Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа
В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, то есть создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечения социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, понятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.
Также, рассматривая факторы развития предприятий. можно выделить степень их важности некоторых из них. Например, при разработке стратегии развития организации они выглядят следующим образом: важнейший из них для современных российских управленцев - динамика потребительского спроса.
Введение
Глава 1. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения.
Глава 2. Экономическая оценка факторов, влияющих на эффективное функционирование фирмы в современных условиях хозяйствования.
Заключение
Список литературных источников
Приложение
Не менее значимо состояние микроэкономических объектов, прежде всего производственных предприятий, в рамках которых концентрируются и фактически воспроизводятся едва ли не все социально-экономические проблемы общества. это связано с тем, что предприятия в современной России играют как общественную товаропроизводственную, так и менее замечаемую «нормотворческую роль (имеются в виду не столь писанные законы, сколько социально-экономические институты, традиции, обычаи хозяйственного оборота и поведения).
Сегодня в первую очередь необходимы новый курс государства в отношении предприятий и новая стратегия предприятий во взаимоотношениях с обществом. По существу, нуждается в пересмотре и само ведение предприятий и его проблем в ходе реформирования российской экономики. У любого предприятия есть свои самостоятельные и обособленные интересы, не сводящиеся к интересам участников производственно-хозяйственной и управленческой деятельности, собственников и других социально-экономических субъектов.
Поэтому новая макроэкономическая стратегия должна строится исходя из двух главных принципов:
во-первых, внутренней целостности
предприятий как неограниченно
долго функционирующей
во-вторых, признания значимости
внешней институциональной роли
предприятий в обществе, важности
установления и поддержания правильных
взаимоотношений между
Принцип целостности дает возможность предприятиям извлекать дополнительный экономический эффект из повседневного взаимодействия труда, капитала предпринимательской активности, а также на основе собственного опыта, снижать удельные издержки производства или расширять сферу своей деятельности при сохранении или повышении конкурентоспособности.
Принцип институциональности позволяет предприятию концентрировать эффективно использовать интересы и возможности своих деловых партнеров, работников, инвесторов, банков, представителей муниципальной и федеральной администрации, жителей прилегающих к предприятиям территорий и множества других организаций и физических лиц, так или иначе связанных с предприятиями. Все эти экономические субъекты определенные ожидания по отношению к предприятиям и, в свою очередь, являются объектом ожиданий с его стороны.
В контексте выработки мер по улучшению деятельности предприятий принцип целостности выступает, главным образом, как ограничение в выборе тех или иных мер (необходимо, как правило, чтобы они не разрушали целостности предприятий), в то время как принцип институциональности указывает на множество потенциональных внешних и внутренних источников средств и ресурсов для улучшения состояния предприятий. В стратегическом аспекте состояние и результаты деятельности большинства предприятий России в настоящее время можно рассматривать как равнодействующую небольшого числа социально экономических сил - основных лиц, заинтересованных в деятельности предприятий. Представим эти силы для наглядности в виде так называемой функционально-управленческой конфигурации предприятий. Основной, оказывающий, по существу, определяющее влияние на функционирование предприятия, контур, участники которого непосредственно являются субъектами или объектами Управления (У.) корпоративным (т.е. имеющим значительное число собственников) предприятием, в настоящее время включает шесть главных типов потенциальных «действующих лиц» (в этом перечне на нечетных местах находятся физические лица, а на четных – относительно устойчивые коллективные субъекты):
1)Руководитель предприятия (ген. директор).
2)Администрация предприятия
(заместители ген. директора,
3)Работники предприятия как физические лица.
4)Трудовой коллектив
5)Акционеры (собственники)
предприятия как физические
6)Собрание акционеров
предприятия как
Традиционно для западной теории корпоративного управления описание функционально-управленческой конфигурации в виде классического треугольника «менеджеры – акционеры – работники» для российских условий принципиально не полно, т.к. не учитывает весьма важную и традиционную для отечественных предприятий роль коллективов, склонность лидеров к пренебрежению мнением и интересами подчиненных, недостаточную степень законопослушания, а так же утвердившуюся в последние годы исключительную роль «первого лица» предприятия. Каждому из шести типов перечисленных «действующих лиц» присуща своя сфера интересов, полномочий и ответственности, реализуемых в ходе взаимодействия при функционировании предприятий. Эти три основные и относительно независимые характеристики положения участников конфигурации определяют, по существу, роль каждого участника и особенности всей конфигурации в целом.
Основная проблема корпоративных предприятий в переходном периоде состоит в несбалансированности функционально-управленческой конфигурации подавляющего числа российских предприятий по всем трем составляющим: интересам, полномочиям и ответственности. Долгосрочные интересы в силу нестабильности внешней и внутренней среды подавлены краткосрочными, носящими спекулятивный и узкоэгоистический характер; центр тяжести властных полномочий смещен в сторону директоров предприятий; взаимная и внешняя ответственность участников за деятельность предприятий «распылена» и не находит конкретного персонального выражения. Как показывают исследования состояния и потенциала предприятий доминирующую роль в управлении предприятием, распределении и присвоении результатов его деятельности (как производственных – т.е. доходов от реализации произведенной продукции, так и институциональных – кредитов, эмиссионных доходов и т.п.) играет руководитель предприятия. На втором месте, но далеко отстающем от первого места – высший менеджмент (администрация) предприятия. Широкое распространение получило пренебрежение интересами мелких акционеров. Т.е., институциональный баланс интересов, сил и возможностей основных участников деятельности предприятий нарушен, некоторые из элементов оказались своеобразными «лишенцами», а их интересы – приносимыми в жертву интересам других участников. Между тем в силу принципа целостности предприятий ни один их этих агентов не может априорно считаться одиночным носителем интересов предприятий.
Под этим углом зрения такое понятие, как «заводской патриотизм» применительно к элементам обсуждаемой конфигурации, по существу, означает, что социально-экономические интересы перечисленных в ней «действующих лиц» консолидированы и тесно увязаны с интересами предприятий как самостоятельного субъекта экономики. Для успешной работы предприятий необходимо (а в большинстве случаев и достаточно), чтобы его функционально управленческая конфигурация была консолидированной. образовывала гармонически согласованную структуру, а объемы власти и ответственности каждого из участников конфигурации на предприятиях были бы соразмерными. Иными словами, надо, чтобы на предприятиях так же, как и в государстве в целом соблюдался принцип институционального разделения и функционирования, взаимодействия властей. При этом требуется эффективная система взаимного контроля, «сдержек и противовесов», определяющих полномочия каждого из «действующих лиц», равноправие их взаимоотношений и относительную сбалансированность всей конфигурации в целом. Поэтому основная задача новой стратегии общества в отношении предприятий состоит в создании условий и стимулов для консолидации интересов и взаимного контроля деятельности всех участников. При этом направление вектора общих интересов должно соответствовать интересам предприятий как экономического субъекта.
Рассматривая далее развитие и деятельность российских предприятий в условиях рынка, можно привести следующие примеры:
1.Создание добавленной
стоимости – результата
2. Технологические условия производства добавленной стоимости. К их числу прежде всего относят: уровень загрузки производственных мощностей; возможности их оптимизации (вывод или сдача в аренду излишнего оборудования и площадей, приобретение или получение в аренду необходимого дополнительного оборудования и площадей. Предполагается, что высокий уровень загрузки мощностей и одновременно высокая мобильность использования номинальных мощностей положительно связаны с уровнем производства добавленной стоимости.
3. Транзакционные условия добавленной стоимости. Основным фактором здесь выступает уровень денежных расчетов в хозяйственном обороте. Предполагается, что увеличение доли в хозяйственном обороте предприятия положительно связано с производством добавленной стоимости, так как в системе денежных расчетов (в отличие от бартера, взаимозачетов и тому подобное) уменьшаются транзакционные потери добавленной стоимости.
4. Институциональные условия производства добавленной стоимости. Основным институциональным фактором служат: степень участи предприятия формальных или неформальных интегрированных структурах; тип взаимодействия руководства предприятия с органами местной власти. При активном перераспределении собственности степень участия предприятия в интегрированных структурах может свидетельствовать о том, что данное предприятие имеет дополнительные возможности производства добавленной стоимости (и соответственно ее перераспределение).
5. Инновационные условия добавленной стоимости. Среди всех условий, обусловливающих производство добавленной стоимости, они занимают особое место. Таки инновации, как освоение принципиально новых видов продукции, новых форм учета и планировании, работы с персоналом, могут не выражаться непосредственно в увеличении чистых активов, но в перспективе будут способствовать более интенсивному производству добавленной стоимости.
За три года экономического
роста изменились приоритеты функционирования
предприятий России. В частности,
активная инновационная деятельность
воспринимается большинством их руководителе
как абсолютно необходимое
ГЛАВА 2. Экономическая оценка факторов, влияющих на эффективное функционирование фирмы в современных условиях хозяйствования.
В литературе слово «фактор» трактуется как движущая сила совершающегося процесса или одного из его необходимых условий. Здесь под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятий в условиях рынка. На эффективность работы предприятий влияют самые разнообразные факторы, которые классифицируются по различным признакам.
В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, то есть само предприятие их порождает. Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:
1)связанные с личностью
руководителя и способностью
его команды управлять
2)связанные с ускорением
НТП, с инновационной
3)связанные с
4)связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
5)связанные с организационно-
6)связанные со спецификой
производства и отрасли.
7)связанные с качеством
и конкурентоспособностью
8)связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные – это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления.
Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа. Эффективность работы предприятий в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:
1.Экономические факторы, имеющие важное значение при оценке текущего и прогнозируемого состояния экономики предприятия, а поэтому должны постоянно диагностироваться. Среди которых:
- инфляция – сокращает
покупательную способность;
- уровень занятости,