Экономический анализ деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа использования производственной мощности предприятия на примере ОАО «Вита». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты производственной мощности;
2) рассмотреть методики ее расчета;
3) провести общую характеристику предприятия ОАО «Вита»;
4) проанализировать степень использования производственной мощности в целом, по предприятию и по отдельным цехам;
4) разработать мероприятия, способствующие рациональному использованию производственной мощности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
Глава 1. Производственная мощность предприятия
1.1 Теоретические основы производственной мощности………………........4
1.2 Методика расчета производственной мощности……………………..…..17
Глава 2. Анализ использования производственной мощности предприятия на примере ОАО «Вита»
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………...22
2.2 Степень использования производственной мощности ОАО «Вита»…..29
2.3 Пути рационального использования производственной мощности ОАО «Вита»……………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………….……..49
Список литературы…………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая трубочкина.docx

— 106.64 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Методика расчета производственной мощности

 

Устойчивый рост покупательской способности населения, наблюдаемый в последние годы в России, приводит к увеличению объема потребления товаров и услуг. Между тем, многие производственные предприятия на определенном этапе в процессе планирования сталкиваются с дефицитом производственных мощностей, необходимых для выпуска той или иной продукции. Возможные последствия: недопоставка продукции на рынок в предполагаемый период дефицита, вероятное недополучение прибыли и в результате уменьшение рентабельности предприятия.

В условиях жесткой конкуренции неполное освоение организацией рыночного потенциала неизбежно приведет к усилению позиций конкурентов, которые будут в состоянии удовлетворить возросший спрос. Это однозначно негативно скажется на финансовых показателях организации, приведет к увеличению доли конкурентов на рынке.

Вместе с тем инвестиции в дополнительное оборудование, как правило, требуют серьезных финансовых вложений. Поэтому перед тем, как их осуществлять, необходимо оценить производственную мощность предприятия и выявить резервы повышения работы имеющегося оборудования .

Понятие производственной мощности достаточно часто используется для характеристики производственного потенциала предприятия или его структурного подразделения.

Производственная мощность – это показатель, отражающий максимальную способность предприятия (подразделения, объединения или отрасли) по осуществлению выпуска товарной продукции в натуральных или стоимостных единицах измерения, отнесенных к определенному периоду времени (смена, сутки, месяц, квартал, год). Этот показатель позволяет осуществить:

  1. сравнение производственного предприятия или его подразделения с другими аналогичными производствами;
  2. выявление резервов увеличения выпуска продукции путем увеличения загрузки оборудования;
  3. сравнение использования производственных возможностей предприятия в различные периоды времени.

То есть, этот показатель важен для анализа хозяйственной деятельности предприятия, так как позволяет ответить на многие вопросы, задаваемые в этой области изучения .

Основными источниками анализа использования производственной мощности являются годовая бухгалтерская отчетность, первичная документация. А также данные управленческого учета, предназначенные для внутреннего пользования.

Для расчета производственной мощности предприятия были использованы различные коэффициенты.

Степень использования производственной мощности в целом по предприятию определяем следующим образом:

 

Кипм. = Vф. / ПМ, (1)

 

где Кипм. – коэффициент использования производственной мощности;

Vф. – фактический объем производимой продукции;

ПМ – среднегодовая производственная мощность предприятия.

Интенсивная загрузка оборудования – это выпуск продукции за единицу времени в среднем на одну машину (1 машино-час). Показателем интенсивности работы оборудования является коэффициент интенсивной его загрузки:

 

Кинт. = ЧВф. / ЧВпл., (2)

 

где ЧВф., ЧВпл. – соответственно фактическая и плановая выработка оборудования за 1 машино-час.

Обобщающий показатель, комплексно характеризующий использование оборудования, – коэффициент интегральной загрузки – представляет собой произведение коэффициентов экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования:

          Кi = Кпфв.× Киз, (3)

 

где Кпфв. – коэффициент использования планового фонда времени;

Киз. – коэффициент интенсивной загрузки.

Уровень целосменного использования оборудования характеризует коэффициент сменности (Ксм.), который определяется следующим соотношением:

 

Ксм. = Тр.см. / Тmax, (4)

 

где Тр.см. – фактическое отработанное число станко-смен за период;

Тmax – максимально возможное число станко-смен, отработанных установленным оборудованием за одну смену того же периода.

Источниками данных для анализа послужила внутренняя информация, используемая в управленческих целях.

Для анализа работы по группам оборудования позволит определить, как изменилась доля каждого оборудования за год. В процессе анализа дается оценка динамики оборудования.

Степень привлечения наличного оборудования в производство характеризуют следующие показатели:

1) коэффициент  использования парка наличного  оборудования:

 

Кн. = ΣДоб. / ΣНоб. (5)

 

2) коэффициент  использования парка установленного  оборудования:

 

Ку. = ΣДоб. / ΣУоб., (6)

 

где Доб. – действующее оборудование;

Уоб. – установленное оборудование;

Σ – сумма показателей.

3) доля  оборудования, сданного в эксплуатацию:

 

Дэ. = ΣУоб. × 100 / Ноб. (7)

 

Анализ использования технологического оборудования проводится по цехам, поскольку каждый цех имеет свою специализацию, обладает различными видами и разным количеством оборудования.

По данной методике можно провести сравнительный анализ использования производственных мощностей отдельных производственных линий: линий по упаковке молочных продуктов в пакеты типа «Пюр-пак» (0,5–1 л), линий по розливу молочных продуктов в пакеты типа «Фин-пак» (российский и финский).

Задачей вышеописанного анализа является выявление фактического использования производственной мощности, сравнение ее с максимальной производительностью по данным 2011 года.

Для характеристики степени использования пассивной части фондов рассчитывается показатель выхода продукции на 1 квадратный метр производственной площади, который в некоторой степени дополняет анализ использования производственных мощностей предприятия.

В производственной деятельности ОАО «Вита», как и на любом предприятии, существуют некоторые ограничения в использовании производственных мощностей.

Для установления степени использования производственной мощности предприятия необходимо проанализировать изменение объема производимой продукции за два года. Анализ проводится в разрезе основных производственных цехов. Объем продукции представлен в натуральном выражении.

Анализируя объем выпускаемой продукции, необходимо выяснить насколько величина выпуска в натуральном выражении соответствует имеющейся производственным мощностям предприятия. Далее идет расчет изменения объема производства за счет изменения количества оборудования, экстенсивности и интенсивности его использования.

После анализа объема производимой продукции следует анализ изменения продолжительности рабочего времени в сменах основных производственных цехов.

В идеальном варианте все эти имеющиеся мощности должны использоваться в полную силу. На основе имеющейся информации по максимальной мощности оборудования, количеству принимаемого сырья и ограничений делается вывод о том, насколько полно используются мощности того или иного цеха.

В заключение анализа производственных мощностей ОАО «Вита» целесообразным является расчет скрытых возможностей использования производственных мощностей, более эффективное и рациональное их использование.

 

 

Глава 2. Анализ использования производственной мощности предприятия на примере ОАО «Вита»

 

2.1 Общая характеристика предприятия

 

Открытое акционерное общество «Вита» – предприятие пищевой отрасли, занимающееся переработкой молока и производством молочных продуктов. ОАО «Вита» является юридическим лицом и действует на основании настоящего устава и Федерального закона «Об акционерных обществах», имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций. ОАО «Вита» находится по месту своей юридической регистрации: 646020, Омская область, г. Исилькуль, ул. Степная, 43.

Целью ОАО «Вита» является извлечение прибыли. Основными видами деятельности ОАО «Вита» являются:

1) производство и реализация всех видов продукции производственно-технического назначения;

2) производство и реализация товаров народного потребления;

3) коммерческая деятельность, во всех видах, с любыми видами товаров и сырья, не изъятыми из гражданского оборота, в том числе торговые, торгово-закупочные, сбытовые и посреднические операции;

4) розничная и оптовая торговля товарами народного потребления, продукцией и изделиями производственно-технического назначения, иными товарами;

5) информационное обслуживание, консалтинговые, маркетинговые услуги.

Производство молочной продукции является основным профилирующим видом деятельности предприятия, но предприятие ОАО «Вита» имеет также магазин, через который реализует часть своей продукции.

Также в составе предприятия функционируют автоцех и швейный цех, которые оказывают услуги населению и другим организациям по грузо- и пассажироперевозкам и по пошиву одежды, но доход от предоставления данных услуг и работ занимает лишь незначительную часть в совокупном доходе предприятия.

Начало строительства завода положено в 1939-м году, когда было возведено здание компрессорного цеха. Позже, в 40-х гг. были сооружены цех по изготовлению сливочного масла, приемно-аппаратный цех, корпуса бытового назначения и лаборатория.

В 1961-м году сданы в эксплуатацию котельная, водонапорная башня и механический цех. В 1965-м начато строительство ныне действующего цеха по производству молочных продуктов. Через пять лет, он вступил в строй. В цехе были смонтированы три вакуум-аппарата и две распылительные сушилки, установлена распылительная сушка сухого обезжиренного молока.

С 1968-го по 1969-й гг. возведены ангары складов готовой продукции, здание отдела технического контроля и столовая. В 1971 г. была расширена площадь котельного цеха для установки дополнительного парового котла.

Параллельно со строительством нового цеха по производству сухих молочных продуктов в 1968–1970 гг. велась реконструкция маслодельного цеха по расширению его площади. В нем затем были установлены французская линия по производству масла производительностью 0,8–1 тонн продукта в час и поточная линия мощностью 0,5 тонн/час. Таким образом, был освоен выпуск масла методом непрерывного сбивания.

Последующая реорганизация маслодельного цеха производилась в 1982-м году. Тогда была установлена современная по тем временам линия, ориентированная на выпуск масла производительностью 2,5 тонн/час. Вначале 70-х подвергся реконструкции и приемно-аппаратный цех с установкой более мощного оборудования. Сепараторы «ОСТ-5» были заменены саморазгружающимися сепараторами «ОСН-10». Кроме того, расширена территория цеха цельномолочной продукции за счет площади маслодельного цеха.

Для выработки большего объема пара, требующегося растущим производственным мощностям, котельная была переведена на жидкое топливо, а в 1988-м и 1990-м годах ее котлы были заменены на более мощные.

В 1985-м году начала функционировать новая автомоечная, в 1976-м – трансформаторная подстанция мощностью 1,5 квт.

В 1981 году сдаётся в эксплуатацию прирельсовый материальный склад, в 1982 г. – административный корпус, в 1990 году – склад для строительных материалов. Необходимо отметить, что было уделено внимание социально-бытовым условиям: в 1984 году был построен и сдан в эксплуатацию жилой 24-х квартирный дом, в 1990 году построен детский сад на 140 мест. 1990–1991 году проведена реконструкция котельного цеха. Был пристроен цех химической очистки воды, что позволило увеличить срок эксплуатации паровых котлов в 3–4 раза.

В 1991–1993 году был построен новый цельномолочный цех и оснащен по тому времени новейшим современным оборудованием, с установкой автоматов мелкой фасовкой М6-ОРЗ в полиэтиленовые пакеты.

В 1995 году Исилькульский молочный комбинат реорганизовался в ОАО «Вита». В 1996 году закуплено оборудование из Испании для мелкой фасовки цельномолочной продукции в пакеты «Пюр-пак». За эти годы значительно изменился ассортимент продукции: он стал намного шире и разнообразнее.

За последние годы предприятием были приобретены современные линии производства и упаковки молочных продуктов: российский «Фин-пак» (М6 ОРЗ-Е), «Зонд-пак», финская линия фасовки в пакеты «Фин-пак» (ФП-2500), упаковка молочной продукции в стаканчики («Пас-пак»). Так же в настоящее время на предприятии внедрена линия по производству полипропиленовых бутылок и линия по розливу молочной продукции в бутылки.

Ассортимент продукции, производимой на молочном комбинате расширялся с каждым годом: молоко, творог, масло сливочное, кефир, кефир витаминизированный, сухое молоко, простокваша, сливки, сметана, сыворотка, творожные изделия и напиток их пахты.

Следует отметить, что за последние годы ассортимент молочной продукции на предприятии ещё значительно расширился, были разработаны и внедрены новые виды продукции (биопродукты) и появились новые современные виды упаковок. Появились такие виды продуктов как бифилюкс, лактиналь йогурты, твороженные сырки и т.д. У предприятия ОАО «Вита» существует узнаваемая марка – «Утренняя зорька», а также появились еще две торговые марки – «Вита» и «Наше молоко».

ОАО «Вита» помимо производства цельной молочной продукции также занимается производством и реализацией сухого молока и сливочного масла.

На рынке молочной продукции имеет место высокая конкуренция. Несомненно, главным конкурентом для ОАО «Вита», занимающим наибольшую долю омского рынка по цельной молочной продукции является компания «Манрос-М». На втором месте, по доле рынка, находится компания «Вимм-Билль-Данн», на третьем – ВНИМИ, на четвертом – Любинский молочный завод. Затем идут более мелкие конкуренты, такие как, Тавричанский молочный завод, Полтавский и Черлакский молочный заводы.

Информация о работе Экономический анализ деятельности фирмы