Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель моей работы - исследовать научные основы организации рационального использования земли, проанализировать современное состояние использования земли в СХПК «Чутеевский» Янтиковского района ЧР и определить экономическую эффективность ее использования.
Объектом исследования СХПК «Чутеевский» Янтиковского района, предметом - сельскохозяйственные угодья СХПК «Чутеевский».
Реализация поставленной цели предопределила следующие направления и задачи исследования:
- изучить структуру товарной продукции, структуру земельного фонда, состав и структуру основных фондов, структуру посевных площадей, структуру натуральных и стоимостных показателей эффективности использования земли.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы эффективной системы использования
земельных угодий………………………………………………………….6
1.1. Экономическая оценка земли в сельском хозяйстве………………........6
1.2. Земельная реформа в условиях рыночных отношений……………........8
1.3. Рынок земли в сельском хозяйстве……………………………………...12
1.4. Система факторов повышения эффективности использования
земли………………………………………………………………………14
Глава 2. Характеристика природных и экономических условий
предприятия……………………………………………………………….20
2.1 Характеристика природных условий предприятия……………………20
2.2 Специализация и сочетание отраслей……………………………….....23
2.3 Ресурсный потенциал предприятия………………………………….....29
2.4. Экономическая эффективность сельскохозяйственного
производства…………………………………………………………….37
Глава 3. Земельные угодья и эффективность их использования……………....42
3.1 Состав и структура земельных угодий………………………………....42
3.2 Размер и структура посевных площадей……..……………………….44
3.3 Характеристика севооборотов………………………………………….46
3.4. Экономическая эффективность использования земельных угодий....48
Глава 4. Пути повышения эффективности использования земель…………….52
4.1. Совершенствование структуры посевных площадей………………...52
4.2. Рациональное использование экономического плодородия почв…...54
4.3. Вовлечение в хозяйственный оборот всей земельной площади……..55
Выводы и предложения……………………………………………………………57
Список использованной литературы…………………………………………….60
Земельные отношения включают в себя отношения собственности на землю, а также отношения, возникающие в ходе ее оборота и в процессе взимания, распределения и использования платы на землю.
В последние годы в этой сфере произошли существенные изменения. Земельная реформа в России началась в 1990-м году, когда был принят ряд законов и постановлений правительства. Это, прежде всего, законы ”О земельной реформе”, ”О плате за землю”, ”О крестьянском фермерском хозяйстве”, а также ”Земельный кодекс Российской Федерации”. Земельная реформа в России, во-первых, устранила государственный монополизм; у каждого участка появился конкретный собственник (физическое или юридическое лицо); во-вторых, было введено плановое землепользование; в-третьих, начал формироваться рынок земли. В законе ”О Земельной реформе” предусмотрена передача земельных участков:
Постановлением правительства Российской Федерации №208 от 4 сентября 1992г. “О приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса” установлен порядок определения земельной доли. Размер земельного пая устанавливается независимо от стажа работы и трудового вклада работника предприятия. Владелец земельного пая может использовать его следующим образом:
-
получить при выходе из
- внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество;
- продать, сдать в аренду другим владельцам долей.
Земельный пай передается в наследство.
При определении земельной доли учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственного предприятия. Не включаются в состав земельной доли и не подлежат распределению:
- земли, переданные в ведение сельских, поселковых, и городских советов;
-
земли, включенные в фонд
-
земли, используемые
- земли, переданные хозяйству в аренду.
При передаче земли в аренду Постановлением правительства от 3 ноября 1994г. “ О порядке определения нормативной цены земли” установлена нормативная цена в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. При этом полностью освобождаются от платы за землю следующие организации и учреждения:
- заповедники, национальные и дендрологические парки;
- предприятия и граждане, занимающиеся традиционными промыслами;
- научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства;
- учреждения культуры, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы;
- предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие малопродуктивные земли.
Постановлением правительства Российской Федерации №96 от 1 февраля 1995г. ”О порядке осуществления прав собственников земельных долей” на земельную долю имеют право:
Каждый собственник земельной доли может продать ее для производства сельскохозяйственной продукции. Споры, связанные с правом на получение земельной доли и определением площади земель, находящейся в общей собственности, решаются судьями.[14, c.85-87]
В 1997 г. В России завершился первый этап земельной реформы, который в основном сводился к перераспределению государственной земельной собственности в пользу частного и кооперативного секторов и введению платы за пользование землей. Основные земельные преобразования в сельском хозяйстве России прошли в первые годы реформирования отрасли и перехода к рыночным отношениям. В последующие годы главная работа велась в направлении юридического оформления земельных участков. Этому во многом способствовал выход Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. ”О реализации конституционных прав граждан на землю”. На начало 1997 г. свидетельства на собственность земли получили 10,6 млн. владельцев земельных долей, что составляет 91% от общей численности имеющих право на получение.
На сегодняшний день, в соответствии с Конституцией Российской Федерации за последние 11 лет на территории Российской Федерации практически созданы основы нового земельного строя; ликвидирована государственная монополия на землю, осуществляющая переход к многообразию форм земельной собственности; проведено перераспределение земли в пользу граждан; введено платное землепользование; основная часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность; земли лесного фонда, природоохранные и другие наиболее ценные земли находятся в государственной собственности; выполнены значительные объемы земельно-кадастровых работ; созданы объективные условия для оборота земли.
По данным Госкомстата на начало 2001 г. земельный фонд России составляет 1709,8 млн. га. В общей площади земельных угодий 64,1% приходится на земли лесного фонда, 23,8% - земли сельскохозяйственного назначения, 6,5% - земли запаса, на остальные категории земель (поселений; промышленности, транспорта, связи и иного назначения; особо охраняемые территории; водного фонда) приходится в среднем по 1-2% общей площади земельного фонда.
В
структуре отношений наибольшие
изменения произошли среди
Нынешней особенностью сельскохозяйственных угодий является не только их общее уменьшение, но и качественное ухудшение, уменьшение как биологического, так и экономического плодородия.[15, c.21-22]
Новый
Земельный кодекс Российской Федерации,
введен 30 октября 2001 г. (№136-ФЗ от 25.10.2001
г.).
1.3.Рынок
земли в сельском хозяйстве
Земельные отношения в России постепенно приобретают рыночный характер, хотя земельный рынок пока еще недостаточно развит и не подкреплен в полном объеме законодательной базой.
Во многих странах такой рынок существует уже давно. В России же пока основным товаром являются дачные участки, земли членов товариществ по коллективному садоводству и огородничеству, а также участки личных подсобных хозяйств. Основные земельные массивы сельскохозяйственных предприятий (производственных кооперативов, товариществ, обществ и др.) товаром не являются, хотя институт частной собственности на землю уже существует.
Многие экономисты считают, что для сельскохозяйственных предприятий России введение полномасштабного рынка земли представляется преждевременным, поскольку предварительно необходимо решить целый ряд проблем. Первая из них — кому можно продавать землю? В любом случае, земля в результате купли-продажи не должна изыматься из сельскохозяйственного оборота, Это значит, что земли сельскохозяйственного назначения могут быть проданы только для сельскохозяйственного использования и только тому, кто сам своим трудом будет их обрабатывать. Право на покупку земли будет предоставляться в первую очередь сельским жителям и сельскохозяйственным предприятиям.
Вторая проблема рынка земли — ограничение максимального размера землевладения, находящегося в частной собственности. Должны быть установлены верхние пределы площади земли, которая может находиться в частной собственности, дифференцированные по регионам.
Третья проблема — цена земли. Существует два вида таких цен: нормативные и рыночные. Исходной является нормативная цена, и в уже принятых документах она определяется пропорционально земельному налогу. Некоторые экономисты считают, что это неточно и неправильно. Во-первых, сам механизм земельного налога требует значительного совершенствования; во-вторых, он далеко не соответствует реальной стоимости земли. При определении нормативной цены земли необходимо также учитывать положение участков по отношению к рынкам сбыта продукции и снабжения, наличие дорожной сети и т. д.
На свободном рынке господствует рыночная цена, складывается под воздействием спроса и предложения. Предполагается, что в некоторых сельскохозяйственных зонах под влиянием завышенного предложения цены на землю окажутся очень низкими. В этом случае потребуется защитить продавца, чтобы рыночная цена не упала ниже нормативного уровня. Наивысшие цены будут складываться в пригородных зонах.
Формирование рынка земли будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести следующие:
- продажа и аренда земли позволят их владельцам зарабатывать средства для дальнейшего расширения производства, более интенсивного использования оставшихся земель;
- внутрихозяйственный оборот земельных долей дает возможность увеличивать размеры крестьянских и личных подсобных хозяйств до оптимального уровня;
- не будет бесплатного изъятия земель.
Из негативных последствий следует отметить:
- низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию делают сельских владельцев не конкурентоспособными на земельном рынке, что неизбежно приведет к изъятию части земли из сельскохозяйственного оборота (даже при наличии административных ограничений);
- сельские жители продадут свои земельные доли за бесценок и из собственников превратятся в наемных работников с соответствующим отношением к земле;
- в России может появиться слой крупных землевладельцев, что связано с серьезными негативными последствиями социального плана.
В
сложившихся условиях продажа земли
не может быть свободной, нерегулируемой.
Вместе с тем каждому сельскохозяйственному
товаропроизводителю должна быть предоставлена
возможность в необходимых случаях приобретать
дополнительную земельную площадь, требующуюся
для создания производства оптимальных
размеров.[7,с. 102-103]
Результаты
Информация о работе Экономическая эффективность использования земельных угодий предприятия