Экономическая сущность товарных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – оценка величины товарных запасов в эффективности развития торгового предприятия.
В связи с этим в настоящей работе ставятся следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия “товарные запасы”, необходимость их создания на торговом предприятии;
Изучить структуру, функции товарных запасов

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
Понятие и значение товарных запасов………………………..
Классификация товарных запасов……………………………..
Показатели измерения товарных запасов……………………..
Факторы, влияющие на размер товарных запасов……………
Товарооборачиваемость, как основной показатель товарных запасов..
Понятие товарооборачиваемости……………………………….
Показатели товарооборачиваемости в днях и в количестве оборотов…………………………………………………………………
2.3 Факторы, влияющие на ускорение товарооборачиваемости…
Расчет и пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………………
Методы учета товарных запасов на торговом предприятии…..
Планирование и нормирование товарных запасов……………
Пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………….
Расчет товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии «Лиана»……………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
3
4
4
6
10
12
14
14

17
18

23
23
24

26

Вложенные файлы: 1 файл

tovarnye.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

  1. Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
    1. Понятие и значение товарных запасов………………………..
    2. Классификация товарных запасов……………………………..
    3. Показатели измерения товарных запасов……………………..
    4. Факторы, влияющие на размер товарных запасов……………
  2. Товарооборачиваемость, как основной показатель товарных запасов..
    1. Понятие товарооборачиваемости……………………………….
    2. Показатели товарооборачиваемости в днях и в количестве оборотов…………………………………………………………………

2.3       Факторы,  влияющие на ускорение товарооборачиваемости…

  1. Расчет и пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………………
    1. Методы учета товарных запасов на торговом предприятии…..
    2. Планирование  и нормирование товарных запасов……………
    3. Пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………….
    4. Расчет товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии «Лиана»……………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………

3

4

4

6

10

12

14

14

 

17

18

 

23

23

24

 

26

 

28

31

32


 

Введение

 

Рост оптовой торговли, как свидетельствует мировой  опыт, определяется следующими значительными  тенденциями в экономике: ростом массового производства на крупных  предприятиях, удаленных от основных производителей готовой продукции; увеличением объемов производства продукции впрок, а не для выполнения уже заключенных договоров; увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.

Основные преобразования в организации оптовой торговли направлены на создание конкурентной среды (демонополизация, приватизация), предоставление права ведения оптовой  торговли другим юридическим и физическим лицам, создание условий для работы на основе самофинансирования, перестройку деятельности с учетом мирового опыта, т.е. от строгого фондирования к продаже товаров.

Концепция структурной  перестройки оптовой торговли предполагает превращение оптовых структур в саморегулирующиеся системы, способные спрогнозировать события на потребительском рынке, создание разнообразных параллельных оптовых предприятий, снятие препятствий на добровольное выделение из оптовых предприятий структурных подразделений, малых форм организации оптовой деятельности, исключение вмешательства в деятельность опта, снятие ограничений на межрегиональный оборот, создание оптово-розничных фирм.

Основное назначение оптовой торговли состоит в организации  бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.

Цель курсовой работы – оценка величины товарных запасов  в эффективности развития торгового  предприятия.

В связи с этим в настоящей работе ставятся следующие задачи:

Раскрыть содержание понятия “товарные запасы”, необходимость  их создания   на торговом предприятии;

Изучить структуру, функции товарных запасов;

Рассмотреть факторы, влияющие на величину товарных запасов;

Дать оценку эффективности  использования товарных запасов (товарооборачиваемости) определить влияние факторов на товарооборачиваемость.

Объект работы: продовольственный  магазин «Лиана».

Предмет работы: товарные запасы и товарооборачиваемость  торгового предприятия.

 

 

1.  Экономическая сущность товарных запасов

 

 

       1.1.Понятие и значение товарных запасов

 

Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного  обращения, образуют товарные запасы. Постоянное наличие товарных запасов  в обращении является необходимым условием удовлетворения спроса населения, выполнение плана товарооборота, нормальной работы торговых предприятий.

Товарные запасы должны находиться в соответствии с объемом  продажи товаров. Их размер должен быть достаточным для обеспечения  бесперебойной торговли широкого выбора товаров покупателями. Товарные запасы являются важным разделом плана розничного товарооборота, необходимым условием обеспечения непрерывности процесса продажи.

При планировании товарных запасов исходят из научно-обоснованных норм запасов и оборачиваемости товаров, при этом не следует допускать как завышения, так и недостатка товарных запасов. Излишние товарные запасы вызывают затоваривание и порчу товаров, замедляют их оборачиваемость , ведут к дополнительным издержкам по хранению и так далее. Недостаточные товарные запасы вызывают перебои в торговле, невыполненение плана товарооборота, ухудшают торговое обслуживание, снижают степень удовлетворения потребностей населения.

Вообще существование  товарных запасов как категории  товарного обращения вызвано необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.

Любой товар до момента  продажи относится к категории  товарного запаса. С экономической  точки зрения эта форма существования  товара является статичной (физически  он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Товарные запасы различают  по следующим признакам: назначению, месту нахождения, срокам, размерам.

По назначению товарные запасы подразделяют на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза.

Товарные запасы текущего хранения предназначены для обеспечения  бесперебойной продажи товаров  населению в период поступления двух очередных партий товаров, находящихся в розничной торговой сети, на складах и в пути.

Для определения текущих  товарных запасов необходимо из их общей суммы исключить запасы товаров сезонного хранения, досрочного завоза и прибавить товары в пути и товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк и на инкассо.

Для товарных запасов  сезонного накопления и характерен разрыв между, производством товаров  и их потреблением. Производство таких  товаров ограниченно определенными сроками, а потребляются они большую часть города; и наоборот, производятся в течение всего года, а потребляются в ограниченные сроки. К товарам сезонного накопления относятся картофель, овощи, фрукты, елочные украшения, меховые товары и так далее.

Товарные запасы досрочного завоза в создаются в районах, куда завоз товаров в силу географических или климатических условий не может осуществляться регулярно  в течение всего года ( районы Крайнего Севера и др.).

По месту  нахождения различают товарные запасы в розничной сети, на оптовых базах и складах, в пути.

По срокам товарные запасы подразделяют на отчетные, начальные и конечные.

Отчетные товарные запасы определяют на конкретную дату пор  отчетным данным ( например, на 1 марта, на 15 апреля ). Начальные запасы рассчитывают на основе фактических запасов на последнюю отчетную дату, ожидаемого поступления и продажи товаров за последующий период до начала планированного периода, таким образом, они являются ожидаемыми запасами на конец отчетного периода, или на начало планируемого периода. Конечные товарные запасы - это запасы на конец планируемого периода.

По размерам различают товарные запасы минимальные, средние и максимальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2.Классификация товарных запасов

 

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей. Товары классифицируются по следующим различным признакам:

1)   по целям использования:

  • потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека,
  • производственные товары – это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;

2)   по времени использования / потребления:

  • товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз,
  • товары длительного пользования, используемые многократно;

3)   по характеру потребления:

  • товары повседневного спроса,
  • товары тщательного выбора,
  • престижные товары;

4)   по характеру использования в зависимости от степени их участия в процессе производства:

  • сырье, материалы, тара и упаковка,
  • комплектующие детали, инструмент, инвентарь,
  • техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.

5)   по функциональной принадлежности:

  • товары – продукты питания,
  • промышленные товары;

6)   по видам запасов:

  • текущие запасы – это товары на стадии реализации,
  • подготовительные запасы – это товары на стадии предпродажной подготовки,
  • гарантийные (страховые) запасы – необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе,
  • сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса,
  • переходящие запасы;

7)   по видам движения товаров в учете:

  • товары в пути, товары на складе,
  • товары на стадии предпродажной подготовки,
  • зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации,
  • реализованные товары на ответственном хранении.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам (рис. 1.1)1:

 










Рисунок 1.1.  Классификация товарных запасов

 

  • по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути. Товарные запасы на предприятиях торговли включают в себя товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз. Они необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей;
  • по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения составляют основную массу всех запасов торгового предприятия. Они предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах и должны постоянно пополняться. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных видов товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, ёлочные украшения и т.д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдалённых районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий. Кроме этих видов товарных запасов в эту группу относят некоторые авторы и товарные запасы целевого назначения. Они создаются на предприятиях торговли для обеспечения определённых целей, не связанных с текущей реализацией товаров. Например, для стимулирования сдачи населением вторсырья; для выдачи товарных выигрышей по лотереям; для стимулирования закупки у населения отдельных видов сельскохозяйственного сырья или продуктов и т.д.;
  • по срокам  различают товарные запасы на отчётную дату, входные или начальные, то есть на начало периода, выходные или конечные, то есть на конец периода;
  • по показателям – абсолютные в стоимостном и натуральном измерении и относительные в днях-оборотах;
  • по величине товарные запасы бывают максимальные, минимальные и средние. Масса товарных запасов в розничных предприятиях должна находиться в предельном соответствии с объёмом товарооборота. Малые товарные запасы иногда привлекают менеджеров низкими расходами по их содержанию. Однако малые запасы таят в себе угрозу. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры торговли и под влиянием случайных факторов при малом запасе могут возникнуть перебои в торговле отдельными наименованиями товаров. Что в конечном итоге  приведёт  к утрате позиций в конкурентной борьбе, потерям в розничном товарообороте, потере возможных доходов и прибыли.

Информация о работе Экономическая сущность товарных запасов