Экономический анализ деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа использования производственной мощности предприятия на примере ОАО «Вита». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты производственной мощности;
2) рассмотреть методики ее расчета;
3) провести общую характеристику предприятия ОАО «Вита»;
4) проанализировать степень использования производственной мощности в целом, по предприятию и по отдельным цехам;
4) разработать мероприятия, способствующие рациональному использованию производственной мощности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
Глава 1. Производственная мощность предприятия
1.1 Теоретические основы производственной мощности………………........4
1.2 Методика расчета производственной мощности……………………..…..17
Глава 2. Анализ использования производственной мощности предприятия на примере ОАО «Вита»
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………...22
2.2 Степень использования производственной мощности ОАО «Вита»…..29
2.3 Пути рационального использования производственной мощности ОАО «Вита»……………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………….……..49
Список литературы…………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая трубочкина.docx

— 106.64 Кб (Скачать файл)

Основными конкурентами ОАО «Вита» по сухому молоку являются Черлакский и Калачинский молочные заводы, а также предприятия Новосибирской и Тюменской областей, специализирующиеся на производстве сухого молока и масла.

Для того чтобы занять достойное место на Омском рынке цельной молочной продукции ОАО «Вита» разработало особый дизайн упаковки для своей продукции, который нельзя спутать ни с какой другой маркой. Кроме того, ассортимент ОАО «Вита» отличается от того, что предлагает, например, «Манрос-М» или «Вимм-Билль-Данн». ОАО «Вита» предложила потребителям новые молочные продукты, такие как «Бифилюкс», молочный напиток «Снежок», витаминизированное молоко «Настасья», молоко длительного хранения, фруктовые молочные напитки.

Квалифицированное управление менеджмент – это основа успешной работы предприятий. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.

ОАО «Вита» имеет линейно-функциональную структуру, где идет процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей [13, c. 126].

С 2009 года в ОАО «Вита» работают 356 грамотных специалистов, и присутствует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т.е. формально обладает большей властью и более высоким статусом. В данной организации присутствует большое число ступеней иерархической лестницы, поэтому организация является сложной. Горизонтальная дифференциация отражает степень разделения труда между отдельными структурными единицами [13, c. 95].

В ОАО «Вита» существует производственная структура и структура управления. Предприятие в своём составе имеет как подразделения основного, так и вспомогательного производства. Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделённый всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинён вышестоящему руководителю .

К основному производству относятся четыре цеха: цех цельномолочной продукции, приёмно-аппаратный цех, маслоцех и цех сухого молока. Процесс производства начинается в приёмно-аппаратном цехе. Здесь происходит приём молока от молоковозов в десятитонные ванны. Затем молоко проходит обработку и сепарируется, в результате этого процесса получаются сливки и обрат. Сливки и обрат поступают в цельномолочный цех, маслоцех и цех сухого молока. Сливки поступают в маслоцех, где являются основным продуктом для производства масла. Для регулирования жирности масла используется обрат, т.е. если масло получается слишком высокой жирности, то в него добавляют обрат, тем самым, нормализуя жирность производимого продукта. Также в маслоцехе производится бифилюкс и сметана в стаканчиках. Процесс производства творога и сырков начинается в маслоцехе, затем сырковая масса поступает в цельномолочный цех, где доводится до готовности и фасуется.

В цельномолочный цех из приемно-аппаратного цеха поступает молоко, обрат и сливки. В этом цехе производятся и проходят процесс упаковки такие молочные продукты как молоко и кефир разной жирности, ряженка, снежок, бифилюкс в бутылках, сметана в «Пюр-паке» и творог. Также молоко и брат из приёмно-аппаратного цеха поступает в цех сухого молока. Здесь производят два вида сухого молока: сухое обезжиренное молоко и сухое цельное молоко. Необходимо отметить, что на всех стадиях производственного процесса молочная продукция проходит лабораторные исследования и анализы. На предприятии существуют две лаборатории: производственная лаборатория и бактериологическая лаборатория. В каждом цехе производственная лаборатория снимает пробы для проведения анализа на содержание жирности в молочных продуктах. В состав цельномолочного цеха входит бактериологическая лаборатория, которая следит за уровнем содержания бактерий и полезных микроэлементов в молочных и кисломолочных продуктах.

К вспомогательным производствам на предприятии относится: ремонтно-строительный участок, автопарк, механический цех, котельная, компрессорная, электроцех, швейный цех, выдувалка. Предприятие постепенно разрастается и обновляется: достраиваются новые здания цехов, производится ремонтные работы в цехах, на участке предприятия, в здании управления – эти функции выполняются ремонтно-строительным участком. ОАО «Вита» имеет собственный автопарк, состоящий из специализированных машин (молоковозов), грузовых фургонов, необходимых для перевозки готовой продукции до покупателей, автобусов и легковых автомашин. В функции работников автопарка входит не только управление данными транспортными средствами, но также их ремонт и обслуживание. Производство молочной продукции требует поддержание постоянного температурного режима молочного сырья, или в определённых производственных линиях смены этого режима (для закваски), поэтому на территории организации существует собственная котельная и компрессорный цех. В функции швейного цеха входит пошив формы (халатов) для работников предприятий, также оказание услуг по пошиву одежды для населения. К вспомогательному производству относится также выдувалка, она представляет собой линию по производству бутылок из пропилена, в которые затем производится розлив продукта «Бифилюкс».

 

Предприятие имеет организационно-правовую форму открытое акционерное общество, поэтому высшим органом управления является общее собрание акционеров. Так как общее число акционеров ОАО «Вита» составляет более пятидесяти человек, то на предприятии создан наблюдательный совет общества – совет директоров. В совет директоров входят шесть человек с различными пакетами акций. Единоличным исполнительным органом открытого акционерного общества «Вита» является генеральный директор.

Генеральный директор является исполнительным органом, принимающим все управленческие решения, связанные с производством и реализацией.

Данное предприятие включает в себя такие отделы, как бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел снабжения, отдел кадров, отдел продаж, маркетинга.

Многосложная структура ОАО «Вита» образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается управленческой деятельностью, представляющей собой сочетание различных функций. Каждая из этих функций направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это можно достичь не только за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилие, но и с помощью анализа использования производственных мощностей. На предприятии необходимо проводить комплексный анализ использования производственной мощности, которая позволила бы детально изучить производственные возможности предприятия на каждом этапе производства.

 

2.2 Степень использования  производственной мощности ОАО «Вита»

 

Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции высокого качества или объема переработки сырья в единицу времени. Расчет производственной мощности предприятия осуществляется в единицах измерения (изделия, деталях, штуках).

Производственная мощность не может быть постоянной, она изменяется вместе с совершенствованием техники, технологии, организации производства и стратегии предприятия. Степень использования производственной мощности характеризует коэффициент использования мощности, который выражается отношением годового выпуска продукции к среднегодовой мощности данного года. Расчет был произведен с использованием формулы (1). Для характеристики степени использования пассивной части фондов был рассчитан показатель выхода продукции на 1 квадратный метр производственной площади. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Анализ использования производственной мощности ОАО «Вита»

Показатель

2010 год

2011 год

Отклонение

Выпуск продукции

– в действующих ценах, тыс. руб.

– в натуральном выражении, тонн:

 

244598

21497

 

292592

22758

 

47994

1261

Среднегодовая производственная мощность, тонн

29568

35112

5544

Степень использования производственной мощности, %

72,7

64,8

-7,9

Производственная площадь, м2.

3357

3357

-

Выпуск продукции на 1 м2. производственной площади, тыс. руб.

72,86

87,16

14,3

Уровень недозагрузки мощностей, %

27,3

35,2

7,9


 

Анализ степени использования производственной мощности ОАО «Вита» показал увеличение производственной мощности предприятия в 2011 году. Возросшая величина производственной мощности на 5544 тонн объясняется закупом нового оборудования, а, следовательно, и повышением потенциала предприятия.

В связи с этим возрос фактический объем выпущенной продукции. В натуральном выражении он составил в 2011 году 22758 тонн, что превысило значение предыдущего года на 1261 тонну. Коэффициент использования производственной мощности ОАО «Вита» в 2010 году составил 72,7%, в 2011 году показатель снизился до 64,8%. Соответственно уровень недозагрузки мощностей составил в 2010 году – 27,3%, в 2011 году – 35,2%. Данный показатель рассчитывается путем вычитания из 100% полученный коэффициент использования производственной мощности (100% – максимально-возможный выпуск продукции).

Для характеристики степени использования пассивной части фондов был рассчитан показатель выпуска продукции на 1 квадратный метр производственной площади. В 2011 году величина этого показателя возросла на 14,3 руб. и составила 87,16 руб. Повышение уровня данного показателя объясняется увеличением выпуска продукции. Поэтому можно говорить об эффективном использовании пассивной части основных фондов.

Для характеристики степени использования производственной мощности необходимо проанализировать объем производимой продукции в натуральном выражении. Динамика его изменения за два года, проводимая по видам продукции, представлена в таблице 2.

 

Таблица 2. Объем выпускаемой продукции ОАО «Вита»

Вид продукции

Объем выпускаемой продукции, (тонн.)

Отклонение, (тонн)

Темп роста (снижения), %

Молоко цельное

14089

14409

320

102,3

Кисломолочная продукция

3665

4042

377

110,3

Биопродукты

1384

2708

1324

195,7

Творог

659

380

-279

57,7

Масло

407

193

-214

47,4

Сухое молоко

1293

1026

-267

79,4

Итого:

21497

22758

1261

105,9


 

Анализ объема выпускаемой продукции по видам показал, что общий выпуск молочной продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 1261 тонну или 5,9%.

Анализируя объем выпущенной продукции по видам, можно сказать, что в целом, уровень объема выпускаемой продукции увеличился. Однако производство творога, масла и сухого молока снизилось. Производство творога снизилось по сравнению с 2010 годом на 279 тонн, что на 42,3% ниже показателя прошлого года.

Производство масла занимает незначительную часть во всем объеме производимой продукции, его доля наименьшая, в 2010 году выпуск этого продукта составил 407 тонн, в 2011 году – 193 тонны. Объем выпуска масла в 2011 году значительно уменьшился на 214 тонн, что составило 47,4% от прошлого выпуска.

Информация о работе Экономический анализ деятельности фирмы