Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. А основа формирования прибыли - соотношение между доходами и расходами.
Независимо от того, каков профиль деятельности предприятия, в процессе деятельности всегда происходит формирование его доходов и расходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа доходов и расходов организации
1.1. Экономическая природа и сущность доходов и расходов организации, их классификация…………………………………………………..……………..5
1.2. Цель, задачи, информационная база и методы анализа доходов и расходов организации………...…………………………………………………..9
1.3. Аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках (форма №2)…… ………………………………………………………………………….13
2. Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)
2.1. Анализ состава, структуры и динамики организации…………….......17
2.2. Анализ прибыли от продаж……………………………………...……...20
2.3. Анализ рентабельности обычных видов деятельности……………….27
Заключение………………………………………………………..……………...32
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк абдулла.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

107704 – 93656 = 14048 тыс. руб.

Общее влияние всех перечисленных  факторов равно:

- изменение объема продаж -551;

- изменение структуры  ассортимента проданной продукции -1551;

- изменение себестоимости  -10962;

- изменение величины коммерческих расходов - 298;

- изменение цены продаж +14048;

- общее влияние факторов +686.

Значительное удорожание себестоимости проданной продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на проданную продукцию, а также снижение коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме продажи снижение себестоимости продукции.

Данные Отчета о прибылях и убытках позволяют рассчитать порог рентабельности и запас  финансовой прочности организации. Важным условием точности их определения является обязательное выделение из общей суммы расходов по обычным видам деятельности управленческих и коммерческих расходов, носящих с определенной долей условности постоянный характер. В этом случае рассчитанная в Отчете валовая прибыль (РВАЛ) может быть отождествлена с известным показателем маржинального дохода (маржинальной прибыли):

РВАЛ = N – Sп = МД     (1)

где Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, включающая производственные (условно-переменные) расходы (стр. 020), тыс. руб.;

МД- маржинальный доход, тыс. руб.

Известно, что маржинальный доход рассчитывается по формуле:

МД = N – Sпер = Р + Sпост.     (2)

где   Sпер – условно-переменные затраты, тыс. руб.;

        Sпост – условно-постоянные затраты, тыс. руб.;

        Р – прибыль от продаж, тыс. руб.

Таким образом, маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммерческих) и формирования прибыли от продаж.

На основе показателя маржинального дохода рассчитываются показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Порог рентабельности, или точка безубыточности (критический 
объем продаж) (К) — характеризует тот объем продукции, работ, услуг, 
реализация которого обеспечивает организации покрытие всех затрат, 
связанных с их производством и продажей, и рассчитывается по формуле:

К = Sпост /МД : N = УР+КР/ МД : N     (3)

где УР – управленческие расходы, тыс. руб.;

      КР – коммерческие расходы, тыс. руб..

Запас финансовой прочности (ЗФП) — характеризует тот объем продукции, в пределах которого организация может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности, и рассчитывается по формуле:

ЗФП = N – К     (4)

В процессе анализа  эти показатели рассчитываются в  динамике (за отчетный и предыдущий период). Кроме того, целесообразно рассчитать запас финансовой прочности в процентах от общей величины выручки от продаж, что позволит более наглядно оценить процент безрискового снижения объема продаж.

В целом названные  показатели позволяют оценить уровень эффективности продаж. Их расчет представлен в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Расчет показателей  качественного уровня финансовых результатов  от продаж продукции (работ, услуг)

Показатель

Код строки ф. №2

Сумма, тыс. руб.

Изменение

(+,-)

Предыду-щий год

Отчетный год

1. Объем продаж (N)

010

105 429

107 704

+2275

2. Себестоимость (производственная) продаж – переменные затраты  (Sпер)

020

86 582

87 873

+1291

3. Маржинальный доход (МД) (валовая  прибыль от продаж) (п.1-п.2)

029

18 847

19 831

+984

4. Доля маржинального дохода в объеме продаж (d) (п.3:п.1)

х

0,1788

0,1841

+0,0053

5. Постоянные затраты (Sпост)

030+040

13 914

14 212

+298

6. Критическая точка объема продаж (К) (п.5:п.4)

х

77 819

77 197

-622

7. Запас финансовой прочности  (ЗПФ) (п.1-п.6)

х

27 610

30 507

+2897

8. То же в % к объему продаж (п.7:п.1)

х

26,19

28,32

+2,13

9. Прибыль от продаж

050

4933

5619

+686


 

Данные табл. 1.5 свидетельствуют о том, что в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшился порог рентабельности (критическая точка объема продаж) ОАО «Хлебозавод №7» на 622 тыс. руб. Возрос запас финансовой прочности — на 2897 тыс. руб. Положительным моментом является то, что его доля в выручке увеличилась с 26,19 до 28,32%, что свидетельствует о повышении эффективности обычной деятельности. Вместе с тем у организации есть возможности снижения порога рентабельности и повышения запаса финансовой прочности за счет снижения постоянных расходов, которые в отчетном году по сравнению с предыдущим выросли на 298 тыс. руб. Полученные выводы найдут свое подтверждение при анализе рентабельности обычных видов деятельности.

 

2.3. Анализ рентабельности обычных видов деятельности

 

Аналитические возможности  Отчета о прибылях и убытках позволяют оценить рентабельность обычных видов деятельности организации.

Для расчета  показателей рентабельности, как правило, используется прибыль от продаж. Однако в отдельных случаях, например, при оценке рентабельности отдельных операционных сегментов (видов деятельности), целесообразно использовать валовую прибыль (стр. 029).

Для оценки рентабельности обычных видов деятельности рассчитывают и анализируют в динамике следующие  показатели:

1) рентабельность  продаж (pN) – отражает величину прибыли, полученной с каждого рубля выручки от продаж товаров, продукции, работ, услуг:

p N= Pп / N     (5)

где Pп – прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг (стр. 050), тыс. руб.;

2) рентабельность расходов по обычным видам деятельности (рS) - позволяет оценить, сколько прибыли получено организацией с каждого рубля затрат на производство и продажу продукции, работ услуг:

р S = Pп / S     (6)

где S – общая сумма расходов по обычным видам деятельности (полная себестоимость проданных товаров, продукция, работ, услуг) (сумма стр. 020, 030 и 040), тыс. руб.;

3) рентабельность  производственных расходов (psп) - характеризует величину прибыли с каждого рубля расходов, связанных с производством продукции, работ, услуг:

psп = Рп / S п     (7)

где, S п себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая включает расходы, связанные с производством и его организацией (стр. 020), тыс. руб.;

4) рентабельность управленческих расходов (рур) – показывает величину прибыли, полученную с каждого рубля управленческих расходов:

рур = Рп / УР     (8)

5) рентабельность коммерческих расходов (ркр) — позволяет оценить величину прибыли, полученную с каждого рубля коммерческих расходов:

ркр = Рп / КР    (9)

В случае, если организация раскрывает в Отчете о прибылях и убытках выручку  от продаж и себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг развернуто ( в разрезе отдельных видов (сегментов) деятельности), можно рассчитать рентабельность каждого сегмента ( р сегм) по формуле:

р сегм = Р сегмвал / N сегм = N сегм – S сегм / N сегм     (10)

где Р сегмвал – валовая прибыль операционного сегмента деятельности организации;

       N сегм – выручка от продаж операционного сегиента деятельности организации, тыс. руб.;

       S сегм – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг операционного сегмента деятельности организации, тыс. руб.

Проанализируем  динамику показателей рентабельности обычных видов деятельности с  помощью табл. 1.6.

Полученные результаты позволяют увидеть, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло повышение рентабельности обычной деятельности. В частности, рентабельность продаж возросла с 4,68 до 5,22%, рентабельность затрат на производство и продажу продукции — с 4,91 до 5,52%. Аналогичная тенденция сложилась в отношении частных показателей прибыльности обычной деятельности (рентабельности производственных, коммерческих). Невысокие значения показателей рентабельности продаж и затрат связаны с отраслевыми особенностями. В целом рост рентабельности продаж способствовал повышению рентабельности капитала анализируемой организации.

В ходе анализа  необходимо выявить влияние различных факторов на рентабельность обычных видов деятельности. Для этого используется следующая факторная модель:

рs = Рп / S = Рп / N : S / N = pN : Z     (11)

где Z - затраты на один рубль проданной продукции, руб.

Таблица 1.6

Динамика показателей рентабельности обычных видов деятельности

Показатель

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

Исходные данные для  анализа

1. Выручка (нетто) от  продаж товаров, продукции, работ,  услуг, тыс. руб.

105 429

107 704

+ 2275

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

86 582

87 582

+ 1291

3. Коммерческие расходы,  тыс. руб.

13 914

14 212

+ 298

4. Управленческие расходы,  тыс. руб.

-

-

-

5. Полная себестоимость  проданных товаров, продукции,  работ, услуг, тыс. руб.

100 496

101 794

+ 1298

6. Прибыль от продаж, тыс. руб.

4933

5619

+ 686

Показатели рентабельности обычной деятельности

7. Рентабельность продаж, % (п.6:п.1)

4, 68

5,22

+ 0,54

8. Рентабельность расходов  по обычным видам деятельности ( затрат на производство и продажу продукции), % (п.6:п.5)

4,91

5,52

+ 0,61

9. Рентабельность производственных  расходов, % (п.6:п.2)

5,7

6,42

+ 0,72

10. Рентабельность коммерческих  расходов, % (п.6:п.3)

35,45

39,54

+ 4,09

11. Рентабельность управленческих  расходов, % (п.6:п.4)

-

-

-


 

Расчет влияния  факторов на исследуемый показатель можно осуществить интегральным методом или методом цепных подстановок:

Δр s (pN) = pN1 / Z0 - pN0 / Z0 = 5,22 / 95,32 – 4,68 / 95,32 = 0,0057 или 0,57 %

Δр S (Z) = pN1 / Z1 - pN1 / Z0 = 5,22 / 94,51 - 5,22 / 95,32 = 0,0004 или 0,04 %

Таким образом, рентабельность затрат возросла в большей  степени за счет повышения рентабельности продаж и в меньшей за счет снижения затратоемкости реализуемой продукции.

Таблица 1.7

Исходные данные для  факторного анализа рентабельности обычных видов деятельности организации

Показатель

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

1. Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

105 429

107 704

+ 2275

2. Полная себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

100 496

101 794

+ 1298

3. Прибыль от продаж, тыс. руб.

4933

5619

+ 686

4. Рентабельность продаж, %

4, 68

5,22

+ 0,54

5. Рентабельность затрат  на производство и продажу  продукции, %

4,91

5,52

+ 0,61

6. Затраты на 1 рубль проданной продукции (работ, услуг), коп. (п.2:п.1)

95,32

94,51

- 0,81


 

В завершение анализа следует рассчитать влияние  рентабельности обычных видов деятельности на изменение прибыли от продаж, используя следующую факторную модель:

Pп = N x pN

Используя данные табл. 1.7, с помощью приема абсолютных разностей  получаем следующие результаты:

Δр п(N) = ΔN x pN0 =  2275 х 1,0468 = 106 (тыс. руб.)

Δ р п(pN) = Δ pN x N1 = 0,0054 х 107704 = 582 (тыс. руб.)

Из выполненных расчетов видно, что основной причиной роста прибыли от продаж (на тыс. руб.) явилось увеличение рентабельности (на 582 тыс. руб.). Влияние выручки было менее значительным — ее повышение привело к росту прибыли на 106 тыс. руб.

 

 

 

Заключение

В курсовой работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи.

Информация о работе Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)