Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также разработка предложений по его ускорению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в рыночной экономике Республики Беларусь.
рассмотреть основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработать предложения по его ускорению.
Введение…….………………………………………….…………….………....4
Теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в Республики Беларусь………………………………
Сущность предпринимательства……………………………….
Виды, субъекты и формы предпринимательства……………..
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………
Анализ структуры и специфики развития предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………..
Анализ функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………
Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….
Основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и предложения по его ускорению…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………
Развитие малого и среднего бизнеса и повышение его роли в развитии национального производства является одним из важнейших направлений реформирования экономики в трансформационных странах. Не является исключением в этом плане и Республика Беларусь. Сегодня общепринятым стало понимание необходимости развития малого бизнеса не только как средства “увеличения занятости” и “пополнения госбюджета”, но и как способа создания конкурентной рыночной среды, формирования новых знаний и новых технологий.
Как уже отмечалось выше, основная часть малых предприятий сосредоточена в городе Минске – 37,1% и Минской области – 16,4%,а также в областных центрах и крупных городах. Крайне слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности. Вместе с тем именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т.п. [25]
На неблагоприятный бизнес-
В Указ Президента Республики
Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых
мерах по регулированию
Эта мера предполагает, в соответствии с международной практикой, возможность нанимать работников только после создания юридического лица.
При этом государство должно создать определенные условия для безболезненного перехода индивидуального предпринимателя в юридические лица.
Министерство экономики РБ предлагает следующие меры:
Индивидуальные
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года, отмечая высокую роль деловых кругов в переходе страны на инновационный путь развития, также подчеркивает необходимость активизации частной инициативы и создания эффективной предпринимательской среды. При этом одним из принципов устойчивого развития определяется «повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества»[23].
Тут выделяется ряд факторов
препятствующих вышеуказанному развитию.
Прежде всего, сложившиеся условия
хозяйственной деятельности, начиная
с регистрации бизнеса и
Оценка качества экономических, правовых, административных институтов и механизмов страны осуществляется разными способами. Межстрановое сравнение разных абсолютных показателей, параметров, индикаторов и оценок осуществляется разными авторитетными организациями. Вкупе они формируют определенную картину каждого государства, разных параметров его делового климата и институтов устойчивого развития. Динамика страны в индексах и рейтингах позволяет оценить в международном контексте эффективность работы правительства по улучшению разных параметров делового климата и институтов устойчивого развития страны.
Белорусское правительство осознает необходимость создания благоприятного делового климата, улучшения имиджа и инвестиционной привлекательности нашей страны на международной арене. Тот факт, что Национальный банк и Совет Министров ставят задачу войти в Топ-30 стран с лучшим в мире бизнес климатом, в Топ-50 стран мира по уровню экономической свободы свидетельствует о принятии курса развития страны на создание устойчивых рыночных институтов, открытой конкурентной экономики при соблюдении международных норм и стандартов в сфере макроэкономической, финансовой и торговой политики.
Одним из основных международных индексов является Индекс легкости ведения бизнеса от Всемирного банка. По модифицированной методологии оценки Беларусь поднялась с 91 места в Индексе 2011 года на 69-ое в Индексе-2012. По старой методологии наша страна в 2011 году занимала 68-ое место. В докладе Doing Business-2011 (DB-2011) Индекс легкости ведения бизнеса оценивался по 9 параметрам, которые были разбиты на 33 фактора. В Индекс DB-2012 Всемирный банк добавил еще один параметр – подключение к энергосистеме. В результате оценка делового климата осуществлялась по 36 факторам (Таблица 2.3.1).[10]
Таблица 2.3.1. Деловой климат Беларуси и ее основных конкурентов, рейтинг легкости ведения бизнеса, доклад Doing Business 2012 г.
№ |
Показатель |
Беларусь |
Россия |
Казахстан |
Украина |
Польша |
Литва |
Сингапур |
Место в мире по индексу легкости ведения бизнеса (из 181 стран) |
69 |
120 |
47 |
152 |
62 |
27 |
1 | |
I. |
Открытие бизнеса (место) |
9 |
111 |
57 |
112 |
126 |
101 |
4 |
1. |
Число процедур |
5 |
9 |
6 |
9 |
6 |
6 |
3 |
2. |
Время регистрации (дней) |
5 |
30 |
19 |
24 |
32 |
22 |
3 |
3. |
Стоимость (% дохода на душу населения) |
1,3 |
2,0 |
0,8 |
4,4 |
17,3 |
2,8 |
0,7 |
4. |
Минимальный капитал (% дохода на душу населения) |
0,0 |
1,6 |
0,0 |
1,8 |
14,0 |
35,7 |
0,0 |
II. |
Получение разрешения на строительство (место) |
44 |
178 |
147 |
180 |
160 |
47 |
3 |
5. |
Число процедур |
13 |
51 |
32 |
21 |
30 |
15 |
11 |
6. |
Время получения (дней) |
140 |
483 |
189 |
375 |
301 |
142 |
26 |
7. |
Стоимость (% дохода на душу населения) |
41,0 |
183,8 |
93,2 |
1462,3 |
53,6 |
25,5 |
18,1 |
III. |
Подключение к элергосистеме |
175 |
183 |
86 |
169 |
64 |
81 |
5 |
8. |
Число процедур |
7 |
10 |
6 |
11 |
4 |
5 |
4 |
9. |
Время (дни) |
254 |
281 |
88 |
274 |
143 |
148 |
36 |
10. |
Стоимость (% дохода на душу населения) |
1383,8 |
1852,4 |
88,4 |
229,2 |
209,3 |
63,3 |
31,1 |
IV. |
Регистрация прав собственности (место) |
4 |
45 |
29 |
166 |
89 |
7 |
14 |
11. |
Число процедур |
2 |
5 |
4 |
10 |
6 |
3 |
3 |
12. |
Время (дней) |
10 |
43 |
40 |
117 |
152 |
3 |
5 |
13. |
Стоимость )% регистрируемого имущества) |
0,0 |
0,2 |
0,1 |
3,9 |
0,4 |
0,8 |
2,8 |
V. |
Получение кредита (место) |
98 |
98 |
78 |
24 |
8 |
48 |
8 |
14 |
Индекс защиты прав собственности (шкала от 0 до 10) |
3 |
3 |
4 |
9 |
9 |
5 |
10 |
15. |
Индекс глубины кредитной |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
6 |
4 |
16. |
Гос. регистр кредитной информации (% взрослых) |
49,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
15,0 |
0,0 |
17. |
Частный регистр кредитной информации (% взрослых) |
0,0 |
35,8 |
37,6 |
17,0 |
74,8 |
75,6 |
53,8 |
VI. |
Защита инвесторов (место) |
79 |
111 |
10 |
111 |
46 |
65 |
2 |
18. |
Индекс раскрытия информации, (шкала 0 -10) |
7 |
6 |
9 |
5 |
7 |
7 |
10 |
19. |
Индекс ответственности |
1 |
2 |
6 |
2 |
2 |
4 |
9 |
20. |
Индекс легкости защиты прав акционеров в суде, (шкала 0 – 10) |
8 |
6 |
9 |
7 |
9 |
6 |
9 |
21. |
Индекс степени защиты прав инвестора, (шкала 0 – 10) |
5,3 |
4,7 |
8,0 |
4,7 |
6,0 |
5,7 |
9,3 |
VII. |
Уплата налогов (место) |
156 |
105 |
13 |
181 |
128 |
62 |
4 |
22. |
Число платежей |
18 |
9 |
7 |
135 |
29 |
11 |
5 |
23. |
Время (часы) |
654 |
290 |
188 |
657 |
296 |
175 |
84 |
24. |
Общая налоговая нагрузка (% прибыли) |
62,8 |
46,9 |
43,0 |
57,3 |
43,6 |
43,9 |
27,1 |
VIII. |
Внешняя торговля (место) |
152 |
160 |
176 |
140 |
46 |
28 |
1 |
25. |
Число документов на экспорт |
9 |
8 |
9 |
6 |
5 |
6 |
4 |
26. |
Время на экспорт (дней) |
15 |
36 |
76 |
30 |
17 |
9 |
5 |
27. |
Издержки на экспорт ($ на контейнер) |
2210 |
1850 |
3130 |
1865 |
1050 |
870 |
456 |
28. |
Число документов на импорт |
19 |
10 |
12 |
8 |
5 |
6 |
4 |
29. |
Время на импорт (дней) |
30 |
36 |
62 |
33 |
16 |
9 |
4 |
30. |
Издержки на импорт ($ на контейнер) |
2615 |
1800 |
3290 |
2155 |
1000 |
980 |
439 |
IX. |
Исполнение контрактов (место) |
14 |
13 |
27 |
44 |
68 |
15 |
12 |
31. |
Продолжительность (дней) |
275 |
281 |
390 |
343 |
830 |
275 |
150 |
32. |
Издержки (% от требуемого долга) |
23,4 |
13,4 |
22,0 |
41,5 |
12,0 |
23,6 |
25,8 |
33. |
Число процедур |
29 |
36 |
36 |
30 |
37 |
30 |
21 |
X. |
Решение проблемы неплатежеспособности (место) |
82 |
60 |
54 |
156 |
87 |
40 |
2 |
34. |
Время (годы) |
5,8 |
2,0 |
1,5 |
2,9 |
3,0 |
1,5 |
0,8 |
35. |
Стоимость (% активов) |
22 |
9 |
15 |
42 |
15 |
7 |
1 |
36 |
Ставка возврата капитала (центов из доллара) |
33,5 |
41,5 |
42,7 |
8,9 |
31,5 |
50,9 |
91,3 |
Источник: Doing Business-2012, Всемирный банк, октябрь 2012г., www.doingbusiness.org
Из 183 стран мира лучший бизнес климат остался в Сингапуре, Гонконге и Новой Зеландии. Вслед за ними идут США, Дания, Норвегия и Британия.
В Докладе-2012 Всемирный банк отметил целый ряд действий по улучшению делового климата в нашей стране: упрощение процедуры передачи собственности, отмена нескольких налогов, включая оборотные налоги и налог с продаж, упрощение процедуры уплаты подоходно налога и НДС, сокращение числа платежей по налогам и введение электронной формы уплаты налогов. К тому же Беларуси «усилила права инвесторов, введя требования большей прозрачности корпоративной информации для совета директоров и населения».[10]
Сильные стороны делового климата Беларуси – это процедура регистрации собственности (4-ое место в мире), открытия бизнеса (9-ое место в мире) и принуждения к исполнению контрактов (14-ое место). Самыми слабыми остается система уплаты налогов. Несмотря на то, что Беларусь после 8 лет ушла с последнего места в мире, 156-ая позиция по легкости уплаты налогов немногим лучше. Будучи в тридцатке стран с самыми плохими налогами едва ли попадешь в Топ-30 по качеству делового климата.
Традиционно плохим остается
в нашей стране внешнеторговое законодательство.
Осуществление экспорта и импорта
очень дорого, оформление документов
отнимает много времени и людских
ресурсов. Хуже всего обстоят наши
дела по впервые введенному параметру
«подключение к энергосистеме». Авторы
Индекса установили, сколько времени
требуется для устойчивого
Важным показателем для определения качества институтов для развития бизнеса является Индекс экономической свободы. В рейтинге 2012 года Беларусь занимает 153-ое место, что говорит об остром дефиците критически важных для полноценного развития бизнеса институтов и механизмов. К сожалению, за последние 10 лет мы наблюдаем стагнацию основных институтов поддержки предпринимательской активности по данному показателю. [10]
Государственные меры по поддержке малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Местные органы управления не всегда заинтересованы в развитии малого предпринимательства, хотя субъекты малого бизнеса обеспечивают занятость населения, производят продукцию и оказывают услуги в основном для местного потребления, содействуя социально-экономическому развитию конкретных городских поселений и сельских районов.
Развитие малого бизнеса в Беларуси сопряжено со многими проблемами: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др.
Для субъектов негосударственной
формы собственности по-
Положительным моментом в бизнесе является недавнее снижение налоговой нагрузки.
Действительно, в налоговой сфере революция продолжается. Правительство работает над уменьшением затрат предприятий на налоговое администрирование, а также подумывает о снижении ставок налогов. С 1 января 2012 года в Беларуси вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, согласно которым налог на прибыль снизился сразу на 4 процентных пункта - до 18%. А вот с другими налогами сложнее.
Налог на добавленную стоимость в Беларуси составляет 20%, что выше, чем в странах - партнерах по ЕЭП (в России - 18%, в Казахстане - 12%). Высокими остаются и отчисления в Фонд социальной защиты населения.
Что мешает белорусским предпринимателям вывести страну на путь процветания? Причин здесь много, есть объективные и субъективные. [4]
Пожалуй, очень важный, но редко затрагиваемый вопрос - кадровый. С кадрами в нашей стране, особенно в регионах, проблема. Укомплектовать производство в малом городе командой квалифицированных работников очень сложно. Люди стремятся реализовать себя в больших городах.
Отметим также временный характер предоставляемых региональным предпринимателям льгот. Например, право продавать продукцию по свободным ценам. В нормальном государстве это обычное, неотъемлемое право, у нас - льгота.
Однако, пожалуй, самое главное - это репутация нашей страны и уверенность бизнеса в незыблемости экономического курса. Если бизнес не уверен в сохранности своего имущества и капиталов, если велики конфискационные ожидания, если нет веры в стабильность законодательства, да и вообще в систему, то ожидать долгосрочных инвестиций в больших объемах не приходится.
Сюда же отнесем и вопрос
о системности белорусских