Экономическая сущность доходов торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:53, контрольная работа

Краткое описание

Доход - общая сумма денег, полученных предприятием за определенный период. Под этим экономическим термином чаще всего понимают любой приток денежных средств и материальных активов, а также уменьшение денежных обязательств (сокращение долгов). Доходы фирмы характеризуют финансовый результат ее деятельности. Получением доходов завершается цикл оборота капитала, когда он вновь обретает денежную форму.
По источникам формирования доход может быть от:
• продажи продукции (работ, услуг);
• прочих поступлений

Вложенные файлы: 1 файл

воп 2.docx

— 27.65 Кб (Скачать файл)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

  Доход фирмы. Классификация доходов.

  Доход - общая сумма денег, полученных предприятием за определенный период. Под этим экономическим термином чаще всего понимают любой приток денежных средств и материальных активов, а также уменьшение денежных обязательств (сокращение долгов). Доходы фирмы характеризуют финансовый результат ее деятельности. Получением доходов завершается цикл оборота капитала, когда он вновь обретает денежную форму.

  По источникам формирования доход может быть от:

 • продажи  продукции (работ, услуг);

• прочих поступлений

  Доход от продажи продукции (работ, услуг) является его основным видом на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «доход по основной деятельности». В обоих случаях под этим доходом понимается результат хозяйствования по основной производственно-коммерческой деятельности предприятия. К прочим поступлениям относятся доходы, включающие в себя:

 • поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации;

 • поступления, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из  патентов на изобретения, промышленные  образцы и другие виды интеллектуальной  собственности;

• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

• доход, полученный предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

• поступления от продаж основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), а также продукции;

• проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

• поступления в возмещение причиненных организации убытков;

• доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году;

• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

 • курсовые разницы;

• сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

  По характеру налогообложения доход бывает двух видов:

• подлежащий налогообложению;

• не подлежащий налогообложению.

   Такое деление дохода играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций их конечного эффекта. Состав дохода, не подлежащий налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

  По влиянию инфляционного процесса доход делится на:

• номинальный;

• реальный.

  Реальный доход характеризует размер номинально полученного дохода, скорректированного на темп инфляции в соответствующем периоде.

   По периоду формирования выделяют доход:

• предшествующего периода;

• отчетного периода;

• планового периода (планируемый доход).

  Доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг) — это сумма денежных средств, которая поступила в кассу или на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателям продукцию, проданный товар, выполненные работы, оказанные услуги. Так как оплата за отгруженную продукцию может осуществляться как по оптовым ценам предприятия, так и по другим видам цен (например, розничным), то доход от продажи продукции может не совпадать с объемом проданной продукции, тем более, что часть продукции предприятия может отпускаться на условиях бартера, а также возможна задержка платежей по отгруженной продукции.

  На размер дохода от продажи продукции (товаров, работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:

- в сфере  производства: объем производства, цена и качество продукции, ее  ассортимент, ритмичность выпуска  и др.;

- в сфере  обращения: ритмичность отгрузки, своевременное  оформление транспортных и расчетных  документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные  формы расчетов, уровень цен;

- вне сферы  деятельности предприятия: нарушения  условий договоров поставщиками  материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции  из-за отсутствия у покупателя  средств и т. д.

   Выручка представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию. Она является экономической категорией, т.к. выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товаров и является основным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате: 1) текущей (основной), 2) инвестиционной и 3) финансовой деятельности предприятий. Первая выступает в виде выручки от реализации продукции, вторая в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг др. эмитентов и третья от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия. Реализованной продукцией считается либо отгруженная (метод начислений), либо оплаченная (кассовый метод) продукция, в зависимости от учетной политики предприятия. Для определения выручки необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов. На величину выручки от реализации влияют следующие факторы, зависящие от деятельности предприятия: для торгового предприятия: уровень применяемых цен, ритмичность, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.  

 Процесс формирования дохода может быть представлен по одному виду продукции формулой:

Д = Ц x Q

где: Д — доход предприятия, руб.;

Ц — цена продажи продукции (товара, работ, услуг), руб.;

Q — количество  проданной продукции (товара, работ, услуг), нат. ед. изм.

   Данная формула наглядно показывает зависимость дохода предприятия от цены и объема продажи продукции. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности предприятия.

Доход фирмы, его распределение и использование.

  Привлечь средства – первое что необходимо предприятию. Второе –  особенно  важное  - использовать  денежные  ресурсы   наиболее   эффективно,   оборотисто.   Как известно,  необходимо  вовремя  возвратить  авансированные  средства   после производства  и  реализации  продукции.  По итогам хозяйственной деятельности владельцы фирмы получают  доход в денежной форме - номинальный доход. По поводу этого дохода между его владельцем и государством возникает система сложных экономических отношений. Государство через налоги отбирает большую или меньшую часть этого дохода. Оставшаяся после уплаты налогов и процентов по ссудам часть представляет собой чистый доход. А поскольку "весомость" этого дохода определяется не только и не столько количеством денег, а в большей мере состоянием и динамикой цен на товары и услуги, то выделяется еще одно понятие на изменение цен, т.е. покупательная способность денег.

  Нормальное функционирование предприятия возможно лишь при условии, что произведенная продукция (работы, услуги или результат любой другой деятельности) нашли на рынке спрос у покупателей (потребителей) и за них были получены средства в виде денежного эквивалента. Эти средства, необходимые предприятию для поддержания процесса воспроизводства и пополнения финансовых ресурсов, представляют собой валовой доход предприятия.

  Валовой доход — общая сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах.  Валовой доход включает: общие доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств;

- доходы от  продажи ценных бумаг;

- доходы от  осуществления банковских, страховых  и других операций по оказанию  финансовых услуг;

- доходы от  торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами  и требованиями;

- доходы от  совместной деятельности и в  виде дивидендов, полученных от  нерезидентов, процентов, роялти, владения  долговыми требованиями, а также  доходов от осуществления операций  лизинга (аренды);

- доходы, не  учтенные в исчислении валового  дохода периодов, предшествующих  отчетному, и выявленные в отчетном периоде; доходы из других источников и от внереализационных операций.

    Доход, поступающий на расчетный счет предприятия, используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из дохода производятся отчисления налогов в бюджеты, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции и т. д. Доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг), несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступления средств за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, регулярность поступления, источник различных платежей предприятия), не является доходом в полном смысле этого слова, так как из него прежде всего необходимо возместить произведенные затраты, выплатить заработную плату. Только оставшаяся часть дохода от продажи продукции (работ, услуг) примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли. Планирование издержек обращения направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями.

Методика планирования расходов торгового предприятия.

  В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленных законодательно правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах. Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода. Планирование и контроль цен на продукцию, операционных (текущих) затрат, определение величины предполагаемой прибыли очень важны для любых организаций. Планирование издержек обращения неразрывно связано с планами валовых доходов, прибыли, расчетом потребности оборотных средств и банковских кредитов и т.д.

   При разработке плана издержек обращения делается несколько вариантов расчета, в основу которых кладутся прогрессивные нормативы. При этом следует выбрать оптимальный вариант. Оптимальным называется такое решение, которое в данных хозяйственных условиях является наиболее эффективным. При планировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшения организации труда. Расчет плановой величины издержек обращения должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты работникам предприятия. Следовательно, правильное планирование затрат на предприятии имеет ключевое значение в системе управления издержками фирмы. Планирование издержек обращения в торговых предприятиях осуществляется в определенной последовательности. Выделяют следующие этапы планирования затрат предприятия:

- анализ издержек коммерческой фирмы в предплановом периоде;

- обоснование основных направлений экономии затрат в плановом периоде;

- расчет плановой суммы затрат в разрезе отдельных статей;

 -распределение общей величины затрат по этапам реализации товаров;

- расчет плановых издержек обращения в разрезе структурных подразделений.

  При планировании издержек обращения используются различные методы, основными по которым являются: метод технико-экономических расчетов, вариантных приближений, экономико-математическое моделирование.

    Технико-экономические нормативы используются при определении затрат труда, расходов по транспортированию товаров, расходов на содержание торговых помещений и инвентаря, расходов по таре, величины естественной убыли и т.д. Так, если нужно определить затраты по перевозке грузов, то учитывается грузооборот и норма тарифа за погрузочно-разгрузочные работы. При планировании затрат может использоваться метод прямого счета и аналитический метод. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте товара. Сущность его заключается в том, что затраты исчисляются по каждой статье расходов, исходя из фактического уровня издержек. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияния отдельных факторов на плановую величину затрат и при большой номенклатуре товаров очень трудоемок.

  Аналитический метод планирования издержек применяется при большом ассортименте выпускаемой(продаваемой) продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую величину затрат. При аналитическом методе издержки рассчитываются не по каждому виду товаров, предлагаемых в планируемом году, а по всему объему продаж в целом.

   Все большее применение при расчетах издержек находит экономико-математическое моделирование. С помощью математических расчетов и вычислительной техники устанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения, дальностью перевозок и транспортными расходами и т.д. и влиянием ограничивающих факторов. Наилучший вариант, полученный путем построения математической модели, применяется в плановых расчетах. Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексе методы вариантных приближений и технико-экономических расчетов.

   При планировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшения организации труда. Каждый вид издержек обращения имеет свои особенности расчета. Предприятие планирует издержки обращения прямым счетом, то есть подсчитывает расходы в соответствии с грузооборотом, численностью работников, договорами по аренде и содержанию помещения и т.д., а также в соответствии с установленными нормами, тарифами, ставками и другими показателями.

Информация о работе Экономическая сущность доходов торгового предприятия