Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа
В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, то есть создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечения социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, понятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.
Также, рассматривая факторы развития предприятий. можно выделить степень их важности некоторых из них. Например, при разработке стратегии развития организации они выглядят следующим образом: важнейший из них для современных российских управленцев - динамика потребительского спроса.
Введение
Глава 1. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения.
Глава 2. Экономическая оценка факторов, влияющих на эффективное функционирование фирмы в современных условиях хозяйствования.
Заключение
Список литературных источников
Приложение
Один из важных факторов достижения этой синергии — рациональность построения совокупности функциональных служб штаб-квартиры корпорации и ее участников. Переход к развертыванию необходимых служб на уровне штаб-квартиры и ликвидация их части у организаций-участников позволяют повысить эффективность работы персонала тех подразделений, которые жизненно значимы для функционирования корпорации как целого и особенно остро ощущают дефицит квалифицированных управленческих кадров.
К сожалению, применительно к сложившимся системам управления отечественными корпорациями действует множество явных и скрытых факторов, затрудняющих реализацию функций стратегического планирования. Среди факторов «внешнего» характера — слабость российского корпоративного законодательства, практически не содержащего норм, стимулирующих интеграционные процессы. Сохраняющийся разрыв в мотивациях промышленников и банкиров, незаинтересованность последних в долгосрочных инвестициях в реальный сектор тоже не способствуют включению в системы корпоративного управления плановой составляющей.
Один из относительно скрытых внутрикорпоративных факторов, неблагоприятно действующих на ситуацию в области стратегического планирования, — отсутствие концентрации функций долгосрочного общекорпоративного регулирования предприятий-участников в едином мощном управляющем центре (подразделении, службе) на уровне головного предприятия. Таким образом, постепенное реструктурирование систем управления на уровне головных компаний холдингов, нацеливаемое на решение задач налаживания стратегического корпоративного планирования, становится едва ли не главной задачей его утверждения в России.
Глава3. Пути повышения эффективности функционирования предприятия
3.1 Повышение технического уровня производства
Особенности системы управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
Проводимая в стране экономическая реформа предполагает коренное изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности. Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок. Условием стабильного эффективного функционирования становится такая форма поведения предприятия, при которой, по словам Л. Эрхарда, "максимально проявляется частная инициатива и забота каждого о самом себе".
Разработка и реализация стратегии предприятия по существу сводится к управлению экономикой на микроуровне, для чего необходимо построение соответствующей системы, выполняющей следующие основные функции:
- направляющую - обоснование
целей и выбор главных путей
их достижения; координирующую - балансировка
важнейших ресурсных
- стимулирующую - активизация движущих сил развития.
Планирование технического развития производства состоит из комплекса технических, организационных, планово-экономических и социальных мероприятий, направленных на повышение технического уровня производства, увеличение выпуска высококачественной продукции, роста производительности труда, улучшение использования основных фондов, производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, совершенствование внутризаводской системы управления, планирования, экономического стимулирования, улучшение условий труда.
Основными задачами данного раздела годового плана являются: определение основных направлений по освоению и выпуску наиболее прогрессивных видов продукции, совершенствование техники, технологии и применению передовых методов организации труда и производства, установление структурным подразделением предприятия задания по развитию и улучшению технико-экономических показателей работы предприятия, определение экономического эффекта планируемых мероприятий и степени их влияния на технико-экономические показатели предприятия.
Исходными материалами для составления этого раздела плана являются контрольные цифры и задания вышестоящих организаций по внедрению и освоению новых видов продукции; научно-технические прогнозы по основным направлениям развития предприятия, результаты законченных НИОКР, патенты, лицензии, изобретения, заявки потребителей на создание новых видов продукции.
Этот раздел плана комплексный, он состоит из ряда подразделов:
- проектирование,
- освоение новой и повышение
качества изготавливаемой
Материалы этого раздела группируются по следующим направлениям:
- создание новых видов продукции;
- освоение выпуска вновь созданных видов продукции;
- организация выпуска ранее освоенных изделий на дочерних предприятиях;
- модернизация выпуска продукции;
- повышение качества
- внедрение новых прогрессивных
стандартов и ТУ на продукцию
и снятие с производства
Для каждого из этих мероприятий
предварительно разрабатывается календарно-
Включаемые в план мероприятия анализируются под углом зрения их влияния на многие показатели как технические (производительность, мощность и т.д.), унификационные (коэффициент стандартизации, преемственности и др.), эстетические (внешние формы, удобство управления) и др.
4.2 Совершенствование организации производства, труда и управления
Работу по организации труда персонала предприятия следует начинать с изучения фактического состояния ее. Для этого рекомендуется использовать данные учета и отчетности, материалы технико - экономических, психофизиологических и социологических исследований. Проектирование мероприятий по организации труда рекомендуется осуществлять на основе технических заданий. В них, как правило, указываются:
- цель и содержание разработки;
- порядок и основные этапы ее проведения;
- сроки выполнения;
- трудоемкость работы;
- затраты на ее проведение и ожидаемый экономический и социальный эффект;
- результаты разработки в виде законченного проекта с документацией.
На этапе внедрения осуществляются:
- комплекс организационных,
технических и экономических
мер, необходимых для
- непосредственное внедрение
разработок при участии
- меры, обеспечивающие эффективное
функционирование
Работа по организации труда проводится в соответствии с системой управления, принятой на предприятии работодателем при участии представителей работников с учетом мнения выбранного профсоюзного органа. Это положение регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации.
Анализ следует проводить на основе непосредственного изучения организации труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах предприятия. В ряде случаев анализ организации труда и производства дополняют анализом эффективности работы оборудования, технологической оснастки и других технических средств производства. Это определяет целесообразность комплексного анализа организации труда по всем или большей части направлений ее совершенствования с тем, чтобы в дальнейшем одновременно и во взаимосвязи решать вопросы организации труда и производства, техники и технологии.
К основным организационным принципам проведения работы по НОТ относятся следующие:
- первый — проведение работы по НОТ во всех уровнях управления предприятием, с тем чтобы по возможности централизовать выполнение работ, обеспечить унификацию решений, не допускать дублирования одних и тех же работ на различных уровнях;
- второй — обеспечение планомерности работы по НОТ путем создания системы перспективного и текущего планирования;
- третий — комплексное
проведение работы по всем
направлениям НОТ и во
- четвертый — проведение
работы на каждом уровне
- пятый — усиление
заинтересованности работников
и производственных
Организационные формы работы по НОТ на предприятии непосредственно вытекают из ее целей, задач, принципов и содержания.
Проектирование и внедрение НОТ на действующих предприятиях должно осуществляться планомерно как в порядке реализации планов, составленных на основе анализа существующей организации труда и предусматривающих ее совершенствование, так и в порядке работы по подготовке производства новых изделий, проводимой соответствующими службами предприятия.
В работе по НОТ должны участвовать в соответствии с их специализацией планово-диспетчерские, социологические, медицинские службы, отдел кадров и другие функциональные подразделения предприятий.
3.3 Повышение качества продукции
В современных условиях объективная необходимость повышения уровня качества продукции обусловлена несколькими причинами:
- качество продукции становится
одним из решающих факторов
повышения эффективности
- выпуск некачественной
продукции наносит большой
- изменяется психология потребителя и его требования к качеству продукции;
качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества. Первый путь имеет определенные границы, второй - практически не ограничен.
Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.
Рост качества продукции имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание конкретной продукции и удовлетворение ею общественной потребности. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции - свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции.
В большинстве случаев улучшение качества стимулирует рост объемов потребления, а следовательно, и производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создается для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни людей.
Повышение качества эквивалентно росту объема выпускаемой продукции без дополнительных затрат ресурсов. Расчеты показали, что эффективность вложений, направленных на повышение качества продукции, примерно в 2 раза выше эффективности затрат на увеличение объема ее производства.
Устойчивое положение фирм на рынке в условиях конкуренции обеспечивается стабильным поддержанием уровня качества выпускаемой продукции. Постоянный выпуск высококачественной продукции дает возможность предприятиям получать правительственный заказы.
Заключение
На основании выше изложенного можно сказать, что предприятие – это территориально обоснованная хозяйственная организация, систематически осуществляющая производство товаров, выполнение работ или оказание услуг для удовлетворения внешних относительно предприятия потребностей, обладающая правом самостоятельно распоряжаться своим имуществом и результатами своей деятельности, ведущая предписываемые регламентами формы учета своей деятельности.
Предприятие как таковое является в современной экономике России одним из основных институтов организации производства. Вместе с тем, состояние подавляющего большинства предприятий оценивается как удовлетворительно. Но не смотря на такую оценку, именно от предприятий, их способности производить конкурентную продукцию в соответствии с потребностями рынка в решающей степени зависит уровень развития экономики страны в целом, а также не взирая на все колебания (спады и подъемы).