Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценка величины товарных запасов в эффективности развития торгового предприятия.
В связи с этим в настоящей работе ставятся следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия “товарные запасы”, необходимость их создания на торговом предприятии;
Изучить структуру, функции товарных запасов
Введение……………………………………………………………………….
Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
Понятие и значение товарных запасов………………………..
Классификация товарных запасов……………………………..
Показатели измерения товарных запасов……………………..
Факторы, влияющие на размер товарных запасов……………
Товарооборачиваемость, как основной показатель товарных запасов..
Понятие товарооборачиваемости……………………………….
Показатели товарооборачиваемости в днях и в количестве оборотов…………………………………………………………………
2.3 Факторы, влияющие на ускорение товарооборачиваемости…
Расчет и пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………………
Методы учета товарных запасов на торговом предприятии…..
Планирование и нормирование товарных запасов……………
Пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………….
Расчет товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии «Лиана»……………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
3
4
4
6
10
12
14
14
17
18
23
23
24
26
4.определения необходимого объема страховых запасов;
5.оценка затрат управления запасами и средств их минимизации.
Первая проблема решается путем использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.
Существующие системы контроля уровня запасов варьируют от наиболее простых к достаточно сложным в зависимости от размера предприятия, политики и технологии менеджмента, объема, видов и других особенностей запасов.
Распространенными системами контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.
Второй тип систем контроля, основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.
Широкое распространение в развитых странах получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system). Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп – А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений. К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, – около 70%. К управлению запасами группы С нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как при этом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования.
Относительно новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time («просто своевременно»). Этот подход впервые был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире. Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. В нынешнее время такой подход эффективно используется компаниями Toyota, General Motors и многими другими. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии, не разрешает использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.
Управления большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария.
3.4. Расчет товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии «Лиана»
Магазин «Лиана» образован в 2004 г.
Фактический и юридический адрес продуктового магазина «Лиана»: г. Череповец, ул. Весенняя, 53. Магазин «Лиана» размещается на первом этаже общежития, имеет удобное месторасположение.
Магазин «Лиана» в целом является магазином самообслуживания, за исключением некоторых весовых товаров, таких как сыры, колбасы и другие продукты, которые отпускаются через прилавок.
Магазин «Лиана» оснащен современным торговым оборудованием в соответствии с нормами торговли. В магазине имеется 3 кассы, через которые проходит весь продаваемый товар. Кассы оснащены сканерами для считывания штрих-кода.
Режим работы магазина «Лиана» с 9-00 до 23-00 часов, без обеденного перерыва и без выходных.
Перечень продовольственной группы товаров составляет примерно 1000 наименований продуктов питания, реализуемых в магазине, таких как: кондитерские, хлебобулочные, торты, молочные изделия, кисломолочные продукты, консервы, пресервы, продукты глубокой заморозки, мясопродукты, колбасные изделия, напитки, пиво, алкогольная продукция.
Основными видами деятельности являются:
1. Оптовая, мелкооптовая, розничная торговля.
2. Организация и эксплуатация магазина.
3. Снабженческо-сбытовая деятельность.
4. Закупка и продажа продовольственных товаров.
Основной задачей магазина является получение прибыли и наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией, в том числе крупами.
Анализ товарооборачиваемости по магазину «Лиана» представлен в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Анализ товарооборачиваемости по магазину «Лиана»(тыс. руб.)
Товарные группы |
Товарооборот отчетного года |
Товарные запасы отчетного года |
Средний товарный запас |
Товарооборачиваемость, дни | |||||||
Всего |
Однодневный |
01.01 |
01.04 |
01.07 |
01.09 |
01.12 |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+, -) | ||
Мясо-птица |
14350,9 |
39,9 |
670,4 |
973,8 |
682,9 |
690,4 |
694,1 |
682,3 |
16,9 |
17,1 |
+0,2 |
Рыба |
10817,3 |
30,0 |
1023,0 |
1028,0 |
1041,9 |
1053,3 |
1059,0 |
1041,0 |
34,4 |
34,7 |
+0,3 |
Гастроно-мические |
9302,8 |
25,8 |
831,5 |
835,7 |
847,0 |
856,2 |
860,9 |
846,2 |
33,0 |
32,8 |
-0,2 |
Бакалейные |
6346,1 |
17,6 |
728,2 |
731,8 |
741,7 |
749,8 |
753,8 |
741,0 |
41,8 |
42,1 |
+0,3 |
Фрукты-овощи |
5264,4 |
14,6 |
337,2 |
338,8 |
343,4 |
347,2 |
349,0 |
343,1 |
24,0 |
23,5 |
-0,5 |
Кондитерские |
5913,4 |
16,4 |
439,9 |
442,1 |
448,1 |
453,0 |
455,5 |
447,7 |
27,7 |
27,3 |
-0,4 |
Винно-водочные |
13557,6 |
37,7 |
1407,8 |
1414,8 |
1433,9 |
1449,0 |
1457,4 |
1432,6 |
38,4 |
38,0 |
-0,4 |
Прочие |
6562,5 |
18,2 |
840,6 |
845,0 |
856,1 |
866,1 |
870,3 |
855,4 |
46,8 |
47,0 |
+0,2 |
Всего |
72115,0 |
200,3 |
6278,6 |
6310,0 |
6395,0 |
6465,0 |
6500,0 |
6389,3 |
32,4 |
31,9 |
-0,5 |
Одн.Т/об = Т/об/90
Ср ТЗ = (31/2 + 32 + … + 3n/2)/(n – 1)
Т/об (в днях) = Ср ТЗ/Одн. Т/об
Отклонение (в днях) = Факт – План
Отклонение (в сумме) = Одн Тоб * Отклонение (в днях)
Тоб (в числе оборотов) = Тоб/Ср ТЗ
Как следует из данных
табл. 3.1., в отчетном году по сравнению
с прошлым годом произошло
ускорение
В целом по торговому
предприятию товарооборачиваемо
Вывод: одним из условий достижений высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами.
Целью практически любого решения в деле управления товарными запасами является рост объема продаж и минимизация общих издержек, связанных с формированием и хранением этих товарных запасов. Очень важно уметь анализировать последствия применения неоптимальных схем управления запасами. Цель анализа товарных запасов состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям к оценке влияния на конечные результаты торговой деятельности.
Товарные запасы формируются под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер. Известно, что спрос является весьма динамичной категорией. Это затрудняет его оценку вообще и не позволяет достаточно точно измерить его в процессе планирования. Такое положение объясняется отсутствием возможности точно измерить влияние на спрос целого ряда факторов (мода, социально - экономические и психологические факторы и др.) и тем, что поведение людей, которые предъявляют спрос на товары услуги, носит субъективный характер.
В процессе управления товарными запасами постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических и организационно - технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой товарооборота).
Цель управления товарными запасами - это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются в интересах извлечения субъектами внутренней торговли максимально возможной прибыли в процессе движения и реализации товаров.
Остаётся надеяться, что
наша экономика обретёт стабильность
Одним из условий достижений высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами.
В целом по торговому предприятию»Лиана» товарооборачиваемость в отчетном году составила 31,9 дня и ускорилась по сравнению с прошлым годом на 0,5 дня.
Список литературы