Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также разработка предложений по его ускорению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в рыночной экономике Республики Беларусь.
рассмотреть основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработать предложения по его ускорению.
Введение…….………………………………………….…………….………....4
Теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в Республики Беларусь………………………………
Сущность предпринимательства……………………………….
Виды, субъекты и формы предпринимательства……………..
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………
Анализ структуры и специфики развития предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………..
Анализ функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………
Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….
Основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и предложения по его ускорению…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………
Министерство экономики Беларуси рассчитывает, что к концу 2015 года доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит одну треть в общем объеме.
Удельный вес субъектов малого предпринимательства в общем объеме ВВП в 2010 году составил 12,3%, что на 0,9% выше по сравнению с 2009 годом.
В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц (рисунок 2.6). По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента. [32]
Рисунок 2.6. Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц, единиц.
Формирование и реализация государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства в Республике Беларусь осуществляется Департаментом по предпринимательству Министерства экономики. Его основными функциями являются:
На региональном уровне вопросы
поддержки и развития предпринимательства
находятся в ведении
В целях оказания комплексной
государственной поддержки
Вопросы поддержки и развития предпринимательства входят также в сферу деятельности многочисленных предпринимательских союзов и ассоциаций, ведущими среди которых являются: Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский союз предпринимателей, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей. [24, с.6].
В республике предпринимателям гарантируется:
Целями Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы являются обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, широкое использование потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства в сферах производства и оказания услуг, развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельской местности, активизация инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства.[8 с.2]
В Государственной программе предусматривается решение следующих задач[8 с.3]:
Государственную финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства оказывает Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Государственная финансовая поддержка оказывается путем предоставления:
Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов, в целях приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и т.д. [32]
Государственная финансовая поддержка предоставляется:
В целях оказания содействия
развитию малого и среднего предпринимательства
в организации и осуществлении
предпринимательской
Деятельность субъектов
инфраструктуры регламентируется Законом
Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О
поддержке малого и среднего предпринимательстве”,
указом Президента Республики Беларусь
от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах
государственной поддержки
На 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров поддержки предпринимательства (далее – центры) и 15 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубатор).
Доля субъектов инфраструктуры (26 центров и 1 инкубатор), действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению с 2010 годом (12 центров или 22,6 %) и составила 29,6% от общего количества центров.
Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 75 % являются организациями частной формы собственности, 16 % – коммунальной, 9 % - республиканской.
Осуществляют деятельность свыше 10 лет 20% от числа действующих субъектов инфраструктуры, свыше 5 лет – 14%, 3-5 лет - 11 %, 1-3 лет – 20%, до 1 года – 35%.[32]
Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.
Для реализации задач, предусмотренных законодательством, действующие в республике центры имеют кадровый потенциал и помещения, необходимое компьютерное и офисное оборудование.
В 2011 году центрами реализованы
мероприятия и проекты, направленные
на стимулирование развития малого предпринимательства,
продвижение производимых субъектами
малого предпринимательства товаров
(работ, услуг), организацию кооперации
между крупными промышленными и
малыми, средними предприятиями, а также
на развитие предпринимательства и
активизацию ремесленной
Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.
На 1 января 2012 г. во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске действовало 15 инкубаторов: в Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской – 2, Минской – 3, г.Минске – 7. [32]
Специалисты инкубаторов
обеспечивают возможность предоставления
арендаторам коллективного
Государственная финансовая
поддержка субъектам
Следует отметить, что средства,
направленные на поддержку данным субъектам
возвращаются в бюджет страны в форме
налоговых отчислений от деятельности
центров, инкубаторов, а также субъектов
малого предпринимательства –
В 2011 году центрами уплачено налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет на сумму 4,7 млрд. рублей (в 2010 году – 2,5 млрд. рублей), инкубаторами – 1,98 млрд. рублей (1,4 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) – 27,8 млрд. рублей (22,0 млрд. рублей). [32]
В республике ежегодно проводиться республиканский конкурс «Лепшы прадпрымальнiк года», который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулирование деловой активности населения для решения задач социально-экономического развития страны.
В целях дальнейшего развития
системы информационного
Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства: