможных угроз негативных факторов. Рассмотрение отдельных конкретных ситуаций, создающих проблемы, и разработка путей их разрешения на основе конкретного прецедента. Консультации специалистов, не работающих в данной фирме. |
Информация |
Информационно-аналитическое |
Сбор информации (гласные контакты
с источниками официальной |
Экологическая |
Оптимизация затрат для соблюдения норм экологических стандартов по технологиям и выпускаемой продукции, минимизация затрат на штрафы за нарушение норм экологического законодательства. |
См. выше |
Силовая |
Гарантии физической неприкосновенности,
сохранности имущества |
См. выше |
Таблица 2. Динамика изменения финансовых показателей безубыточности за три прошедших года
№ п/п |
Показатели |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
1 |
Чистый объем продаж, руб. |
132329651 |
165526268 |
527913649 |
2 |
Суммарные переменные издержки, руб. |
13896758 |
14462292 |
14696706 |
3 |
Вклад на покрытие, руб. |
118432893 |
151063976 |
513216943 |
4 |
Коэффициент вклада на покрытие, % |
89,5 |
91,26 |
97,22 |
5 |
Балансовая прибыль, руб. |
274865 |
310543 |
256445 |
6 |
Точка безубыточности, руб. |
126358897 |
150783009 |
511904258 |
7 |
Запас финансовой прочности, руб. |
5970754 |
14743259 |
16009391 |
8 |
Запас финансовой прочности, % |
5 |
9 |
3 |
9 |
Операционный рычаг, руб. |
430,9 |
486,5 |
2001,3 |
Таблица 3. Динамика изменения показателей ликвидности на начало и конец 2006 года
№ п/п |
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Изменение |
1 |
Текущие активы |
45554 |
78568 |
33014 |
1.1 |
Запасы |
2342 |
4321 |
1979 |
1.2 |
Денежные средства |
2325 |
3645 |
1320 |
1.3 |
Дебиторская задолженность |
36812 |
62755 |
25943 |
1.4 |
НДС по приобретенным ценностям |
3759 |
6664 |
2905 |
2 |
Текущие пассивы |
44492 |
76699 |
32207 |
2.1 |
Краткосрочные займы и кредиты |
0 |
0 |
0 |
2.2 |
Кредиторская задолженность |
43481 |
71825 |
28344 |
3 |
Показатели ликвидности |
|||
3.1 |
Чистый оборотный капитал (ЧОК) в тыс.руб. |
1062 |
1869 |
807 |
3.2 |
Доля чистого оборотного капитала в текущих активах, % |
2,33 |
2,38 |
0,05 |
3.3 |
Общий показатель ликвидности |
1,02 |
1,01 |
-0,01 |
3.4 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,94 |
0,94 |
0 |
3.5 |
Коэффициент критической ликвидности |
0,89 |
0,88 |
-0,01 |
3.6 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,05 |
0,05 |
0 |
3.7 |
Доля денежных средств и краткосрочных ценных бумаг в оборотном капитале, % |
5,10 |
4,64 |
-0,46 |
Таблица 4. Показатели финансовой устойчивости предприятия
№ п/п |
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Изменение |
1 |
Коэффициент соотношения заемного и общего капитала |
0,97 |
0,98 |
0,01 |
2 |
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала |
31,10 |
49,97 |
17,87 |
3 |
Коэффициент маневренности собственных источников |
0,77 |
0,82 |
0,05 |
4 |
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственным оборотным капиталом |
0,46 |
0,30 |
-0,16 |
5 |
Доля основного капитала в собственном |
0,23 |
0,17 |
-0,06 |
Таблица 5. Содержание и последовательность осуществления мониторинга»
Этап |
Содержание этапа мониторинга |
1 |
Идентификация предприятия (хозяйствующего субъекта) - объекта мониторинга. |
2 |
Формирование системы технико- |
3 |
Сбор и подготовка информации, характеризующей состояние объекта мониторинга. |
4 |
Выявление (определение) факторов, характеризующих
перспективные направления |
5 |
Моделирование и формирование сценариев или стратегий развития предприятия. |
6 |
Расчет технико-экономических |
7 |
Проведение анализа |
8 |
Разработка предложений по предупреждению
и нейтрализации угроз |
Таблица 6. Содержание и последовательность осуществления мониторинга
Этап |
Содержание этапа мониторинга |
1 |
Идентификация предприятия (хозяйствующего субъекта) и объекта мониторинга |
2 |
Формирование системы технико- |
3 |
Сбор и подготовка информации, характеризующей состояние объекта мониторинга |
4 |
Выявление (определение) факторов, характеризующих
перспективные направления |
5 |
Моделирование и формирование сценариев или стратегий развития предприятия |
6 |
Расчет технико-экономических |
7 |
Проведение анализа |
8 |
Разработка предложений по предупреждению
и нейтрализации угроз |
Таблица 7. Мероприятия по обеспечению экономической безопасности предприятий (фирм) и результаты их проведения
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Результаты реализации мероприятий |
1. |
Изучение и анализ законов РБ и регионов, подзаконных актов, инструкций и положений, аналитическая обработка информации. |
Выявление нестыковок и противоречий
в законодательных актах и
нормативно-инструктивных |
2. |
Сбор, обработка и анализ сведений о заинтересованных в работе фирмы экономических, общественных и политических организациях. |
Выработка рекомендаций по достижению компромиссных решений по устранению препятствий для развития бизнеса. |
3. |
Изучение и анализ информации о потенциальных и действующих партнерах, методах их поведения на рынке. |
Установление связей партнеров с организованной преступностью, коррумпированными чиновниками. Выявление уровня профессионализации партнеров, психологии их поведения, принятие мер по нормализации отношении либо по отсечению недобросовестных партнеров. |
4. |
Сбор и анализ информации о криминальных структурах, выявление агентов этих структур внутри предприятия, их целях в отношении фирмы и методах их работы. |
Выработка механизмов и принятие контрмер против ОПГ, в том числе силовых с возможным привлечением силовых структур для противодействия криминалу. |
5. |
Изучение и анализ информации о недобросовестных конкурентах и методах их деятельности на рынке и внутри предприятия (фирмы). |
Разработка и реализация механизмов противодействия деятельности недобросовестных конкурентов фирмы, а также коррумпированных чиновников, предотвращения внеплановых налоговых проверок, мошеннических действий, попыток использования спецслужб. |
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта