Экономическая сущность товарных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – оценка величины товарных запасов в эффективности развития торгового предприятия.
В связи с этим в настоящей работе ставятся следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия “товарные запасы”, необходимость их создания на торговом предприятии;
Изучить структуру, функции товарных запасов

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
Понятие и значение товарных запасов………………………..
Классификация товарных запасов……………………………..
Показатели измерения товарных запасов……………………..
Факторы, влияющие на размер товарных запасов……………
Товарооборачиваемость, как основной показатель товарных запасов..
Понятие товарооборачиваемости……………………………….
Показатели товарооборачиваемости в днях и в количестве оборотов…………………………………………………………………
2.3 Факторы, влияющие на ускорение товарооборачиваемости…
Расчет и пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………………
Методы учета товарных запасов на торговом предприятии…..
Планирование и нормирование товарных запасов……………
Пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………….
Расчет товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии «Лиана»……………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
3
4
4
6
10
12
14
14

17
18

23
23
24

26

Вложенные файлы: 1 файл

tovarnye.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

4.определения необходимого объема страховых запасов;

5.оценка затрат управления запасами и средств их минимизации.

Первая проблема решается путем использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.

Существующие системы  контроля уровня запасов варьируют  от наиболее простых к достаточно сложным в зависимости от размера предприятия, политики и технологии менеджмента, объема, видов и других особенностей запасов.

Распространенными системами  контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной  линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.

Второй тип систем контроля, основанный на использовании  двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.

Широкое распространение  в развитых странах получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system). Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп – А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений. К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, – около 70%. К управлению запасами группы С нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как при этом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования.

Относительно новым  подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time («просто своевременно»). Этот подход впервые был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире. Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. В нынешнее время такой подход эффективно используется компаниями Toyota, General Motors и многими другими. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии,  не  разрешает  использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.

Управления  большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании  компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария.

 

          3.4. Расчет товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии «Лиана»

 

Магазин «Лиана» образован в 2004 г.

Фактический и юридический  адрес продуктового магазина «Лиана»: г. Череповец, ул. Весенняя, 53. Магазин «Лиана» размещается на первом этаже общежития, имеет удобное месторасположение.

Магазин «Лиана» в целом является магазином самообслуживания, за исключением некоторых весовых товаров, таких как сыры, колбасы и другие продукты, которые отпускаются через прилавок.

Магазин «Лиана» оснащен современным торговым оборудованием в соответствии с нормами торговли. В магазине имеется 3 кассы, через которые проходит весь продаваемый товар. Кассы оснащены сканерами для считывания штрих-кода.

Режим работы магазина «Лиана» с 9-00 до 23-00 часов, без обеденного перерыва и без выходных.

Перечень продовольственной  группы товаров составляет примерно 1000 наименований продуктов питания, реализуемых в магазине, таких  как: кондитерские, хлебобулочные, торты, молочные изделия, кисломолочные продукты, консервы, пресервы, продукты глубокой заморозки, мясопродукты, колбасные изделия, напитки, пиво, алкогольная продукция.

Основными видами деятельности являются:

1. Оптовая, мелкооптовая, розничная торговля.

2. Организация и эксплуатация  магазина.

3. Снабженческо-сбытовая  деятельность.

4. Закупка и продажа  продовольственных товаров. 

Основной задачей магазина является получение прибыли и  наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией, в том числе крупами.

Анализ товарооборачиваемости  по магазину «Лиана» представлен в табл. 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1

Анализ товарооборачиваемости  по магазину «Лиана»(тыс. руб.)

 

Товарные группы

Товарооборот отчетного  года

Товарные запасы отчетного года

Средний товарный запас

Товарооборачиваемость, дни

Всего

Однодневный

01.01

01.04

01.07

01.09

01.12

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+, -)

Мясо-птица

14350,9

39,9

670,4

973,8

682,9

690,4

694,1

682,3

16,9

17,1

+0,2

Рыба 

10817,3

30,0

1023,0

1028,0

1041,9

1053,3

1059,0

1041,0

34,4

34,7

+0,3

Гастроно-мические

9302,8

25,8

831,5

835,7

847,0

856,2

860,9

846,2

33,0

32,8

-0,2

Бакалейные 

6346,1

17,6

728,2

731,8

741,7

749,8

753,8

741,0

41,8

42,1

+0,3

Фрукты-овощи

5264,4

14,6

337,2

338,8

343,4

347,2

349,0

343,1

24,0

23,5

-0,5

Кондитерские 

5913,4

16,4

439,9

442,1

448,1

453,0

455,5

447,7

27,7

27,3

-0,4

Винно-водочные

13557,6

37,7

1407,8

1414,8

1433,9

1449,0

1457,4

1432,6

38,4

38,0

-0,4

Прочие

6562,5

18,2

840,6

845,0

856,1

866,1

870,3

855,4

46,8

47,0

+0,2

Всего

72115,0

200,3

6278,6

6310,0

6395,0

6465,0

6500,0

6389,3

32,4

31,9

-0,5


 

 

Одн.Т/об = Т/об/90

Ср ТЗ = (31/2 + 32 + … + 3n/2)/(n – 1)

Т/об (в днях) = Ср ТЗ/Одн. Т/об

Отклонение (в днях) = Факт – План

Отклонение (в сумме) = Одн Тоб * Отклонение (в днях)

Тоб (в числе оборотов) = Тоб/Ср ТЗ

 

 

 

 

 

Как следует из данных табл. 3.1., в отчетном году по сравнению  с прошлым годом произошло  ускорение товарооборачиваемости  по таким товарным группам, как гастрономические товары – на 0,2 дня, фруцкты-овощи – на 0,5 дня, кондитерские товары и винно-водочные изделия – на 0,4 дня. Вместе с тем товарооборачиваемость замедлилась по мясу-птице, прочим товарам – на 0,2 дня, рыбе и бакалейным товарам на 0,3 дня.

В целом по торговому  предприятию товарооборачиваемость в отчетном году составила 31,9 дня и ускорилась по сравнению с прошлым годом на 0,5 дня.

Вывод: одним из условий  достижений высоких конечных результатов  от торговой деятельности предприятия  и повышения ее эффективности  является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами.

Целью практически любого решения в деле управления товарными  запасами является рост объема продаж и минимизация общих издержек, связанных с формированием и хранением этих товарных запасов. Очень важно уметь анализировать последствия применения неоптимальных схем управления запасами. Цель анализа товарных запасов состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям к оценке влияния на конечные результаты торговой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение

 

Товарные запасы формируются  под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер. Известно, что спрос является весьма динамичной категорией. Это затрудняет его оценку вообще и не позволяет достаточно точно измерить его в процессе планирования. Такое положение объясняется отсутствием возможности точно измерить влияние на спрос целого ряда факторов (мода, социально - экономические и психологические факторы и др.) и тем, что поведение людей, которые предъявляют спрос на товары услуги, носит субъективный характер.

В процессе управления товарными  запасами постоянно решаются следующие  задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических и организационно - технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой товарооборота).

Цель управления товарными  запасами - это формирование и поддержание  их величины на таком уровне, который  позволяет обеспечить бесперебойную  торговлю каждым товаром при минимальных затратах. В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются в интересах извлечения субъектами внутренней торговли максимально возможной прибыли в процессе движения и реализации товаров.

Остаётся надеяться, что  наша экономика обретёт стабильность, что значительно облегчит работу в области планирования, прогнозирования и оптимального управления работой розничного торгового предприятия, обеспечит устойчивый рост товарооборота и качества обслуживания покупателя.

Одним из условий достижений высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами.

В целом по торговому  предприятию»Лиана» товарооборачиваемость  в отчетном году составила 31,9 дня  и ускорилась по сравнению с прошлым  годом на 0,5 дня.

  
                                  Список литературы

 

  1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.
  2. Арзуманова Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009. – 276с.
  3. Брагин Л.А., Данько Т.П.  Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – М.: ИНФРА-М, 2001.  560 с.*
  4. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 240с.
  5. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 192 с.
  6. Ерохина Л.И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения: Учебник для ВУЗов. – М.: КноРус, 2007. – 299 с.
  7. Иванов Г.Г. Экономика торговли: Учебное пособие для НПО / Г.Г. Иванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144с.
  8. Карпенко Е.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание / Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова и др.: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2007. – 224 с.
  9. Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия. – Мн.: Новое знание, 2001. – 240 с.
  10. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 220 с.
  11. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 696 с.
  12. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 256 с.
  13. Чечевицин<span class="

Информация о работе Экономическая сущность товарных запасов